Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности. Белорусская модель перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

В экономической литературе многие аспекты трансформации экономических систем трактуются по-разному. Это многообразие точек зрения обусловлено сложностью и многовариантностью осуществления трансформации. Но самой важной причиной является различие методологических подходов к исследованию проблемы и изучению структуры трансформируемого объекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………3
1. Понятие трансформационной экономики……………………………………5
2. Основные черты трансформационной экономики…………………………..8
3. Необходимость трансформационной экономики…………………………...10
4. Роль государства в трансформационной экономике…………………….....12
5. Белорусская экономическая модель…………………………………………14
5.1 Выбор модели реформ…………………………………………………....14
5.2 Общая характеристика «белорусской экономической модели»……….15
5.3 Функционирование белорусской экономической модели в нынешние дни………………………………………………………………………………17
5.4 Возможные сценарии развития белорусской экономики в среднесрочной перспективе…………………………………………………………………....18
5.5 Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты………….19
6. Особенности Белорусской модели экономического развития……………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………...25
Приложение А Темпы прироста ВВП ………………………………………….26
Приложение Б Динамика роста среднемесячной заработной платы в России и Беларуси…………………………………………………………………………...27
Приложение В Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг…………….28
Приложение Г Показатели эффективности белорусской экономики………..29
Приложение Д ВВП на душу населения в Беларуси,1990-2011 гг……….....30
Приложение Е Динамика темпов роста ВВП Беларуси 1990-2011 гг……….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач макроэконом.docx

— 353.65 Кб (Скачать файл)

Это позволит, во-первых, оттянуть на несколько лет проблемы, связанные  с финансированием социальных программ из бюджета (выручка от продажи предприятий), и, во-вторых, создать видимость рыночного  реформирования и даже несколько  снизить налоги. Последнее неизбежно, поскольку налоговая нагрузка на российские предприятия существенно  ниже, и белорусские теряют конкурентоспособность  даже на белорусском рынке. Кроме  того, переход на взимание НДС в  торговле с Россией «по стране назначения» лишает белорусские  власти инструмента выборочной поддержки  своих производителей, и они будут  вынуждены идти на общее снижение налоговой нагрузки.

Итог – потеря экономического суверенитета. Вероятность осуществления  – 65 процентов.

 

Сценарий 3. Смена политического  режима и масштабная либерализация  экономики.

Надо признать, что в настоящее время позиции нынешнего президента Беларуси достаточно сильны и вероятность его замены путем проведения демократических выборов ничтожно мала. Эти позиции подкрепляются экономическим ростом и определенным повышением уровня жизни большинства населения.

     Масштабная либерализации белорусской экономики возможна только после полноценной политической демократизации, и в наиболее общем виде она будет представлять собой весь тот комплекс рыночных преобразований, которые были проведены в большинстве постсоциалистических государств, но были «заморожены» в Республике Беларусь.

Итог – сближение с  ЕС. Вероятность осуществления – 5 процентов.

 

5.5 Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты

   При наличии общих  черт в постсоциалистическом  развитии стран СНГ белорусский  вариант формирования рыночной  экономики имеет свои особенности,  что позволяет говорить о белорусской  модели социально ориентированной  рыночной экономики. К ее основным  чертам относятся: 

• значительная регулирующая роль государства;

• принцип постепенности, эволюционности преобразований;

• сильная и эффективно действующая вертикаль государственной  власти;

• четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов  государства и каждого его  гражданина в отдельности;

• социальная направленность производимых реформ;

• активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Вместе с тем можно выделить несколько  общих, «обязательных» направлений:

• либерализация экономики;

• реформирование отношений  собственности;

• стабилизация экономики;

• реструктуризация (структурная  перестройка) экономики;

• интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого  типа.

 

 

 

 

6. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

   Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований, в отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль.

   «Шоковая терапия» - это экономическая концепция,  которая считает инструментом  формирования рынка и антиинфляционной  политики одномоментную либерализацию  цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного  бюджета. Она основана на идеях  монетаризма. Согласно монетаристской  доктрине, главная задача государства  в переходный период - поддержание  устойчивости финансовой системы,  поскольку без стабильной денежной  единицы рынок существовать не  может. Поэтому борьба с инфляцией  - стержень монетаризма.

