Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 18:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности трансформационной экономики, направлений и методов государственного регулирования, анализ эффективности системных преобразований в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие, закономерности функционирования переходной экономики и трансформационного процесса;
- определить главные задачи переходной экономики;
- рассмотреть модели переходных экономик на примере зарубежных стран;
- рассмотреть особенности смешанных преобразований в Республике Беларусь;
Падает средняя продолжительность жизни: если в конце 80-х гг. она составляла 72 года, то в середине 90-х гг. упала до 68 лет.
7. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. Что же касается социальной справедливости, то ее реализация осуществляется главным образом благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством и рядом общественных организаций посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других. Однако такой подход является внутренним барьером, серьезным препятствием для развития рыночной экономики в стране.
8. Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством. Подавляющее большинство промышленных предприятий находится в государственной собственности. Это позволило избежать развала промышленности и сдержать темпы роста безработицы [10, c. 100-106].
Ситуацию в экономике осложняют крупные расходы на социальные нужды, в том числе на чернобыльскую программу. Правительство, стремясь решить одну из наиболее острых проблем — жилищную, выделяет крупные кредиты на индивидуальное и кооперативное строительство.
Также огромную роль в переходе к рыночным отношениям в нашей республике сыграли следующие факторы:
Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Он возникший как результат краха командно-административной системы.
Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами:
1) наиболее заметной чертой
2) углубляющаяся структурная
3) сохраняются высокие темпы инфляции;
4) значительный дефицит
5) снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестиционный кризис;
6) продолжается падение курса белорусского рубля;
7) остается относительно низким жизненный уровень населения при усиливающейся дифференциации его по уровню доходов;
8) значительных масштабов
Кризис поразил и внешнеторговые отношения. Так, снизился экспорт продукции белорусских предприятий на российский рынок из-за разницы в ценах. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему дефициту в торговле с этой страной. При отсутствии в стране достаточного количества валюты, расчеты за энергоносители осуществляются посредством бартерных поставок продукции ведущих машиностроительных предприятий Беларуси. В результате республика теряет часть своего национального продукта. Кроме того, предприятия, работающие на импортируемом сырье и энергии, вынуждены повышать цены на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность на внешних рынках [14, c. 21-22].
Республика оказалась среди наиболее пострадавших от развала Советского Союза в силу своей роли "сборочного цеха" и ориентации на Россию как главного рынка сбыта своей продукции.
Способы, применяемые в республике для разрешения обозначенных выше противоречий, в основной своей массе неэффективны, что предопределяет высокие трансформационные издержки и медленные темпы перехода к рынку.
Рассмотрим экономическое положение республики к концу 80-х – началу 90-х годов.
Экономика Беларуси развивалась в рамках СССР на основе специализации и разделения труда. Географическое положение республики, ее природно-климатические условия, наличие сформированной транспортной системы, высококвалифицированных кадров способствовали развитию электроэнергетики, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, которое сопровождалось расширением хозяйственных связей с другими республиками. Вывоз продукции за пределы страны достигал 30% общего объема производства, ввоз - 26%, а поставки тракторов, грузовых автомобилей, металлорежущих станков, вычислительных машин, кузнечно-прессового оборудования составляли 70-80%. На экспорт поставлялось 40% товаров легкой промышленности и деревообработки, а завозила Беларусь газ, металл, нефть, комплектующие изделия и некоторые другие виды сырья и материалов, которые в ней не производились. Поставки в союзный фонд мяса достигали 340 тыс. т. молока и молочных продуктов - свыше 2 млн. т.
Начиная с 1974 года вывоз продукции из Беларуси превышал ввоз, и в среднем за 1986-1990 годы это превышение составило 780 млн. руб., что в условиях обменного курса того времени было равно более чем 1 млрд. долл. США. Соответствующее развитие получили отрасли, производящие потребительские товары, и это позволяло обеспечивать непрерывный рост уровня жизни людей.
Республика Беларусь к концу 80-х - началу 90-х годов не только вышла на среднесоюзные показатели, но и превзошла их, практически приблизившись к уровню Прибалтийских республик и многих других стран. Занимая в СССР по территории 0,9%, по численности населения – 3,6 и имея 3,4% стоимости основных производственных фондов, она в 1990 году производила 4% валового национального продукта, 4,5% продукции промышленности и 5,6% продукции сельского хозяйства. По объему производства важнейших видов продукции отраслей специализации в СССР доля Беларуси в 1990 году составила: минеральные удобрения – 18,9, в том числе калийные – 55%; химические волокна --30,7; тракторы – 20,3; металлорежущие станки – 9,8; грузовые автомобили – 5,4; холодильники и морозильники – 11,2.
Индустриальное развитие республики повлекло за собой коренное изменение в соотношении городского и сельского населения.
Одновременно развивалась и социальная сфера. Высокими темпами строились жилые дома, школы, больницы, учреждения культуры. Подъем экономики и развитие социальной сферы способствовали резкому сокращению миграции населения за пределы республики.
Выше среднесоюзных были показатели уровня жизни населения. ВНП в расчете на душу населения в фактически действовавших ценах составлял 3956рублей против 3477рублей в целом по СССР.
Расходы государства на развитие народного хозяйства и социально-культурные мероприятия полностью покрывались доходами, а профицит госбюджета был равен 2,6% к ВНП. Практически отсутствовала безработица и инфляция [9, c. 8].
Таковы основные итоги, с которыми республика вошла в последнее десятилетие ХХ века.
Первые проявления экономического кризиса обозначились в начале 90-ых годов и были вызваны, главным образом, разрушением хозяйственных связей и местным сепаратизмом. В 1992-1994годах политическая власть в Республике была раздроблена и слаба, а экономическое руководство осуществляла не команда иностранных экономических советников (как в Москве), а последнее советское правительство.
