Также существенной
чертой переходной экономики
является социально-экономический
кризис. Возникший как результат
краха командно-административной
системы, этот кризис характеризуется
массовым падением объемов производства,
снижением жизненного уровня
населения, банкротством предприятий,
увеличивающейся безработицей. Ему
способствовали такие факторы,
как деформация структуры народного
хозяйства (прежде всего преобладание
средств производства над производством
предметов потребления), совпавший по
времени с трансформацией экономики массовый
износ основных фондов, катастрофически
медленное внедрение достижений НТП в
производство.
В переходной
экономике любого типа обязательно
осуществляется воспроизводственный
процесс. Его общие особенности
по сравнению с «воспроизводством»
в чистой системе можно было
бы назвать специфическими закономерностями
функционирования переходной экономики.
К их числу следует отнести
инерционность воспроизводства
и интенсивное преимущественное
развитие новых форм и отношений.
- ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Трансформационная
экономика характеризуется следующими
основными чертами, отличающими
ее от других сложившихся систем.
Во-первых, она
представляет собой межсистемное
образование. Поэтому сущность
трансформационной экономики представляет
собой смесь, сочетание административно-командной
и современной рыночной систем
с их зачастую противоречиво
функционирующими элементами.
Во-вторых,
если для командной и рыночной
экономик свойственна определенная
целостность, устойчивость развития,
то переходная экономика характеризуется
неустойчивостью состояния, нарушением
целостности. Такое положение,
являющееся кризисным для сложившейся
экономической системы, можно
рассматривать как нормальное
для трансформирующейся экономики.
Сохранение и воспроизводство
в течение относительно длительного
времени неустойчивости, неравновесия
системы имеют свою причину:
изменение цели. Если в обычной,
устойчивой системе такой целью
является ее самосохранение, то
для переходной экономики —
трансформация в другую систему.
В-третьих,
трансформационная экономика характеризуется
количественным и качественным
изменением состава элементов.
В ней "по наследству" остались
структурные элементы предыдущей
системы: государственные предприятия,
колхозы, производственные кооперативы,
домашние хозяйства и государство.
Но эти элементы функционируют
в качественно иной, преобразующейся
экономической системе, и поэтому
изменяют как свое содержание,
так и свои "функции, связанные
с зарождением рыночной экономики.
Вместе с тем в переходной
экономике появляются новые, не
свойственные старой системе
элементы: предпринимательские структуры
различных форм собственности,
негосударственные предприятия,
биржи, коммерческие банки, негосударственные
пенсионные, страховые и другие
фонды, фермерские хозяйства.
В-четвертых,
в переходной экономике наблюдается
качественное изменение системных
связей и отношений. Распались
и исчезли старые планово-директивные
связи между субъектами экономики,
расчистив пространство для формирования
новых рыночных связей. Однако
последние еще носят "переходный'
неустойчивый характер и проявляются
в такой деформированной форме,
как "бартерные" расчеты
между предприятиями, взаимные
неплатежи между субъектами хозяйствования
характеризуются частыми сбоями
и кризисными проявлениями [1, c. 137].
Следует отметить,
что понятие "трансформационная
экономика" является не новым
в истории развития нашей страны.
Она существовала в 20-е годы
нашего столетия и насчитывала
5 общественно-экономических укладов:
социалистический, частно-капиталистический,
государственно-капиталистический, мелкотоварный
и патриархальный. Однако ее цели и направленность
трансформационных процессов были прямо
противоположны современной переходной
экономике. Тогда главная задача заключалась
в переходе от многоукладной экономики
к одноукладной — социалистической. Теперь
же стоит прямо противоположная задача
— заменить одноукладную экономику государственного
социализма на многоукладную национальную
экономику, выступающую базой современного
рыночного хозяйства.
Целью идущих
преобразований в Беларуси и
других странах СНГ является
социально ориентированная модель
рыночной экономики. Она отличается
от других моделей тем, что
в ее основе лежит широкий
плюрализм форм собственности,
причем значительное место в
экономике занимает госсектор.
