Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 00:58, курсовая работа
Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
Государственный сектор в переходной экономике претерпевает коренные изменения. Уходят в прошлое директивные плановые задания, их заменяют государственные заказы. Отсутствуют централизованное прикрепление к предприятию поставщиков ресурсов и комплектующих, гарантированный сбыт продукции. Поэтому субъекты хозяйствования самостоятельно изучают спрос, находят партнеров по изготовлению продукции и покупателей. Разрыв сложившихся связей, недостаток оборотных средств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, постигая одновременно искусство выживания в рыночных условиях.
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства:
К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста.
Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные цели и приоритеты должны соответствовать национальным интересам страны.
К национальным интересам следует отнести, прежде всего, задачи, решение которых обеспечивает самосохранение нации, ее выживание: охрана окружающей среды, защита от внешней экспансии, поддержание стабильного уровня жизни, сохранение численности и здоровья, интеллектуального потенциала и трудовых навыков населения. В зависимости от периода развития задачи конкретизируются в определенные цели экономической политики, которые должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с необходимыми для их реализации ресурсами, а также с выбором форм и методов использования этих ресурсов для получения максимального эффекта при существующих ограничениях.
Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого развития общества. Основные положения такой политики отражены в важнейших государственных социально-экономических документах: Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2015 года; Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь 2010 года. В них зафиксированы направления и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально экономического развития, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика. Кроме того, был разработан ряд отраслевых программ: Национальная программа развития экспорта на 2000—2005 годы; Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 года; Программа возрождения и развития села 2010 года и др.
Длительность периода, необходимого для достижения конечных целей реформ, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития Беларуси:
Исходя из определенных критериев, экономическую политику можно разделить на виды. Так, в зависимости от методов воздействия выделяют административную, фискальную, кредитно-денежную, институциональную, инвестиционную политику; от сфер приложения — внешнеэкономическую, научно-техническую, структурную, аграрную, промышленную, социальную и т.д.
Разработку экономической политики осуществляют органы государственного управления. Реализуют ее различные институты государства (парламент, правительство, министерства и ведомства; местные органы власти и управления; центральный банк страны), а также различные союзы и ассоциации — промышленные, торговые, аграрные, предпринимателей; страховые общества; фонды имущества; пенсионные кассы и др.
В 1989 г. влиятельные финансовые и политические организации, высококвалифицированные экономисты различных стран утвердили главные направления реформы экономической политики — соглашение, названное Вашингтонским Консенсусом. Предполагалось, что передача прав собственности от государства в частные руки, а также механизма распределения от государства к свободному рынку могли бы быстро увеличить объемы капиталов, а также повысить эффективность распределения, что должно было способствовать стабильному росту. Однако этого не произошло. Во многих государствах на стадии перехода, прежде чем начинался экономический рост (а в некоторых странах его вообще не наблюдалось), имело место его резкое снижение: от 20 % и выше в течение трех лет в Польше и до более чем 60 % в течение девяти лет в Украине. Эти неблагоприятные результаты стали следствием экономической политики, базирующейся на принципах Вашингтонского Консенсуса, который подчеркивал важность либерализации, приватизации и открытости постсоциалистической экономики, а также необходимость поддержки финансовой дисциплины.
Вместе с тем первоначально данный подход, разрабатываемый для других условий, не учел ряда важных элементов, необходимых для системной перестройки, стабилизации и роста, а именно: формирование рыночных институтов, совершенствование общего управления государственным сектором, включая приватизацию и пересмотр роли государства в экономике, но не его полное отстранение. Неверное предположение о том, что возникающие рыночные силы способны в короткие сроки заменить правительство в сфере институционального становления, инвестиций в человеческий капитал, а также развития инфраструктуры, стало причиной резкого спада в экономике и роста социального напряжения практически на всем постсоветском пространстве, включая Беларусь.
Важнейшей функцией государства в переходный период является законотворческая деятельность, приобретающая в трансформационной экономике особую значимость. Она необходима для предотвращения анархии при перестройке экономических и социальных отношений; правовой поддержки формирующихся рыночных отношений — защиты прав собственности, конкуренции; проведения демонополизации экономики; правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка; регулирования взаимоотношений работодателей и наемных работников; законодательного обеспечения национальной безопасности, в том числе экономической.
В Республике Беларусь принят пакет нормативно-правовых документов, устанавливающих «правила игры» на рынке: Гражданский кодекс, законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О собственности в Республике Беларусь», «О занятости населения в Республике Беларусь», «Об аренде», «Об основах государственного социального страхования» и ряд других. Предстоит дальнейшая напряженная законотворческая работа по принятию нормативных актов, регламентирующих права и обязанности государственных органов в сфере управления народным хозяйством и их взаимоотношений с субъектами хозяйствования с учетом формирования рыночных отношений и защиты участников рынка.
В переходный период важная роль отводится регулированию процессов разгосударствления и приватизации. Хотя эти процессы существенно сокращают долю государственного сектора, они должны быть управляемы, иметь законодательную основу, обладать утвержденными инструментами и методами разгосударствления. С этой целью разрабатывается законодательная база приватизации и программа ее осуществления.
Государство выступает наиболее крупным инвестором, обеспечивающим структурную перестройку народного хозяйства. Только оно способно переоснастить отдельные отрасли в соответствии с современными требованиями научно-технической революции. Государство также активно содействует созданию экономических условий для инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций. На него возлагаются прямые государственные расходы и государственные заказы инвестиционного характера. Оно предоставляет экономические гарантии, льготные кредиты и другие виды финансовой помощи.
Существенную роль играет государство и в борьбе с инфляцией. Цены растут тогда, когда денег в стране больше, чем товаров. В переходный период, как правило, осуществляется либерализация цен. Однако опыт показал, что поспешная всеобщая либерализация может значительно усилить кризисные явления в экономике. Поэтому государство стремится регулировать цены на отдельные товары первой необходимости, чтобы не допустить обнищания населения, устанавливает «потолки» цен для производителей-монополистов.
В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на создание условий для ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующим субъектам. Вместе с тем государство вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции при наплыве более дешевых зарубежных товаров на внутренний рынок. С этой целью вводятся ввозные пошлины, тарифы, нетарифные барьеры, создаются условия для увеличения экспорта.
Важнейшим направлением государственного управления в переходной экономике является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды, предотвращение экологического кризиса. В нашей стране приоритет всегда отдавался производству, а природоохранные проблемы отступали на второй план. В настоящее время государству предстоит практически заново, в условиях формирующихся рыночных отношений организовать рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и создать комплекс мероприятий по охране и защите окружающей среды. При этом перед Беларусью стоит важная задача — достижение большей сырьевой независимости и проведение политики ресурсосбережения.