Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:41, курсовая работа
Цель работы – на примере отдельно взятых стран рассмотреть основные аспекты торговли развивающихся стран и выявить прогнозы развития их внешнеторговой деятельности.
Задачи – изучить различия и характерные черты развивающихся стран и какую политику она могут выбрать в зависимости от этих черт, а также рассмотреть внешнеторговую деятельность некоторых стран и, наконец, выявить ожидаемое развитие стран «третьего мира».
Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
1.1.ГРУППЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
1.2.РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
1.3 ВЫБОР ПОЛИТИКИ РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ
2. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
2.1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ АЛЖИРА
2.2. ТОВАРООБМЕН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА ПРИМЕРЕ БРАЗИЛИИ И ВЕНЕСУЭЛЫ
2.3.СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЧАДА
3. ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
3.1. ПРОГНОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДО 2030 ГОДА
3.2.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эта тенденция также находит своё отражение в структуре Бразильского экспорта. На сегодняшний день 60% стоимостного объёма бразильского экспорта приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, в основном, это промышленное оборудование и транспорт. В 2006 г. Бразилия экспортировала промышленного оборудования на сумму 10,9 млрд. долл., по сравнению с предыдущим годом прирост экспорта данной продукции составил 27%. Экспорт транспортных средств составил 12,3 млрд. долл., увеличившись в сравнении с 2005 г. на 29%. Сначала эту группу товаров большей частью представляли грузовики, мотоциклы и детали к этим транспортным средствам (в 2006 г. их экспорт общей сложности примерно равнялся 5 млрд. долл.). Начиная с 2000 г., в Бразилии с немецким автомобильным концерном «Mercedes-Benz» и шведским «Volvo» были созданы совместные предприятия по выпуску легковых автомобилей и запчастей к ним. В экспорте транспорта необходимо отметить авиастроение, которое успешно развивается в Бразилии. Вся авиационная и космическая техника на настоящее времени занимает около 3% экспорта. В 2006 г. экспорт легковых автомобилей совместного производства в соседние с Бразилией страны составил 4,5 млрд. долл.
Вывоз минерального сырья давно уже не представляет большей значимости. Несмотря на огромные запасы полезных ископаемых, экспорт руды и металлов Бразилии с середины 1980-х гг. и до настоящего времени колеблется в пределах 8 – 11%. В целом, товарная структура экспорта Бразилии довольно разнообразна, – десять наиболее ведущих в ней товаров занимают не боле 36% всего стоимостного объёма экспорта.
40%
бразильской структуры импорта
занимают промышленное
Растущая экономика Бразилии требует серьёзных источников энергии. К примеру, с 2004 г. потребление нефти в стране возросло с 1990 тыс. баррелей в день до 2250 в текущем году. Производство нефти в Бразилии в 2004 г. составляло около 1540 тыс. баррелей в день. Учитывая, что природным газом Бразилия также не обеспечена, стране необходим импорт энергоносителей. В 2006 г. импорт нефти и топлива стоил Бразилии в среднем в 25 млрд. долл., при этом в стоимостном объёме импорт увеличился на 25% по сравнению с 2005 г., а в физическом – лишь на 1%. Это говорит о том, что данное увеличение есть следствие резкого повышения цен на нефть в мире. В действительности до начала 70-х годов Бразилия всецело зависела от импорта энергоносителей. После этого, в стране начались работы по разведке и освоению шельфовых нефтяных месторождений, и уже в 80-х годах экспорт нефти и других энергоресурсов в Бразилию начал сокращаться. Тем не менее, до 2007 года Бразилия по-прежнему оставалась импортёром энергоносителей, в том числе и сырой нефти. После открытия в 2007 г. месторождения, способного увеличит нефтяные резервы Бразилии более чем на 50%, прогнозируется, что к 2008 г. Бразилия не только не будет нуждаться в импорте нефти, но и начнёт её экспорт в южноамериканские страны и в США.
Уже
в середине 80-х гг. с увеличением
запасов энергоресурсов Бразилии их
импорт замещается преимущественно импортом
потребительских товаров и услуг. И хотя
в настоящее в связи с ростом внутреннего
рынка Бразилии происходит дальнейшее
увеличение объёмов импортируемой в страну
продукции (табл. 3), снижение объёмов импорта
проводится не только в ТЭК. С середины
1990-х гг. в своей внешнеторговой деятельности
Бразилия взяла курс на импортозамещение
продукции ряда отраслей обрабатывающей
промышленности, особенно это применимо
к авиа- и машиностроению, а также в области
высоких технологий.
Таблица
5
Бразильские показатели Международных торговых индексов по товарам и услугам за 1995, 2000, 2003 – 2006 гг.