Основная трудность
переходного периода — это
создание институтов рыночной
экономики. Институты в широком
смысле представляют собой правила
экономического поведения и механизмы,
обеспечивающие их выполнение, а
также экономические организации,
субъекты хозяйствования. В переходный
период формируются институты,
без которых не может нормально
функционировать рыночная экономика:
частная собственность, экономическая
свобода и ответственность хозяйствующих
субъектов, конкуренция, рыночная
инфраструктура и другие.
Отличительной чертой
переходной экономики являются
масштабность и глубина идущих
преобразований. Они захватывают
основы существующего строя; отношения
собственности, политическую и
правовую системы общества, общественное
сознание. Таким образом, переход
к рыночной экономике требует
глубоких изменений в институциональной
структуре общества, институциональной
трансформации: преобразования отношений
собственности (приватизацию) и введения
института частной собственности,
либерализацию экономики, создания
пакета рыночных законов и
ограничения роли государства,
формирования новых субъектов
хозяйствования.
- НЕОБХОДИМОСТЬ ТРАСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Необходимость
трансформационной экономики обусловлена
ее следующими главными задачами:
1. Преодоление кризисных явлений,
углубившихся после вступления общества
в переходную экономику.
2. Формирование рыночных отношений
и рыночной инфраструктуры.
3. Реформирование отношений
собственности как основы экономической
системы.
4. Создание условий экономической
свободы для всех субъектов
хозяйствования.
5. Создание развитой системы
социальной защиты и социальных
гарантий, ограждающих население
от тяжелых последствий реформирования
экономики.
Практика показывает,
что в каждой стране, ставшей
на путь перехода к рыночной
экономике, существуют свои концепции
и программы решения главных
задач переходной экономики, формирования
рыночных отношений. Вместе с
тем, в них можно выделить
несколько общих, "обязательных"
направлений:
- либерализацию экономики,
связанную, в первую очередь,
с отпуском цен. Это первоочередной
шаг реформирования экономики.
Он позволяет выявить реальное
соотношение спроса и предложения,
определить нерентабельные виды
производства и тем самым наметить
первоочередные направления структурной
перестройки народного хозяйства.
Последующие (а зачастую и одновременные)
шаги — освобождение от государственного
диктата финансовых отношений,
а также внутренней и внешней
торговли;
- реформирование отношений
собственности путем разгосударствления
и приватизации государственной
собственности. Именно в результате
приватизации должно установиться
многообразие форм собственности:
государственной, коллективной и
частной. Они необходимы для
преодоления монополии государства,
формирования многоукладной рыночной
экономики, сокращения сферы государственной
регламентации общественного производства,
создания и развития конкурентных
рыночных отношений;
- стабилизацию экономики,
под которой понимается устранение
резких колебаний освобожденных
цен и формирование устойчивых
финансовых отношений;
- реструктуризацию (структурную
перестройку) экономики и отдельных
предприятий, включающую мероприятия
по санации производства, приведение
структуры народного хозяйства
в соответствие с требованиями
современной рыночной экономики
и потребностями страны, перестройкой
технической базы предприятий
на основе передовых, высокоэффективных
технологий;
- интеграцию национальной
экономики в систему мирохозяйственных
связей, становление экономики открытого
типа. Для этого нужно осуществить
либерализацию внешней торговли,
дать надежную правовую и экономическую
защиту иностранных инвестиций, обеспечить
подлинную конвертируемость рубля.
Таким образом,
трансформационная экономика представляет
собой особое состояние экономической
системы, когда она функционирует
в период перехода общества
от одной сложившейся исторической
системы к другой. Переходный
период — это период времени,
в течение которого общество
осуществляет коренные экономические,
политические и социальные преобразования,
а экономика страны переходит
в новое, качественно иное состояние
в связи с кардинальными реформами
экономической системы.
