Трансформация экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности трансформационной экономики, направлений и методов государственного регулирования, анализ эффективности системных преобразований в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие, закономерности функционирования переходной экономики и трансформационного процесса;
- определить главные задачи переходной экономики;
- рассмотреть модели переходных экономик на примере зарубежных стран;
- рассмотреть особенности смешанных преобразований в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 434.40 Кб (Скачать файл)

Промышленные предприятия, даже те, которые столкнулись с наиболее тяжелыми последствиями кризиса, в первом полугодии по-прежнему сталкивались с весьма жесткими директивными заданиями по темпам роста производства, а также по обеспечению занятости.

Несмотря на это в ряде отраслей промышленности предприятия пытались сократить издержки, де-факто заморозив номинальную заработную плату, сокращая занятость и уменьшая рабочее время. В частности, в январе-ноябре реальная зарплата в машиностроении и металлообработке снизилась на 8.1% г/г, в деревообработке – на 7.5% г/г. В целом по промышленности реальная заработная плата в указанный период сократилась на 2.0%. В данных отраслях также сократилась занятость и увеличились потери рабочего времени. Однако поскольку внутреннее потребление рассматривается экономическими властями в качестве одного из приоритетов, то динамике данного показателя даже в кризисный период уделялось довольно большое внимание. Де-факто, снижение заработной платы и снижение занятости имело место лишь на предприятиях, где производительность труда снизилась очень существенно и соответствующие меры были практически неизбежны. В целом же по экономике заработная плата продолжала расти, и за январь-октябрь 2009 г. в реальном выражении она возросла на 0.1% г/г, в то время как производительность труда в целом по экономике за данный период снизилась на 1.1% г/г (см. Приложение 6).

Примечание. Производительность труда рассчитана как ВВП на одного занятого.

Такая политика обусловила сохранение роста удельных издержек на рабочую силу у белорусских предприятий. В макромасштабе это выражалось в увеличении доли оплаты труда в ВВП (во 2-м квартале 2009 г. этот показатель вырос на 5 процентных пунктов по сравнению со 2-м кварталом 2008 г., достигнув 51.6% от ВВП). Эту тенденцию можно интерпретировать как ухудшение ценовой конкурентоспособности белорусских производителей. Поскольку снижение внешнего спроса являлось первопричиной кризисных явлений в белорусской экономике, то соображения ценовой конкурентоспособности представляются чрезвычайно важными в кризисный период. Вместе с тем, повышение удельных издержек на рабочую силу способствовало стимулированию потребления домашних хозяйств, что обеспечивало дополнительный внутренний спрос в белорусской экономике. Поскольку приоритет в политике экономических властей был отдан соображениям внутреннего спроса, то и с этой позиции можно говорить о том, что де-факто стратегией экономической политики было замещение сократившегося внешнего спроса внутренним. Во второй половине 2009 г. темпы роста производительности труда и заработной платы стали выравниваться, что свидетельствует о частичном изменении приоритетов экономической политики во втором полугодии 2009 г. [13, с. 14]

Стимулирование опережающего роста заработной платы можно рассматривать и в контексте выбора между потреблением и инвестициями в национальной экономике. В случае, если предприятия обеспечивают опережающий рост заработной платы, то это объективно снижает их инвестиционные возможности. Однако в 2009 г. такого рода выбора экономические власти пытались избегать. Наряду с опережающим ростом заработной платы относительно производительности труда, экономические власти предоставляли дополнительные фискальные и монетарные стимулы для осуществления инвестиционной деятельности. Аналогично со стимулированием жилищного строительства, инвестиционная деятельность в целом преимущественно стимулировалась посредством расширения доступа к кредитным ресурсам, что обусловило наибольший рост банковских кредитов в структуре источников финансирования инвестиций (см. Приложение 7).

Таким образом, можно говорить об имевшей место довольно ярко выраженной политике стимулирования внутреннего спроса для обеспечения благоприятной динамики ВВП. В первом полугодии правительство пыталось стимулировать внутренний спрос как за счет потребления домашних хозяйств, так и за счет инвестиций в основной капитал. Однако во 2-м и 3-м кварталах больший приоритет был отдан стимулированию инвестиционного спроса, а вклад в рост потребления домашних хозяйств стал снижаться вследствие ослабления стимулирования заработной платы

(см. Приложение 8).

Помимо соображений ценовой конкурентоспособности и необходимости сбалансировать динамику заработной платы и производительности труда, ослабление мер по стимулированию домашних хозяйств можно также объяснить большим внешним дисбалансом. В начальные периоды кризиса (в 3-м и 4-м кварталах 2008 г.) отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП существенно увеличивался, и его пытались компенсировать ростом внутреннего спроса. В этот период существенный положительный вклад в экономический рост вносило также накопление запасов материальных оборотных средств (как запасов готовой продукции, так и запасов сырья и комплектующих). В первом полугодии 2009 г. накопление запасов готовой продукции продолжилось, однако за счет снижения запасов промежуточных товаров вклад данного компонента совокупного спроса стал отрицательным. Тем не менее, такая модель, позволяя компенсировать снизившийся внешний спрос внутренним, одновременно и подрывала темпы роста за счет высокого уровня спроса на импорт. Поддержание внешнего дисбаланса в течение долгого периода является довольно затруднительным, поскольку создает дополнительные дисбалансы в кредитно-финансовом секторе, а также обусловливает накопление внешнего долга. Особенно затруднительным оно является в условиях дефицита ликвидности на внешних рынках. Поэтому со второго полугодия 2009 г. ряд компонентов внутреннего спроса стал сокращаться, что было необходимо для снижения спроса на импорт и снижения отрицательного вклада чистого экспорта. В результате внутренний спрос стимулировался преимущественно за счет инвестиций. Правительство сохраняло основные меры по их стимулированию, но при этом и рост инвестиций стал несколько замедляться.

