Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Роль государства в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы: раскрыть сущность переходной экономики, а также изучить пути перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность понятия переходной экономики;
исследовать концепции перехода к рыночной экономике;
изучение специфики переходной экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1 Переходная экономика: понятие, характерные черты, цели, предпосылки, закономерности и пути перехода к рыночной экономике. Основные направления рыночных преобразований. Концепции перехода к рыночной экономике и их применение в различных странах…………………6
Понятие переходной экономики и ее основные черты……………………6
Главные цели, предпосылки и закономерности переходной экономики....8
Основные направления рыночных преобразований. Концепции перехода
к рыночной экономике и их применение в различных странах……………....11
ГЛАВА 2 Специфика переходной экономики в Республике Беларусь: переход к модели социально ориентированной рыночной экономики. Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь …………………….......17
2.1 Особенности белорусской модели экономического развития…………....17
2.2 Переходная экономика в Республике Беларусь на современном этапе….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

tsely_kursach.docx

— 129.44 Кб (Скачать файл)

Одновременно предстоит решать проблему преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях собственности.

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.

Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и

грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Переходный период может быть вызван объективными и субъективными причинами. К объективным причинам следует отнести эволюционное развитие экономики и общества, научный прогресс, историческое движение, несоответствие другим системам (окружающая среда и пр.), которые создают естественные противоречия, требующие идейного и материального переустройства окружающей системы. Субъективными причинами являются политическое, экономическое вмешательство государства, крупных частных компаний, профсоюзов, церкви или иных сил в развитие общества. Это вмешательство может не соответствовать естественному ходу событий и сопровождаться революциями и войнами. Очевидно, что только объективные причины могут оправдать существование переходного периода.

Среди многочисленных  изменений,  происходящих  в  переходный  период, некоторые  носят  необходимый,   неизбежный   характер   и   поэтому   могут рассматриваться как закономерности. Их три:

  1. утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;
  2. бюджетный кризис;
  3. трансформационный спад.

Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный  характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в  переходный  период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но  только  осознание неизбежности  этих  кризисов  и  их  быстрое  преодоление  дает  возможность создать рыночную экономику.

Главная  закономерность  переходного  периода  —  утрата  государством функций  единоличного  распоряжения  ресурсами.  Как  известно,   в   период командно-административной    системы    государство    было     единственным собственником  и  всесильным  распорядителем  всех   материальных   богатств общества.  Теперь  значительная  часть   имущества   переходит   в   частную собственность,  и  государство  теряет  монопольную   власть   на   принятие экономических решений.

Это  ведет  к  принципиальным  изменениям  положения   государства   в экономике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем.  Трансформация  должна  привести  к такому положению, при котором государство, будучи источником  экономического законодательства,  действует  согласно  установленным  им  же  законам.  Это значит,  что  после  принятия  закона  все  государственные  органы   должны руководствоваться законом и  в  случае  нарушения  подвергаться  санкциям  — подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в  законе,  то государственные органы и государственные предприятия должны  действовать  по тем же правилам, что и остальные субъекты  рынка.  Например,  при  нарушении условий  поставки  товара  потребителю  государственные  предприятия  должны нести такие же санкции, как и частные компании.

Включенность  государства  наряду  с  гражданами  и  организациями   в правовую систему, регулирующую жизнь всего общества  —  одно  из  величайших достижений  западной  цивилизации,  обеспечившее независимость   субъектов рынка, а тем самым — полноценное функционирование рыночного механизма.

Вторым аспектом изменения положения государства является  формирование нового инструментария для воздействия государства на экономику.  Конечно,  в любой, даже самой либеральной экономике, государство  не  должно  оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое  управление осуществлялось  за  счет  принудительных  и  адресных  распоряжений,  то   в рыночной системе государство  располагает  гораздо  более  мощным  и  гибким инструментарием  финансового  регулирования.  Речь   идет   о   том,   чтобы

воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с  помощью  денежных, налоговых,  валютных  и  иных  финансовых  регуляторов.  Сила   этого   типа регулирования состоит в том, что оно в  принципе  допускает  гораздо  меньше льгот и исключений, чем план.