Трансформационная
экономика имеет ряд отличительных
признаков: неустойчивость; неполнота,
отсутствие или зачаточное состояние
отдельных институтов рынка; масштабность
и глубина идущих преобразований;
альтернативный характер и другие.
Можно выделить следующие
главные задачи трансформационной
экономики:
1. Преодоление кризисных явлений,
углубившихся после вступления общества
в переходную экономику.
2. Формирование рыночных отношений
и рыночной инфраструктуры.
3. Реформирование отношений
собственности как основы экономической
системы.
4. Создание условий экономической
свободы для всех субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой системы
социальной защиты и социальных гарантий,
ограждающих население от тяжелых последствий
реформирования экономики.
4.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ
ЭКОНОМИКЕ
В переходной экономике
государство, прежде всего, обеспечивает
институционально-правовую основу
развития рыночных отношений.
Это его первая функция. При
социализме частная собственность
на средства производства и
коммерческая деятельность были
запрещены. Поэтому переход к
рыночной экономике начинался
с создания нормативно-правовых
актов, дающих право на существование
частной собственности и субъектов
рынка, определяющих условия заключения
и выполнения контрактов и
общие основы внешнеэкономической
деятельности и так далее. Далее
разворачивается процесс самозарождения
рыночных институтов. Возникнув
как класс, частные собственники
лоббируют принятие необходимой
для развития предпринимательства
правовой базы, создают недостающие
рыночные институты (коммерческие
банки, страховые организации,
биржи и другие). Трансформация
экономик в переходных странах
проходила как интеграция спонтанных
и направляемых изменений.
Вторая функция
государства – ликвидация или
компенсация негативных эффектов,
вызванных несовершенством (провалами,
несостоятельностью) рынка, и удовлетворение
потребностей в той части общественных
благ, которые рынок произвести
не может.
В результате
трансформационного спада финансовые
возможности государства сокращаются.
В то же время для развития
активности предпринимателей и
предотвращения развития теневой
экономики приходится снижать
налоговую нагрузку на экономику.
Во всех постсоциалистических
странах необходимо изыскивать
ресурсы для модернизация производства.
Поэтому в переходный период вводятся
более жесткие критерии отнесения благ
к неисключаемым из общественного потребления.
Становятся платными, например, отдельные
услуги образования, здравоохранения,
отдельные автодороги.
Есть общественные
блага, которые не относятся
к общественным по определению, но рынки
тоже не в состоянии обеспечить их удовлетворение
даже в случаях, когда издержки этих благ
ниже их цены (проблема неполноты рынков).
Государство в этих случаях берет на себя
финансирование потребления таких благ.
К этим благам относятся, например, страхование
вкладчиков от потерь в случае банкротства
банков, страхование от наводнения, пожаров.
Существуют два
способа минимизации негативных
эффектов рыночной деятельности.
Первый способ – принятие административных
мер по отношению к тем субъектам
рынка, чья деятельность порождает
отрицательные экстерналии. Например,
устанавливаются квоты на выброс загрязняющих
веществ в окружающую среду и штрафы за
их превышение. Близко к административным
мерам и введение налогов на виновников
негативных эффектов. Второй способ –
государство способствует созданию рыночных
механизмов для борьбы с внешними негативными
эффектами.
К примеру,
создается рынок прав на причинение
внешних издержек, на котором
объектом купли – продажи выступают
государственные лицензии на
сброс отходов. Фирмы, купившие
такие лицензии, но не использовавшие
их полностью, могут перепродать
их другому производителю, который
не укладывается в разрешенные
ему пределы выбросов. На практике,
например, в США уже ряд лет
действует рынок на выбросы
двуокиси серы, провоцирующей кислотные
дожди. В результате удалось
снизить загрязнение атмосферы
на 40%.
С другой стороны,
государство поощряет деятельность, порождающую
положительные экстерналии. Оно субсидирует
образование, здравоохранение, различные
благотворительные программы, поскольку
от реализации мероприятий в этих сферах
выигрывает все общество в целом.