Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 13:48, курсовая работа
Цели курсовой работы: раскрыть сущность переходной экономики, а также изучить пути перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность понятия переходной экономики;
исследовать концепции перехода к рыночной экономике;
изучение специфики переходной экономики в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1 Переходная экономика: понятие, характерные черты, цели, предпосылки, закономерности и пути перехода к рыночной экономике. Основные направления рыночных преобразований. Концепции перехода к рыночной экономике и их применение в различных странах…………………6
Понятие переходной экономики и ее основные черты……………………6
Главные цели, предпосылки и закономерности переходной экономики....8
Основные направления рыночных преобразований. Концепции перехода
к рыночной экономике и их применение в различных странах……………....11
ГЛАВА 2 Специфика переходной экономики в Республике Беларусь: переход к модели социально ориентированной рыночной экономики. Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь …………………….......17
2.1 Особенности белорусской модели экономического развития…………....17
2.2 Переходная экономика в Республике Беларусь на современном этапе….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………..30
Очень удачным решением оказалось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.
Китайское руководство поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым.
Несмотря на эти положительные черты градуализма, важным его недостатком является то, что при таком подходе государство, тратя достаточно значительные материальные ресурсы в ущерб непосредственно процессу экономического реформирования, вынужденно поддерживает на плаву тех, кто не может быстро приспособиться к изменению условий экономического существования. А это, в свою очередь, означает затягивание преобразований на многие годы, что может привести к усталости и апатии населения.
Противоположной градуализму является модель «шоковой терапии». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе.
«Шоковая терапия» – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями [3, c. 232].
Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период – поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией – стержень монетаризма.
Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.
Таким образом, программа «шоковой терапии» предлагает следующие меры:
1) Реформа цен и рынка
(либерализация экономики): реформа
внутренних цен; либерализация системы
распределения; либерализация внешней
торговли; либерализация рынка рабочей
силы и системы заработной
платы; реформа банковской системы
и создание финансовых рынков.
Очень важный момент в
2) Развитие частного сектора
– приватизация: малая приватизация
и развитие частного сектора;
крупномасштабная приватизация; структурная
перестройка, ликвидация монополий.
Первый шаг в этом направлении
заключается в четкой
3) Пересмотр роли государства:
ограничение права
4) Макроэкономическая
В наиболее последовательном виде эта концепция была реализована в Польше первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста. Польским руководством были также предприняты следующие меры:
Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах – например, в Польше, Чехии и Эстонии – этот опыт был вполне успешен. В то же время существует и множество проблем, связанных с реализацией «шоковой терапии»:
Большое значение имеет и то, что ни «шоковая терапия», ни градуализм не реализуются в чистом виде. Сравнительная характеристика этих моделей представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1—Сравнение концепций градуализма и «шоковой терапии»
Характеристика |
Модели | |
|
Шоковая терапия |
Градуализм |
Скорость |
Одномоментная |
Постепенная |
Радикализм (глубина преобразования) |
Революция – слом прежней системы |
Использование элементов прежней системы |
Степень либерализации |
Высокая |
Умеренная |
Приоритетные акценты |
Приватизация |
Изменение функций государства при сохранении его роли |
Либерализация |
Расширение самостоятельности предприятий всех форм собственности | |
Финансовая стабилизация |
Производственная стабилизация | |
Примеры |
Польша, Вьетнам, Словения, Словакия, Венгрия, Чехия, Япония |
Китай, Республика Беларусь, Узбекистан |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор подходящей модели развития переходной экономики зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются специфические особенности страны и состояние экономики в ней. Однако ни одна модель не может быть реализована в чистом виде.
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПЕРЕХОД К МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности
белорусской модели
Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокой уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам.
Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.
При этом формирование социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси уже на концептуальной стадии должно отражать историю страны, традиции народа, его национальный характер. Поэтому в условиях перехода к избранной модели экономики государственные и общественные институты страны стремятся устранить такие негативные составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, чрезмерную эксплуатацию чужого труда, обвальную безработицу, резкую социальную дифференциацию населения по доходам.
Основную роль субъекта, направляющего и регулирующего переход к новому экономическому строю в Республике Беларусь, берёт на себя государство. Оно определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, создание конкурентных условий, а также инновационную, структурно-инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, ценовую и кадровую политику.
В процессе перехода к социально ориентированной рыночной экономике должны произойти изменения не только в соотношении экономических и административных методов управления, но и в самом экономическом механизме, включая и усилие механизма межгосударственного регулирования.
Обеспечение прав и свобод человека и гарантий их реализации требует от государства создания условий для устойчивого и динамичного развития производства, повышения уровня и качества жизни населения на основное развитие многоукладной экономики и нового технологического способа производства, формирования общества постиндустриального типа с учётом национальных особенностей страны.
Однако для эффективного развития страны недостаточно создать необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное участие государства в качестве партнёра в реализации субъектами хозяйствования этих условий, так как общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы с её изъянами в области распределения ресурсов при решении социальных ресурсов при решении социальных и экологических проблем и безопасного развития страны.
Стратегией трансформации государственности страны на перспективу должно стать повышение роли государства по поддержанию экономического и социального благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования для обеспечения стабильного развития на основе надёжных гарантий в исполнении законов, партнёрства, активного участия граждан в совместном формировании государственной политики через различные общественные группы и государственные институты.
Для реализации этого стратегического направления следует уточнить круг выполняемых государством функций по: