Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 00:58, курсовая работа
Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
В Беларуси наблюдается поступательный рост реальных денежных доходов населения, в стране заметно сократилась доля малообеспеченных людей. Согласно докладу ООН 2011 года о развитии человека по индексу многомерной бедности (ИМБ), который рассчитан в отношении 108 государств, Беларусь с нулевым показателем ИМБ вместе со Словакией и Словенией возглавляет мировой рейтинг.
Беларусь является одним из мировых лидеров по уровню финансирования сферы образования: на эти цели из бюджета ежегодно выделяется около 6% ВВП. Количество студентов в расчете на 10 тыс. человек населения в Беларуси составляет 467 человек. По данному показателю Беларусь опережает ряд западноевропейских стран и вслед за Россией занимает второе место среди стран СНГ.
Одним из приоритетов социально-экономической политики Беларуси является также здравоохранение. По данным отчета ВОЗ "Мировая статистика здравоохранения 2012" Беларусь занимает 5-е место в мире по количеству врачей – 53,6 на 1000 населения.
Младенческая смертность в Беларуси снижена до уровня 4 случаев на 1000 рождений (сравнима с уровнем «старых» членов ЕС и на 0,3% меньше, чем в Швейцарии). Данный показатель не только лучший среди стран СНГ, но и демонстрирует наибольшую динамику снижения. Наша страна досрочно достигла четвертой Цели развития тысячелетия ООН – «сокращение смертности среди детей в возрасте до 5 лет на две трети по сравнению с 1990 годом».
Беларусь уверенно опережает все страны СНГ по индексу экологических достижений и по показателю доли внедренных возобновляемых источников энергии в общем энергетическом балансе страны.
Беларусь занимает 52-е место в мире по Индексу развития информационно-коммуникационных технологий. Абсолютное значение индекса за последние 3 года выросло с 3,93 до 5,01, что позволило Беларуси войти в категорию десяти наиболее динамичных стран.
Согласно последним данным ООН Беларусь превосходит все страны СНГ и такие развитые государства как Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Швейцария, Франция, Япония по уровню представленности женщин в Парламенте и занимает 22 место в мировом рейтинге.
В регионе СНГ Беларусь удерживает стабильно лидирующие позиции в области химии и нефтехимии, сельскохозяйственном и автомобильном машиностроении, агропромышленном комплексе, легкой промышленности, по отдельным направлениям развития информационно-коммуникационных технологий. Беларусь поставила пред собой амбициозную задачу – стать активным участником международного рынка информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, в сфере разработки программного обеспечения. По экспорту ИТ-услуг на душу населения Беларусь опережает все страны СНГ, догоняя по этому показателю Индию. Имеются значительные наработки в сфере высоких технологий: в частности, в производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления.
Торговые отношения Беларусь поддерживает более чем со 180 государствами мира.
Даже в сложной для народного хозяйства страны ситуации, вызванной, прежде всего, ростом цен на импортируемые энергоносители и валютным дисбалансом, в 2011 году в Беларуси не произошло спада производства.
За последние 17 лет рост экономического и научно-технического потенциала страны обусловил устойчивое увеличение объемов товарооборота. В 1995 году объем внешней торговли товарами Беларуси составил 10,3 млрд. долларов, в 2000 году – 16,0 млрд. долларов, а в 2011 году оборот достиг 86,4 млрд. долларов.
Доля России во внешнеторговом обороте Беларуси составляет около 45%. Вторым по объему внешнеторгового оборота партнером Беларуси является Европейский союз. По итогам 2011 года на долю России пришлось 34% экспорта, а на долю ЕС – 39%. На долю остальных стран СНГ приходится 14%.
По информации Национального статистического комитета, за январь-март 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года валовой внутренний продукт Беларуси вырос на 3 %, а объемы промышленного производства – на 8,3%.
По состоянию на 1 апреля 2012 года объем внешней торговли товарами составил 129%, в том числе экспорт товаров и услуг вырос на 53,3% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года.
В отчете ООН по успехам стран в деле телекоммуникационной инфраструктуры по сравнению с 2008 годом страна переместилась с 84-го на 48-е место (36 позиций). [4, c.55]
Официально провозглашенная политической властью цель реформирования народного хозяйства Беларуси — это построение социально ориентированной рыночной экономики. В ее основу положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, системы мощной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; формирование конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ею роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности государства путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.
В настоящее время Республика Беларусь находится на начальном этапе перехода к постиндустриальному обществу и трансформации хозяйства страны в социально ориентированную рыночную экономику. Формирование реальных рыночных отношений осложняется не только наследием централизованно управляемой экономики, но и сохранением в белорусском обществе коллективистских начал, отсутствием развитой частной земельной собственности, эффективной системы местного самоуправления, преобладанием вертикальных связей (государство – индивид) над горизонтальными (индивид — индивид).
Большой процент белорусского народа психологически ориентирован на первостепенную ценность государства и надеется на проявление заботы о своем благосостоянии с его стороны. Преодолеть эти убеждения в короткие сроки вряд ли представляется возможным. Поэтому требуется длительный период для создания полноценной рыночной экономики, результатом которой должны быть новая производственная и социально-экономическая структура общества, новая система мотивации и высокая эффективность производства как одна из основ роста всеобщего благосостояния.
Главной стратегической целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня народа с постепенным его приближением к уровню высокоразвитых европейских государств на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития. В период до 2015 г. предусматривается заложить основы создания нового постиндустриального общества и сформировать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.
Необходимость вмешательства
государства в экономику переходного
периода (в частности, в Беларуси) обусловлена
рядом причин. Во-первых, прежний сверхцентрализованный
механизм государственного управления,
присущий командно-административной системе,
исчезает вследствие ее развала. Возникает
необходимость в формировании новой системы
государственного управления. Во-вторых,
в нашей стране существует многовековая
традиция сильной государственной власти.
В-третьих, для белорусской экономики
характерен высокий удельный вес государственного
сектора, доставшийся в наследство от
КАС. В-четвертых, переход от планового
хозяйства к рыночной экономике не может
происходить стихийно: он нуждается в
государственном регулировании. В-пятых,
становление рыночной экономики требует
длительного периода времени. В этих условиях
государственное управление, особенно
на начальном этапе, должно компенсировать
неразвитость рыночного механизма регулирования
и его институтов. В-шестых, макроэкономические
реформы, инициатором которых является
само государство, не могут быть осуществлены
без его активного участия. В-седьмых,
государство, несмотря на недостатки КАС,
накопило огромный опыт макроэкономического
регулирования и только оно способно обеспечить
социальную защиту населения и др.
Таким образом,
основная проблема переходной экономики
— это не вопрос о необходимости вмешательства
государства, а определение границ государственного
регулирования, его способов и методов,
роли в экономике.
В переходной экономике роль государства принципиально отличается от его роли и в командной, и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности невелики. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в КАС, с другой — оно должно быть более весомым, чем в развитой рыночной экономике.
Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, смена методов поддержки малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.
Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Механизм включает:
Государство в трансформационной экономике выполняет те функции, что и в любой другой экономической системе: осуществляет производство общественных благ, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды); регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста. Вместе с тем одной из основных его функций становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача очень сложная и решается белорусским государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. В постсоциалистических государствах данный процесс идет параллельно с разрушением КАС. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудость государственных финансов создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики. [7, c.151]
Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования. На начальном этапе преобладают первые из них, что обусловлено следующими причинами: во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия; во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, в полной мере еще не создана; в-третьих, глубокий кризис, характерный для начального этапа переходного периода, может быть преодолен только при прямом воздействии государства.