Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности. Белорусская модель перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

В экономической литературе многие аспекты трансформации экономических систем трактуются по-разному. Это многообразие точек зрения обусловлено сложностью и многовариантностью осуществления трансформации. Но самой важной причиной является различие методологических подходов к исследованию проблемы и изучению структуры трансформируемого объекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………3
1. Понятие трансформационной экономики……………………………………5
2. Основные черты трансформационной экономики…………………………..8
3. Необходимость трансформационной экономики…………………………...10
4. Роль государства в трансформационной экономике…………………….....12
5. Белорусская экономическая модель…………………………………………14
5.1 Выбор модели реформ…………………………………………………....14
5.2 Общая характеристика «белорусской экономической модели»……….15
5.3 Функционирование белорусской экономической модели в нынешние дни………………………………………………………………………………17
5.4 Возможные сценарии развития белорусской экономики в среднесрочной перспективе…………………………………………………………………....18
5.5 Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты………….19
6. Особенности Белорусской модели экономического развития……………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………...25
Приложение А Темпы прироста ВВП ………………………………………….26
Приложение Б Динамика роста среднемесячной заработной платы в России и Беларуси…………………………………………………………………………...27
Приложение В Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг…………….28
Приложение Г Показатели эффективности белорусской экономики………..29
Приложение Д ВВП на душу населения в Беларуси,1990-2011 гг……….....30
Приложение Е Динамика темпов роста ВВП Беларуси 1990-2011 гг……….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач макроэконом.docx

— 353.65 Кб (Скачать файл)

    Важными государственными  задачами в рыночной экономике  являются: защита конкуренции и  борьба с монополиями; сглаживание  асимметричности информации (контроль  за качеством товаров и услуг,  препятствие распространению вводящей  в заблуждение рекламы, контроль  за достоверностью предоставляемой  фирмами информации) .

      Третья  задача государства – осуществление  макроэкономической (стабилизационной) политики и обеспечение условий  долгосрочного экономического роста.  Содержанием макроэкономической  политики на этапе стабилизации  экономики является достижение  стабильности общего уровня цен  и валютного курса, производства  и занятости. Стабилизация экономики  является важным начальным этапом  трансформации, потому что реформы  начинаются в состоянии кризиса  и сопровождаются, как правило,  трансформационным спадом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

5.1 Выбор модели реформ

   Опыт трансформации  постсоциалистических стран Центральной  Европы и бывшего СССР показал,  что нет какой-то универсальной  модели перехода от плановой  экономики, основанной на государственной  собственности, к рыночной модели, с преобладающей частной собственностью. Хотя общие принципы перехода  вполне очевидны: это приватизация  госсектора, либерализация ценового  регулирования, обеспечение стабильности  национальной валюты и формирование  финансового рынка, последовательный  отказ от политики «мягких  бюджетных ограничений» и снижение  налогового пресса на бизнес, создание институциональной рыночной  среды, реформирование систем  социальной защиты в сторону  усиления их адресности .

    Принципиальным  же различием в практике трансформационных  экономик, на наш взгляд, является  степень и методы использования  инструментов государственного  регулирования этих процессов  и формы присутствия государства  в экономике. Эти различия имеют,  в свою очередь, как внешние,  так и внутренние предпосылки. 

К внешним можно отнести  следующие: 

- Смена кейнсианской модели  присутствия государства в экономике  экономически развитых стран  на неолиберальные подходы в  экономической политике, происшедшие  в 80-е годы XX-го столетия. До экономического кризиса начала 70-х гг. прошлого века решающая роль государства в регулировании национальных экономик не подвергалась сомнению, и оно широко использовала все возможные рычаги. Через систему государственных заказов, государственную собственность (в конце 60-х гг. удельный вес госсектора в Италии достигал 60%), вплоть до регулирования доходов и цен, периодически «замораживая» их в целях борьбы с инфляцией (Англия и Франция в начале 70-х гг.). Закончился этот период условно в середине 70-х, после двукратной девальвации доллара США, окончательного отказа последних от «золотого стандарта» и заключения Ямайских соглашений по валютному дерегулированию . Как следствие, социалистическим странам, начавшим переход от плановой экономики к рыночной, была рекомендована модель либеральной рыночной экономики, к которой сами развитые государства шли в течение нескольких десятилетий. Модель с принципиально иной ролью государства при отсутствии необходимого правового обеспечения и практики его применения.