Начало преобразований административно-командной системы сопровождалось серьезными потрясениями в социально-экономической жизни страны. Как известно, Беларусь была «сборочным цехом СССР». Десятки машиностроительных и станкостроительных заводов завершали строительный цикл, начинавшийся в России и на Украине. А в начале 90-ых годов эти заводы работали с перебоями, не приносили прибыли и нуждались в субсидиях государства.
С разрывом институциональных и технологических связей советской системы централизованного планирования стали происходить сбои в снабжении производства исходными материалами в поставках готовой продукции, что создало предприятиям новые трудности.
Поэтому этот период характеризуется резким спадом производства рассмотрено в Приложении 1.
Из таблицы мы видим, что в Беларуси спад продолжался 6 лет и это на год меньше, чем в России.
Несомненно, важную роль в восстановлении объема производства сыграли прямые иностранные инвестиции. В страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Россия) и страны Центральной и Юго-Восточной Европы и Балтии поступило свыше 70 млрд. долл. США в виде прямых инвестиций. Беларусь же практически не получала прямых инвестиций [4, с. 19].
Различные финансовые кризисы 90-ых годов, а также глобальный финансовый кризис, оказали сильное влияние на страны с переходной экономикой, в том числе и на Беларусь. Кризис выявил слабые места в финансовом секторе страны. В связи с этим местные банки и другие кредитные учреждения ощутили истощение своих портфелей. В Беларуси, где в балансах банков была высока доля российских активов, имело место прямое воздействие на банковские портфели, поскольку резко упала рыночная стоимость этих активов. Некоторые банки столкнулись с трудностями из-за обесценения своих денежных единиц, т.е период характеризуется еще и высоким уровнем инфляции. Все это привело к обесцениванию вкладов населения в сберегательных банках и падению покупательной способности рубля.
В условиях такой инфляции население стремилось быстрее избавиться от полученной заработной платы и других денежных доходов. Это явление, получившее название «бегство от денег», сопровождалось опустошением магазинов и резким сокращением вкладов населения в банках. А, как известно, вклады населения являются главным источником кредитных ресурсов государства.
Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения.
Резко сузились рынки сбыта продукции. Особенно трудное положение начало складываться в машиностроении, легкой, химической, нефтехимической и топливной промышленности. Происходило падение производства основных видов продукции животноводства – мяса и молока. Резко сократились объемы капитального строительства.
Для предотвращения надвигающейся национальной катастрофы, обеспечения роста производства и стабилизации экономики требовалось принятие решительных мер [9, c.9].
С 1994 г началась целенаправленная работа по восстановлению управляемости народным хозяйством. Тогда же была разработана программа неотложных мер по выходу экономики страны из кризисного состояния.
Реализация программы неотложных мер в 1995 г обеспечила макроэкономическую стабилизацию. Если прирост потребительских цен за январь-апрель 1995 г составил 156%, то за последующие восемь месяцев – только 35%. Сдерживанию инфляции содействовало проведение рестриктивной монетарной политики (ограничение денежно-кредитной массы, положительные процентные ставки) и стабилизация обменного курса.
В 1996 году возобновился экономический рост: прирост ВВП составил 2,8%, продукции промышленности – 3,5%, сельского хозяйства – 2,4%. Эти позитивные процессы сочетались с одновременным снижением инфляции: прирост потребительских цен к декабрю предыдущего года составил только 40%, или 2,8% в среднем за месяц.
В этот период (1995-1996гг) улучшился ряд макропоказателей (табл. 1). Это были первые шаги к стабилизации экономики.
Однако на грани остановки оказались такие гиганты нашей индустрии, как минские тракторный и автомобильный заводы, объединения «Горизонт» и «Интеграл», предприятия радиоэлектроники и приборостроения.
Сохранились проблемы в других отраслях народного хозяйства и в социальной сфере. Для их решения были разработаны и утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000гг». В них в качестве приоритетов были определены: экспорт, жилье, продовольствие; предусмотрен переход к проведению реформ по мере созревания объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, отказ от ценового беспредела, усиление контроля за разгосударствлением и приватизацией.
В 1996-2000 гг. социально-экономическое развитие страны характеризовалось активизацией экономического роста производства с его постепенным замедлением к концу периода. При этом если в 1996-1998 гг. увеличение производства происходило при более низких темпах инфляции и относительно стабильном курсе, то в 1999-2000 гг. замедление темпов экономического роста сопровождалось активизацией инфляционных и девальвационных процессов, множественностью курсов и увеличением разбежки между официальным обменным курсом и курсами на других сегментах валютного рынка (табл.2.2).
Следует отмстить, что заметное влияние на замедление темпов экономического роста народного хозяйства республики оказал финансовый кризис в России в августе 1998 года вызвавший обвальную девальвацию российского рубля, в результате которой понизился и рыночный курс белорусского рубля Экономическому росту в этот период способствовала благоприятная внешнеэкономическая ситуация (расширение поставок на российский рынок при улучшении ценовой ситуации в торговле с Российской Федерацией до августовского кризиса) и эмиссионное расширение спроса внутри страны, а также восстановление управляемости и применение организационных методов для вовлечения в производство бездействующих производственных мощностей.
Приложение 2.
С 2000 года в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежная и кредитная политика. Это позволило обеспечить положительный уровень реальных процентных ставок, стабилизировать рыночный курс белорусского рубля и установить в сентябре 2000 года единый курс белорусского рубля на валютном рынке, сохраняющийся и поныне.