Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Трансформационная экономика.docx

— 103.37 Кб (Скачать файл)

            Примечание – Источник : [9, c.12].

Нынешний этап реформирования и развития национальной экономики связан с изменениями в экономической политике государства, и прежде всего в отношении постепенной либерализации экономических отношений, приватизации, развития негосударственного сектора, малого и среднего бизнеса, дальнейшей либерализации всех сегментов рынка.

В 2011 г. завершилась реализация Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы. Республика Беларусь является полноправным членом международного сообщества. Ее открытость и вовлеченность в мировые хозяйственные связи в значительной степени предопределяют зависимость экономики страны от конъюнктуры и тенденций, складывающихся на внешних рынках. Так, в 2009 году доля экспорта товаров и услуг в ВВП составила 54,6 процента.

 

 

Рисунок 2.1 – Процентное соотношение доли экспорта товаров и услуг в ВВП различных стран за 2009г

Примечание – Источник: собственная разработка на основе программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

 

Республика Беларусь превышает объемы мирового производства на душу населения таких стратегически важных продуктов, как минеральные удобрения в 10,3 раза, сталь – в 1,3, цемент – в 1,2, электроэнергия – в 1,1 раза. По производству минеральных удобрений на душу населения Беларусь опережает страны Европейского союза почти в 9,5 раза, страны СНГ – в 3,6 раза.

Производство молока на душу населения в Республике Беларусь в 2,3 раза больше, чем в странах Европейского союза, и в 8,4 раза – чем в мире в целом, мяса – соответственно в 1,1 и 2,2 раза, зерна – в 1,6 и 2,5 раза.

Вместе с тем по объему производства ВВП на душу населения, оплате труда, материало- и энергоемкости производства, производительности труда Беларусь пока отстает от стран Европейского союза.

Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться ростом напряженности между мировыми центрами и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Мировой финансовый кризис привел к усилению дифференциации между странами. В то время как европейский рынок растет относительно медленными темпами, заметно выросла активность развивающихся рынков. Динамичными центрами роста стали не только Китай, но и Индия, Бразилия. Значительными темпами растет спрос на иностранные товары в странах Латинской Америки, в то время как в США и странах Европейского союза он снижается.

В связи с этим на экономику Беларуси в предстоящем пятилетии значительно будут влиять глобальные тенденции мирового экономического развития, что потребует повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, внедрения новых технологий.

Учитывая высокую экспортную ориентированность белорусской экономики, темпы ее роста будут взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торговых партнеров: России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более половины экспорта белорусских товаров.

Беларуси необходимо расширить присутствие на традиционных для страны рынках, активно осваивать относительно новые рынки Южной Америки, Азии и других стран.

По прогнозу МВФ, в 2011–2015 годах предусматривается увеличение ВВП в странах Европейского союза на 10,6 процента, в том числе Польше – на 20,7, Нидерландах – 7,2, Германии – 9,4, России – на 24,4, Великобритании – 10,4, Украине – 28,8, Казахстане – на 31,5 процента.

Наиболее тесно социально-экономическое развитие Беларуси будет связано с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства. Создание общего рынка позволит устойчиво развиваться экономикам названных стран.

Республика Беларусь в своей социально-экономической политике исходит из преемственности целей и приоритетов, которые сформулированы и хорошо зарекомендовали себя на протяжении последних 15 лет, а также новых подходов, определенных решениями четвертого Всебелорусского народного собрания.

Текущее пятилетие (2011–2015 годы) должно стать важным этапом в дальнейшем совершенствовании белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Для ее достижения предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза.

 

Таблица 2.2 – Основа для достижения роста благосостояния и улучшения условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики

Повышение роста показателей на n-е количество раз

Рост ВВП

В 1,62 – 1,68 раз

Рост производительности труда

В 1,63 – 1,68 раз

Рост объёмов производства продукции сельского хозяйства

В 1,39 – 1,45 раз

Рост промышленности

В 1,54 – 1,6 раз

Рост удельного веса отгруженной инновационной продукции

В 1,9 – 1,97 раз


 Примечание – Источник: собственная разработка на основе программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

 

Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:

    • формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;
    • модернизация организационно-экономических механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;
    • усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;
    • формирование эффективной инновационной системы;
    • совершенствование структуры экономики на основе приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;
    • активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;
    • развитие интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;
    • повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;
    • обеспечение энергетической безопасности страны.