– Второй фактор, как это  не покажется странным, – это  относительно удачный опыт трансформаций  ряда центрально-европейских социалистических стран, подкрепленный значительной финансовой помощью Запада. В наиболее общем виде его можно охарактеризовать как метод «шоковой терапии», примененный  в странах с более или менее  сформированными национальными  экономиками и сравнительно небольших размеров. Причем чем меньше были масштабы страны, тем легче шли реформы. Серьезным фактором здесь был также меньший период времени пребывания «в социализме» и более прочные традиционные связи с Западной Европой. Механическое перенесение их опыта первых лет рыночных трансформаций на постсоветсткое пространство было менее удачным.

– Третий внешний фактор – это неожиданный распад СССР и связанное с ним более  глубокое, чем ожидалось, падение  национальных экономик. Падение было объективно неизбежным, поскольку неэффективные  производства должны были «умереть», но сам процесс распада значительно  углубил падение и спровоцировал  серьезные проблемы социального  характера.

Наряду с указанными внешними факторами и частично как их следствие  в молодых государствах, образовавшихся на месте бывшего СССР, сложился ряд внутренних предпосылок, спровоцировавших те или иные «отклонения» от предложенного  стандарта трансформаций.

Во-первых, это определенное недоверие со стороны электората к демократическим институтам и  их способности к регулированию  экономики, имеющее в своей основе снижение уровня жизни, массовую коррупцию  и криминализацию экономики.

Во-вторых, влияние идеологии  социального популизма у политических лидеров «левого толка» с низким уровнем экономического образования, которое в ряде случаев привело  к власти совершенно «случайных»  и неподготовленных людей, не понимающих сущности рыночных реформ и отрицающих роль частного бизнеса в восстановлении и развитии национальных экономик. В первую очередь это характерно для Беларуси.

В конечном итоге в большинстве  молодых независимых государств, образовавшихся на месте бывшего  СССР, сложилась своеобразная социально-экономическая  модель, которую можно охарактеризовать как преимущественно рыночную в  секторе производства и в основном пока социалистическую в секторе  социального обеспечения, гарантированного государством. Эту модель сложно подвести под какое-то из давно известных определений. По-видимому, наиболее удачным в этом плане будет все же термин «социально-рыночное хозяйство», но при этом надо иметь в виду, что это социально-рыночное хозяйство не является однотипным для всех. Прежде всего с точки зрения степени и форм участия государства в экономике. Поэтому правомерно говорить о белорусской модели социально-рыночного хозяйства, об украинской и, вероятно, молдавской.

 

5.2 Общая характеристика «белорусской экономической модели»

       Сущность модели заключается в следующем:

– сохранение крупного государственного сектора во всех основных отраслях экономики;

– административное регулирование  денежных доходов населения и  цен на товары первой необходимости;

– сохранение социалистической системы социальной защиты населения, для чего через бюджет перераспределяется до 55% ВВП;

– поддержание занятости  населения через систему государственных  заказов и прямого запрета  на увольнения;

- неприменение процедуры  банкротства к убыточным предприятиям  государственной формы собственности,  а также принудительный перевод  в особых случаях финансово  несостоятельных негосударственных  предприятий в государственные;

– стимулирование экспорта через различные системы льгот  предприятиям-экспортерам.

   В отдельные годы эти позиции дополнялись также политикой «мягких бюджетных ограничений», которая выражалась в бюджетной поддержке наиболее важных – « валообразующих » (специфический белорусский термин) – предприятий, эмиссионном кредитовании целых отраслей (агропромышленный комплекс и строительство жилья). В последние год-два от этой практики правительство отказалось, поскольку было не в состоянии справиться с инфляцией и падением обменного курса национальной валюты.

Эта модель, вопреки всем ожиданиям, оказалась довольно жизнеспособной и обеспечила довольно стабильный экономический  рост на «восстановительном этапе» становления  национальной экономики (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Природа такого экономического роста кроется в сочетании  ряда исключительно благоприятных  внешних условий для белорусской  экономики, сложившихся к началу нынешнего десятилетия. Причем, возможно, имевших место применительно именно к Беларуси.

   Во-первых, не решившись  на масштабную приватизацию крупного  госсектора в первой половине 90-х гг., Беларусь избежала массового  вывода производственных активов  за рубеж, как это, например, произошло в России. Это позволило  поддерживать большинство предприятий  в рабочем состоянии, сохранив  их производственные мощности  и персонал.

     Во-вторых, оставив  около 80% всех предприятий в  госсобственности, государство исключило  для них процедуры банкротства,  что позволило им существовать  при хронической многолетней  убыточности, но сохраняя при  этом рабочие места и гарантируя  определенный уровень заработной  платы. 

