Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Роль государства в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы: раскрыть сущность переходной экономики, а также изучить пути перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность понятия переходной экономики;
исследовать концепции перехода к рыночной экономике;
изучение специфики переходной экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1 Переходная экономика: понятие, характерные черты, цели, предпосылки, закономерности и пути перехода к рыночной экономике. Основные направления рыночных преобразований. Концепции перехода к рыночной экономике и их применение в различных странах…………………6
Понятие переходной экономики и ее основные черты……………………6
Главные цели, предпосылки и закономерности переходной экономики....8
Основные направления рыночных преобразований. Концепции перехода
к рыночной экономике и их применение в различных странах……………....11
ГЛАВА 2 Специфика переходной экономики в Республике Беларусь: переход к модели социально ориентированной рыночной экономики. Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь …………………….......17
2.1 Особенности белорусской модели экономического развития…………....17
2.2 Переходная экономика в Республике Беларусь на современном этапе….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

tsely_kursach.docx

— 129.44 Кб (Скачать файл)

Таким образом, социально ориентированная рыночная экономика должна сочетать:

  • условия для развития конкурентной экономики и элементы экономического регулирования рынка государством;
  • сильную государственную политику, направленную на повышение экономической эффективности экономики и обеспечение социальной справедливости в обществе;
  • неприкосновенность и поддержку частной собственности и обеспечение их сосуществования с эффективным государственным сектором экономики.

Основными средствами реализации приоритетов и задач социально-экономического развития Республики Беларусь должны быть:

  • развитие разных форм собственности и хозяйствования, обеспечение их экономической свободы и равноправности;
  • финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов, преодоление инфляционных процессов на основе проведения гибкой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, постепенного отхода от затратной модели ценообразования;
  • активизация структурной перестройки экономики на основе ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развития сферы услуг;
  • обеспечение производства конкурентоспособной и социально значимой продукции на основе ускорения структурных преобразований, реструктуризации предприятий, качественного обновления основных фондов и государственной поддержки инновационной и инвестиционной деятельности;
  • внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
  • ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства;
  • расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала;
  • превращение национального рынка в часть мирового хозяйства на дальнейшей интеграции Беларуси в систему международного разделения труда, формирования эффективных межгосударственных финансово-промышленных групп, холдингов и других интеграционных преобразований.

Формирование модели социально-экономического развития Республики Беларусь происходит с учетом следующих положений:

  • во-первых, эта модель должна быть социально ориентированной смешанной рыночной экономикой, которая гармонично сочетает антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и макроэкономическое регулирование;
  • во-вторых, новая модель экономики Республики Беларусь должна предусматривать, с одной стороны, развитие частного сектора, а с другой стороны, существование государственного сектора экономики. При этом преобладание на первом этапе государственного сектора не должно означать каких-либо особых для него льгот, преимуществ или исключительных прав. Вместе с тем, курс на скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную передачу в частные руки. Главными критериями здесь должны быть и экономическая, и социальная эффективность;
  • в-третьих, в ближайшем будущем экономика Республики Беларусь не может быть ничем иным, кроме как экономикой, управление которой будет представлять единство государственного регулирования экономических процессов и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макрорегулирования должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах;
  • в-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики должно происходить в сочетании с аналогичным усилением роли государства в социальной сфере.

Таким образом, не только теория, но и состоявшийся опыт формирования социальной рыночной экономики в ряде стран Запада позволяют вывести некоторые основные принципы этого вида экономической системы:

  • социальная рыночная экономика может быть реализована только на основе права, в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение общепринятых законов, особенно в сфере экономики;
  • принцип свободы экономической деятельности в рамках существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело и трудиться на его благо, взять на себя экономическую ответственность за результаты;
  • принцип полной занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство;
  • принцип установления социальных гарантий, равных для всех возможностей;
  • принцип социальной справедливости для всех слоев населения и граждан;
  • принцип социальной защиты людей, оказавшихся незащищенными;
  • принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния;
  • принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством;
  • принцип социальной ответственности граждан за экономическую эффективность своей и общей деятельности, за свой образ жизни.

Исходя из таких принципов можно представить основные функции рассматриваемой экономической системы.

Если вспомнить, что общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается главной функцией и социальной рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будут:

  • удовлетворение социальных потребностей общества и граждан;
  • обеспечение социальной справедливости;
  • обеспечение роста материально и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста;
  • социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.