В целом резюмируя каналы распространения кризиса и его последствия в белорусской экономике, можно говорить о том, что наиболее важные тенденции были следствием мер, предпринимаемых правительством. Изначальные тенденции, обусловленные воздействием глобальной конъюнктуры, приводили к следующим последствиям:

− существенное ухудшение результатов хозяйственной деятельности предприятий: снижение рентабельности и рост числа убыточных предприятий;

− замедление роста заработной платы или ее снижение, снижение занятости и рост потерь рабочего времени;

− повышение доли собственных средств населения, направляемых в жилищное строительство;

Ряд дополнительных каналов протекания кризиса в реальном секторе можно связать с мерами экономической политики правительства. Эти меры включали в себя:

− сохранение заданий по темпам роста объемов производства;

− расширение фискальных и монетарных стимулов для отдельных отраслей (строительство и сельское хозяйство – поиск отраслей – «локомотивов роста») и видов экономической активности (жилищное строительство, потребление отечественных товаров и пр.);

− стимулирование роста доходов население и сохранение директивных показателей по занятости.

Наряду с первоначальными последствиями кризиса, данные меры способствовали также проявлению ряда дополнительных тенденций в реальном секторе, в частности:

− изменение структуры национальной экономики и повышение доли отраслей ориентированных на внутренний рынок (строительство, сельское хозяйство). Кроме того, за счет снижения доли добавленной стоимости промышленности, повышается доля отраслей, производящих услуги;

− повышение удельных издержек на рабочую силу, с последующим замедлением темпа их роста (сбалансированность роста заработной платы и производительности труда);

− замещение внешнего спроса внутренним, что сопровождалось стимулированием роста внешнего дисбаланса. Впоследствии данная стратегия стала применяться не столь активно вследствие большого внешнего дефицита. В результате среди компонентов внутреннего спроса приоритетная роль отдается инвестициям в основной капитал (включая жилищное строительство), а рост других компонентов совокупного спроса замедляется или же они снижаются, что дает возможность снижать спрос на импорт.

 

Таким образом, в третьей главе можно сделать следующие выводы. На основе специфики поведения экономических агентов в белорусской экономике можно выделить специфику функционирования рынка товаров и услуг.

Вследствие специфики реального сектора Беларуси объем предложения на данном рынке можно рассматривать как заданный экзогенно. На нем происходит уравновешивание заданного объема предложения с предъявляемым спросом. Внутренний спрос может колебаться за счет шоков со стороны потребления домашних хозяйств, инвестиций предприятий, государственного потребления и потребления НКО.

Внешний спрос может колебаться под воздействием шоков со стороны мирового или российского рынка. В такой ситуации балансирующими переменными будут выступать: со стороны внутреннего спроса – инвестиции в запасы, со стороны внешнего спроса – импорт, имеющий преимущественно сырьевую структуру.

Современное состояние товарного рынка Республики Беларусь обусловлено глобальным экономическим кризисом. В тоже время государство проводит активную экономическую политику:

− сохранение заданий по темпам роста объемов производства;

− расширение фискальных и монетарных стимулов для отдельных отраслей (строительство и сельское хозяйство – поиск отраслей – «локомотивов роста») и видов экономической активности (жилищное строительство, потребление отечественных товаров и пр.);

− стимулирование роста доходов население и сохранение директивных показателей по занятости.

Наряду с первоначальными последствиями кризиса, данные меры способствовали также проявлению ряда дополнительных тенденций в реальном секторе, в частности:

− изменение структуры национальной экономики и повышение доли отраслей ориентированных на внутренний рынок (строительство, сельское хозяйство). Кроме того, за счет снижения доли добавленной стоимости промышленности, повышается доля отраслей, производящих услуги;

− повышение удельных издержек на рабочую силу, с последующим замедлением темпа их роста (сбалансированность роста заработной платы и производительности труда);

− замещение внешнего спроса внутренним, что сопровождалось стимулированием роста внешнего дисбаланса. Впоследствии данная стратегия стала применяться не столь активно вследствие большого внешнего дефицита. В результате среди компонентов внутреннего спроса приоритетная роль отдается инвестициям в основной капитал (включая жилищное строительство), а рост других компонентов совокупного спроса замедляется или же они снижаются, что дает возможность снижать спрос на импорт.

Современное состояние экономики Республики Беларусь свидетельствует о незавершенности трансформационных процессов ( сложился рынок с серьезными деформациями, утвердилась квазирыночная система хозяйствования). Сегодняшнюю экономику Беларуси еще пока нельзя назвать «рыночной». Для решения проблем  переходной экономики необходимо в первую очередь точно определить состав и очередность действий. Их последовательное выполнение позволит продвигаться по пути реформ более уверенно и с меньшим количеством остановок на исправление допущенных ошибок. Если бы реформы последнего десятилетия в налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной сферах изначально опирались на набравшую достаточный ход реформу на уровне предприятий, включая формирование необходимой правовой среды, подготовку эффективных собственников и много другого, то и результаты могли бы быть лучше. 

 

                                                          

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

  1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
  2.   Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
  3.   Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
  4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
  5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия».

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма. Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Информация о работе Трансформация экономики