В нашей стране существуют некоторые особенности перехода к рыночной экономике:

-     длительный  экономический спад;

-     кризис технологий;

-     углубление  структурных диспропорций;

-     высокая подвижность  и изменчивость отношений собственности;

-     значительные  масштабы государственного регулирования;

-     «переходное»  состояние производственных отношений.

     После первоначального  переходного периода, характеризующегося  резким падением валового внутреннего  продукта, страна переживала устойчивый  экономический рост, сохраняя при  этом некоторые характеристики  плановой экономики. Успехам развития  благоприятствовали существенные  субсидии, извлекаемые из льготных  цен на энергоносители (нефть  и газ) и торговые льготы, предоставленные  Россией.

    В свете нового  соглашения по ценам на энергоносители, инициированного Россией, некоторые  из этих преимуществ будут  постепенно исчезать. Таким образом,  к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами,  достигнут уровня мировых цен.  В то же время международный  экономический кризис наносит  тяжелый ущерб экспорту и росту  ВВП в Беларуси.

    Изначально стратегия  роста имела положительные эффекты.  Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и,  до некоторой степени, смягчила  эффекты распада Советского Союза.  Экономика начала расти, и ВВП  на душу населения вернулся  к уровням, предшествующим провозглашению  независимости. Однако эта стратегия  оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с  2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала  расти снова, превысив 200% в 1999 году (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

   В 2000 году правительство  начало восстановление макроэкономического  порядка и взяло инфляцию под  контроль путем ужесточения денежно-кредитной  политики – повышение ссудных  процентов и ограничение вмешательства  правительства в распределение  кредитных средств.

  Комплекс мероприятий  по стимулированию и интенсификации  экономического развития в стране  стимулировал рост основных показателей  экономической эффективности, и  как следствие, рост реальных  доходов и заработной платы  населения, повышение уровня занятости  при стабильном уровне потребительских  цен (таблица 4).

   В системе рыночных  преобразований одно из центральных  мест заняла трансформация отношений  собственности, которая с целью  создания устойчивых предпосылок  для экономического роста должна  обеспечить кардинальное повышение  эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

   Основные задачи  реформирования отношений собственности:  создание социально ориентированной  многоукладной экономики рыночного  типа, совершенствование управления  государственным имуществом, сохранение  потенциала системообразующих предприятий,  максимальное привлечение отечественных  и зарубежных инвестиций.

В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некоторые  преобразования замедлились в связи:

- с недостаточно благоприятной  правовой и экономической средой  для развития бизнеса;

- слабой государственной  поддержкой предпринимательской  деятельности;

- низким уровнем инвестиционной  привлекательности для зарубежных  инвестиций;

- отсутствием широкого  слоя эффективных собственников,  ориентированных на долгосрочное  развитие предприятий, насыщением  отечественной продукцией белорусского  рынка и ее продвижением на  мировой рынок, расширением производства  и созданием новых рабочих  мест;

- низким уровнем эффективности  управления и экономической ответственности  собственников приватизированных  предприятий и персонала за  результаты их производственной деятельности [13].

Медленно формируется  рыночная инфраструктура, особенно рынки  капитала, ценных бумаг.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается  нехватка высококвалифицированных  специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

     В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальной программой развития экспорта на 2006—2010 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений структурных преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:

- создание необходимых  нормативных и правовых, финансовых  и других макроэкономических  условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

- опережающее развитие  наукоемких высокотехнологичных  экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

- стимулирование процесса  реформирования реального сектора  экономики, повышения его эффективности  на основе совершенствования  бюджетно-налоговой, денежно-кредитной  и ценовой политики, образования  межгосударственных, межотраслевых,  отраслевых и региональных корпоративных  структур в форме финансово-промышленных  и иных хозяйственных групп;

- развитие и государственная  поддержка малого предпринимательства;

- повышение эффективности  деятельности естественных монополий,  формирование конкурентной среды  в немонопольных сегментах экономики;

- разработка и реализация  социальных программ и программ  совершенствования производственной  инфраструктуры, обеспечивающих развитие  человеческого потенциала и  приоритетных отраслей и производств [19].

   Таким образом, в отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.

   В последние годы многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест и другие. Для стимулирования и нормативного обеспечения процесса переходы к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006—2010 годы, Программа импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другие программные документы.

     На сегодняшний  день Беларусь находится в  числе лидеров среди стран  СНГ по повышению уровня жизни  населения, росту ВВП и промышленного  производства.

Информация о работе Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности. Белорусская модель перехода к рынку