      В-третьих,  рост мировых цен на энергоносители  и сырьевые ресурсы резко повысил  платежеспособный спрос российского  бизнеса на белорусские средства  производства и особенно машиностроительного  профиля, включая транспортные  средства, необходимые для добычи  и транспортировки этих товаров,  т.к. российские предприятия аналогичного  профиля уже прекратили свое  существование. 

     В-четвертых,  многие крупные белорусские предприятия,  особенно нефтехимические, изначально  являлись конечным технологическим  звеном для переработки российского  энергетического сырья перед  его экспортом за рубеж, и рост цен на них позволил им получить больше прибыли и даже начать реконструкцию.

    В-пятых, в течение  всех трансформационных лет Беларусь  получала из России природный  газ, обеспечивающий около 80% энергетического  баланса страны, по ценам значительно  ниже мировых.

    Одним из наиболее  успешных секторов национальной  экономики в последние три-четыре  года является денежно-кредитный  сектор. Отказ от эмиссионного  кредитования дефицита бюджета  и более осмысленное использование  бюджетных средств вообще при  общем приросте доходной части  бюджета на фоне роста ВВП  позволили снизить инфляцию и  обеспечить положительный реальный  уровень основных рублевых процентных  ставок на денежном рынке. Привлекательные  процентные ставки по вкладам  населения усилили в последние  годы приток денежных граждан  в белорусские банки. Причем  темп их прироста намного опережал  темп роста реальной заработной  платы, что свидетельствует о  «легализации» некоторой части  доходов, полученных в «теневой» экономике ( ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

 

      5.3. Функционирование белорусской экономической модели в нынешние дни

      Несмотря  на высокие темпы экономического  роста, белорусская экономика  находится сегодня в очень  сложном положении. 

      Во-первых, сам экономический рост зависит  исключительно от спроса на  белорусскую продукцию на российском  рынке, который в свою очередь  зависит от мировых цен на  сырьевые ресурсы. 

      Во -вторых, это наличие признаков «перегрева» экономики, которые заключаются в чрезмерном « закредитовании » промышленных предприятий и искусственном «раздувании» внутреннего спроса за счет принудительного повышения заработной платы неадекватно росту производительности труда (к концу текущего года среднемесячная заработная плата должна быть доведена до 250 долл.). 

   В-третьих, это  явный недостаток средств для технического и технологического обновления производства. Даже по оценкам правительственных экспертов недостаток инвестиций оценивается в 2-3 млрд. долларов ежегодно.

    В-четвертых, это  перегруженность бюджета социальными  статьями и расходами на содержание  правоохранительных структур, которые  не позволяют снизить налоговую  нагрузку на предприятия и  подрывают их конкурентоспособность  не только на внешнем, но  и на внутреннем рынке. 

   В-пятых, это внешнеполитическая  изоляция, которая закрыла для  Беларуси внешние финансовые  рынки, перспективы вступления  в ВТО и программы трансграничного  сотрудничества с ЕС.

     В-шестых, это  очень слабая координация между  действующей властью, частным  бизнесом (союзами работодателей)  и наемными работниками (официальными  и независимыми профсоюзами).

    В-седьмых, явное  отставание в реформировании социального сектора, то есть механизма предоставления услуг систем образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.

 

5.4 Возможные сценарии развития белорусской экономики в среднесрочной перспективе

Сценарий 1 . Сохранение и  ужесточение жесткого государственного регулирования экономики и незыблемость государственного сектора в экономике.

      Данный  сценарий довольно вероятен, поскольку  белорусские власти нынешний  экономический рост связывают  не столько с благоприятным  набором внешних факторов, сколько  оценивают как результат реализации  собственной экономической политики. Как следствие, уже через один-два  года должен начаться спад  экономики, который может вызвать  также серьезный финансовый кризис  – невозврат кредитов банкам, банкротство некоторых из них,  изъятие населением своих сбережений из банковской системы и так далее. Возможен также серьезный рост безработицы и резкое снижение реальных доходов населения.

Итог – потеря политического  суверенитета страны. Вероятность осуществления  – 10 процентов.

 

Сценарий 2. Частичная либерализация  экономики.

    Давление со стороны правительства России и особенно российского бизнеса, требующего приватизации наиболее привлекательной части белорусского госсектора, при ухудшении общей экономической ситуации может вынудить белорусские власти пойти на некоторую либерализацию экономики, в том числе на продажу отдельных крупных предприятий и снятие бессмысленных ограничений для малого и среднего бизнеса как способа создания новых рабочих мест.

Информация о работе Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности. Белорусская модель перехода к рынку