Реализация поставленных целей и задач будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно государство выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

Одной из важнейших особенностей белорусской модели является тот факт, что в ее основу положена национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), базирующаяся на принципах, выработанных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и подтвержденных на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Она призвана обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Впервые такая стратегия была разработана в 1997 г. (НСУР — 97), сейчас завершается работа над НСУР —2020. [10, c.47]

Основной целью устойчивого развития Республики Беларусь является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на общесистемных преобразованиях экономики и общества, целями которых являются:

    • в области совершенствования государственности — формирование сильного, эффективного правового государства, которое способно создать необходимые условия и активизировать поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;
    • в области общественного развития — постепенный переход к новому постиндустриальному обществу, с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистым производством, высоким уровнем демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей; с развивающейся системой формирования физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям человека;
    • в области экономики — построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает наличие развитых институтов предпринимательства и рыночной инфраструктуры; действенного механизма государственного и рыночного регулирования, заинтересовывающего предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, рациональном природопользовании и охране окружающей среды, а наемных работников — в высокопроизводительном труде; высокого уровня благосостояния добросовестно работающих членов общества с обеспечением конституционных прав и свобод граждан, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, с эффективной системой социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения.

Реформирование экономики Беларуси идет в нескольких направлениях, включающих реорганизацию управления государственными предприятиями, разгосударствление и приватизацию объектов государственной собственности, создание единых и равных условий для функционирования предприятий и организаций различных форм собственности, поэтапную либерализацию экономической деятельности и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании с применением механизмов государственного регулирования, а также создание благоприятных, соответствующих мировой практике условий для привлечения в республику иностранных инвестиций.

Нельзя оставить вне поля зрения тот факт, что у определенной части общественности, в том числе у отдельных представителей студенческой молодежи, существует мнение, что Беларуси следовало избрать вариант шоковой терапии, а путь постепенного перехода к рынку является причиной отставания страны по ряду социально-экономических показателей.

          Отметим, что точка зрения о преимуществе шоковой терапии преобладала на начальном этапе формирования теории переходного периода. Однако с течением времени многие экономисты, среди которых и стоящие у истоков данной концепции, опираясь на практику рыночных реформ, пришли к выводу о том, что постепенный переход к рынку является более перспективным и эффективным. Кроме того, факты, приведенные авторитетными международными организациями, свидетельствуют, что по многим социально-экономическим показателям Республика Беларусь уже сейчас выгодно отличается от других стран СНГ и стран с переходной экономикой в целом.

Республика Беларусь лидирует среди государств Содружества по объему жилищного строительства в расчете на 1000 человек: мощности строительной отрасли по возведению жилья в 2011 году достигли 7,5 млн. кв. метров, из них 2,2 млн. кв. метров  – это эффективное  быстровозводимое индустриальное домостроение.

 

Кроме того необходимо завершить модернизацию промышленной базы жилищного строительства в первую очередь с целью улучшения ее качественных показателей. Это позволит снизить ресурсоёмкость строительства на 10 – 15 процентов, долю импортной составляющей в стоимости жилья до 15 процентов в 2015 году, перейти к массовому строительству энергоэффективного жилья (60 процентов в 2015 году) с затратами на отопление не более 40 кВт час/м2 в год.. Практика строительства показала, что при увеличении на 10 процентов стоимости строительства энергоэффективных домов, энергозатраты на отопление снижаются более чем в два раза, а окупаемость понесенных при строительстве затрат составляет 6 – 7 лет.

Согласно данным британского независимого научно-исследовательского института Legatum по итогам 2011 года Беларусь заняла 50-е место в рейтинге благосостояния стран мира среди 109 государств, поднявшись в сравнении с предшествующим годом на 4 позиции, и опередила всех своих соседей. При составлении рейтинга учитывались экономическая ситуация в стране, образование, здравоохранение, качество управления государством и другие показатели.

      В международном  рейтинге по такому комплексному  показателю как индекс человеческого  развития, Беларусь занимает 65-е  место среди 187 стран мира и  входит в группу государств  с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

          Беларусь по праву может гордиться  достижениями в области борьбы  с безработицей, которая по состоянию  на 1 января 2012 года составила 0,6% от  экономически активного населения. Это один из самых низких  показателей в Европе. 
          Беларусь по праву может гордиться достижениями в области борьбы с безработицей, которая по состоянию на 1 января 2012 года составила 0,6% от экономически активного населения. Это один из самых низких показателей в Европе.

Информация о работе Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности в Республике Беларусь