Третьим  аспектом  является  необходимость  компенсации  фиаско,   или провалов, рынка.

Раз есть  общие  для  всех  переходных  экономик  формы  и  проявления кризиса,  то  логично  допустить  и  существование   общих   направлений   в преобразовании  экономических  систем,  которые  можно   было   бы   назвать закономерностями постсоциалистического реформирования. Действительно,  такие закономерности есть. Их три: макроэкономическая  (финансовая)  стабилизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.

В обстановке стремительной  инфляции,  без  твердой  денежной  единицы экономика обречена на  глубокий  кризис.  Например,  производители  избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут  рассчитывать  на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности  в денежно-финансовой сфере.

Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Возможен  ли рынок  без  частной  собственности?  Некоторые  ученые  дают утвердительный ответ. Они ссылаются на размывание  границ  между  формами  собственности  в современной рыночной экономике. Не приходится спорить, например, с тем,  что ведущей  организационно-правовой  формой  в   развитых   странах   выступают акционерные общества, в которых объединены десятки, сотни,  а  то  и  тысячи владельцев.  В  их  число  могут  входить  и  государственные  компании,   и партнерства, и кооперативы, и другие экономические организации.

Наконец, третья закономерность  постсоциалистической  трансформации — это  интеграция  в  мировое  хозяйство.  Искусственная  изоляция   советской экономики от мирового рынка  явилась  одной  из  главных  причин  отставания нашей  промышленности  по  качеству  и  технологическому  уровню  продукции. Отечественные   предприятия   не   могли   воспользоваться    преимуществами международного  разделения  труда.   Закрытость   экономики   сопровождалась автаркией, т. е.  формированием  самодостаточной  экономической  системы,  в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции,  хотя  многиевиды продукции было дешевле купить  за  рубежом.  Советские  предприятия  не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя  стимулы  к  повышению качества и расширению ассортимента  своей  продукции.  Закрытость  экономики всегда  ведет  к  упадку  промышленности  и  экономической   отсталости.   В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была  бы  изолирована от мировой экономики.

 

1.3 Основные направления  рыночных преобразований. Концепции  перехода к рыночной экономике  иих применение в различных странах

 

В переходной экономике можно выделить три основных направления рыночных преобразований:

Во-первых, это создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся; институт частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.

Во-вторых, перестройка самой государственной системы на принципах демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического рождения новой системы государственного управления, адекватной рыночной экономике. Оно лишь ведет к потере контроля над хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.

В-третьих, переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечить структурную перестройку и экономический рост; остановить инфляцию, т.е. стабилизировать экономику; сохранить устойчивость и порядок в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.

Важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов развития. От его правильности зависят как направление социально-экономического развития, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности страны, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные национальные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентирами для экономической политики.

Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого развития общества.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (С английского «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объёме регулирующих функций государства и др.

Градуализм – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы одной системы элементами другой. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения [3, c. 228].

Реализация концепции градуализма предлагает следующие  меры:

  • установление динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и, прежде всего, благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка;
  • разгосударствление большинства предприятий через приватизацию с целью повышения эффективности работы и адаптации к существующим условиям;
  • создание рыночной инфраструктуры и сильнодействующих стимулов развития производства при сохранении в руках государства возможности прямого и косвенного воздействия на жизненно важные сферы экономики и социальные процессы;
  • накопление и потребление, осуществление структурно-технологических перемен;
  • проведение жесткой финансовой политики в целях недопущения высокой инфляции.

 Образец градуализма  – реформы в Китае. Экономический  рост Китая с повышением уровня  жизни населения, социальной стабильностью  и политическими традициями представляет  собой богатый уникальный опыт, который полезен не только  для стран с переходной экономикой, но и для развития любого  государства. Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность  состоит, прежде всего, в том, что  китайскому руководству удается  совмещать реформы с быстрыми  темпами роста экономики. Добиться  такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ  «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

В основу модели реформирования экономики Китайской Народной Республики был положен метод сравнительного анализа противоположных экономических систем в целях заимствования наиболее эффективных форм хозяйствования. С начала 80-х годы Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада.

Информация о работе Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Роль государства в трансформационной экономике