Главными составляющими социальной рыночной экономики при таком представление являются:

1. рыночное хозяйство;

2. социальная сфера.

Их соотношение, т.е. структура, не может обозначиться строго, поскольку будет, несомненно, зависеть от конкурентных условий реализации.

Рассматривая белорусскую модель, выделим следующие особенности Республики Беларусь.

Особенностью белоруской модели нужно признать ее интеллектуально-инновационную основу. Хотя эта особенность была осознана и признана не сразу, ее значимость со временем становится все сильнее.

Первым признаком и чертой новой экономики служит то, что знания становятся главным ресурсом экономики и главным источником богатства как на микро-, так и на макроуровне экономики. Знания и их использование создают превалирующую часть ВВП.

Вторая черта новой экономики состоит в том, что не только в самом производстве, но и в непроизводственной сфере новые знания и информационные технологии производят, по сути, революционный сдвиг.

Третья черта – превращение на основе новых технологий и коммуникаций национальных рынков товаров и услуг в региональные и транснациональные.

Четвертая черта – определенная дематериализация экономики, состоящая в том, что место обычных основных фондов все больше замещается интеллектуальными фондами, а затраты на науку и информацию теснят затраты на станки, сырье и материалы.

Пятая черта – изменения в управлении, т.к. из управления самим процессом производства оно превращается в управление людьми.

Особенностью белорусской модели перехода и развития можно считать учет менталитета и ценностных приверженностей населения.

Эта особенность означает сохранение исторических и социально-культурных основ, на которых сформировалось и держится социально-экономическое ядро нашего общества. Такими основами признаны:

  • общинные, коллективистские начала;
  • развитое чувство социальной справедливости;
  • толерантность и неспешность;
  • трудовые ценностные ориентиры;
  • приемлемость многообразия народов и их культур;
  • ориентация на сочетание материального и духовного начал и благ;
  • развитое чувство ответственности за судьбу общества.

Особенностью белорусской модели приходится назвать принцип опоры на собственные силы.

В формирующейся открытой экономике это означает преимущественную ориентацию на собственные ресурсы и факторы, в том числе на свои конкурентные преимущества.

В качестве предпосылок конкурентных преимуществ Республики Беларусь могут служить:

  • ее трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
  • значительный, сохраненный и развивающийся научный потенциал;
  • выгодное географическое положение в виде “моста” между европейскими и азиатскими странами;
  • развитый производственный потенциал как основа для умножения кооперационных связей с другими странами, особенно с СНГ;
  • наличие в ряде отраслей новых и высоких технологий.

Но все эти и другие особенности связывает, цементирует, интегрирует целевая ориентация на значительный рост благосостояния и социальное развитие своего народа.

 

2.2 Переходная  экономика в Республике Беларусь на современном этапе

 

В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль.

После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.

В марте 2007 года союзные государства подписали межправительственное Соглашение о торгово-экономическомсотрудничестве, где зафиксировали постепенный переход на взаимовыгодные и прагматичные рыночные условия сотрудничества. В связи с ростом цен на нефть в 2006-2008 годах Россия плавно поднимала цены на газ: в согласованном режиме, в соответствии с заключенными контрактами на газ и нефть. Средняя цена на газ для Беларуси в 2009 году равнялась примерно 146 долларов за 1 тыс. кубометров, а мировая цена – 418 долларов за тысячу кубометров. Выгода составила 272 доллара. В 2010 году произошло падение цены на российский газ: 280 долларов за 1 тыс. кубометров на мировом рынке, 184 доллара для Республики Беларусь.

В июне 2011 года Россия отсрочила прекращение поставок электроэнергии Беларуси, из-за несоблюдения графика оплаты ранее возникшей задолженности «Белэнерго». Общая сумма задолженности «Белэнерго» до начала погашения составляла около полутора миллиардов рублей за поставки в марте-мае 2011 года.

"Газпром" сообщил 25 ноября 2011 года, что в 2012 году средняя  цена газа для Беларуси составит 165,6 доллара за тысячу кубометров. Именно такая цена прописана  в новом контракте на поставки  российского газа в Беларусь  и транспортировку "голубого топлива" по белорусской территории на 2012-2014 годы.

На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора.

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 была утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

  • развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
  • радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
  • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
  • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
  • развитие импортозамещающих производств;
  • устойчивое развитие регионов;
  • строительство качественного и доступного жилья;
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Информация о работе Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Роль государства в трансформационной экономике