Показатель | 1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Экспорт (в ценах 2000 г.), млрд. долл. | 46,5 | 64,3 | 83,9 | 96,7 | 106,5 | 111,4 |
Прирост к пред. году, % | - | - | - | 15,3 | 10,1 | 4,6 |
Экспортная квота, % | 8 | 10 | 12,4 | 13,5 | 14,4 | 14,6 |
Импорт (в ценах 2000 г.), млрд. долл. | 66,5 | 75,7 | 66,5 | 76,2 | 83,3 | 98,3 |
Прирост к пред. году, % | - | - | - | 14,6 | 9,3 | 12,9 |
Импортная квота, % | 11,4 | 11,7 | 9,8 | 10,6 | 11,3 | 12,9 |
Внешнеторговый оборот, млрд. долл. | 113 | 140 | 150,4 | 172,9 | 189,8 | 209,7 |
ВВП* (в ценах 2000 г.), млрд. долл. | 582,9 | 644,5 | 677,9 | 716,5 | 737,3 | 764,6 |
По показателям торговых индексов видно, что ситуация для Бразилии во внешней торговле существенно улучшилась после того, как стране удалось оправиться после последствий азиатского и латиноамериканского экономических кризисов. Заметно, что в 2004 г. цена товаров и услуг, экспортируемых Бразилией на внешние рынки начинает снова возрастать (темпы роста стоимостного индекса экспортных товаров и услуг увеличиваются); одновременно с этим происходит уменьшение объёмов их поставок (темпы роста физического объёма экспорта снижаются). По импорту наблюдается диаметрально противоположная ситуация. Благодаря этому, с 2004 г. условия торговли Бразилии на мировом рынке начинают улучшаться. Эту положительную тенденцию во внешней торговле подтверждает тот факт, что цены на экспортные товары и услуги Бразилии возрастают быстрее цен на импортные.
Ещё одной важной особенностью внешнеторговой политики республики является последовательная диверсификация не только структуры её экспорта, но и торговых связей. Так, данный процесс получил развитие в 1960 – 1980 гг., когда Бразилия существенно расширяла свои внешнеэкономические связи – доля США сократилась, доля Западной Европы возросла, а экспорт Бразилии в страны Латинской Америки за этот период увеличился более чем в два раза. Во второй половине 1970-х начал увеличиваться товарооборот со странами Восточной Европы, азиатскими и африканскими государствами. В рамках этого подхода с 1960 гг. внешняя политика Бразилии была также нацелена на ослабление односторонней зависимости от американской экономики, с 1970 по 1980 гг. доля США во внешнеторговом обороте Бразилии снизилась с 30% до 19%. Но тяжёлое положение бразильской экономики в 1980-х гг. подтолкнуло правительство страны к усилению привилегий в отношении импорта из США и экспорту в эту страну ряда своих товаров по заниженным ценам в обмен на финансовую помощь Соединённых Штатов Бразилии.
На начало 1990-х гг. доля США в бразильском товарообороте вернулась к уровню 1970-х гг. По мере экономического преодоления экономического спада и укрепления позиций Бразилии на мировой арене во внешней торговле страна продолжила выбранный ранее курс. На сегодняшний день США, конечно же, продолжают оставаться лидирующим торговым партнёром Бразилии как по экспорту, так и в импорте. Однако на сегодняшний день географическая структура торговых связей крайне диверсифицирована, во-первых, потому что доля ведущих торговых партнёров составляют не более 50%, а во-вторых, так как в этой структуре представлены все регионы мира.
С
середины 1990-х гг. значительно усилились
внешнеэкономические связи
С 1995 г. по 2005г. Бразилия практически в три раза увеличила свой товарооборот со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Главным партнёром страны внутри региона является Аргентина. Между двумя этими странами существует давняя внутриотраслевая торговля в области с/х и лёгкой промышленности. Помимо этого, Аргентина остаётся для Бразилии крупным рынком сбыта промышленного оборудования. Аргентина же экспортирует в Бразилию природный газ и продукцию машиностроения. Из-за масштабного кризиса в экономике Аргентины в 2001 – 2002 гг., товарообмен Бразилии с этой южноамериканской страной резко сократился. Так в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом объём бразильского экспорта в Аргентину снизился на 2,6 млрд. Затем после того, как кризис и его последствия были устранены, товарооборот с Аргентиной вновь возвратился на прежний уровень в 8%– 9%.
Венесуэла - полноправный участник мирового торгового процесса. Страна является очень важным поставщиком природных ресурсов на мировой рынок.
В
начале 1990-х годов Венесуэла
Располагая огромными запасами нефти, Венесуэла, кроме того, является крупнейшим производителем железной руды (ее добыча в 1993 г. составила 16.8 млн. тонн). Основные залежи руды сосредоточены в штате Боливар, расположенном в центральной части страны при слиянии рек Ориноко и Карони. До 1975 г. американские компании владели многими крупными рудниками, которые позднее были национализированы. В середине 1970-х годов были открыты крупнейшие месторождения бокситов и каменного угля. Главные залежи бокситов находятся в горах на западе штата Боливар, к югу от города Ла-Урбана и на территории венесуэльской Гуаяны на востоке штата Боливар. Освоение этих месторождений должно сделать Венесуэлу одним из крупнейших производителей алюминия в мире; к концу 1980-х годов страна уже поставляла большую часть сырья, необходимого для растущей алюминиевой промышленности. Основные месторождения каменного угля, запасы которых оцениваются в миллиард тонн, расположены к северо-западу от Маракайбо. Из других полезных ископаемых следует отметить разработки золота и алмазов в районе венесуэльской Гуаяны.
В
начале 1990-х на долю аграрного сектора
приходилось лишь около 5% национального
дохода; такое соотношение создает
ошибочное впечатление
Наиболее
плодородные