Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 18:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности трансформационной экономики, направлений и методов государственного регулирования, анализ эффективности системных преобразований в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие, закономерности функционирования переходной экономики и трансформационного процесса;
- определить главные задачи переходной экономики;
- рассмотреть модели переходных экономик на примере зарубежных стран;
- рассмотреть особенности смешанных преобразований в Республике Беларусь;
В нашей стране существуют некоторые особенности перехода к рыночной экономике:
Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства.
Для предотвращения
надвигающейся национальной
Была разработана
программа неотложных мер по
выходу экономики страны из
кризисного состояния. Реализация
этой программы обеспечила
На основе специфики поведения экономических агентов в белорусской экономике можно выделить специфику функционирования рынка товаров и услуг.
Вследствие специфики реального сектора Беларуси объем предложения на данном рынке можно рассматривать как заданный экзогенно. На нем происходит уравновешивание заданного объема предложения с предъявляемым спросом. Внутренний спрос может колебаться за счет шоков со стороны потребления домашних хозяйств, инвестиций предприятий, государственного потребления и потребления НКО.
Внешний спрос может колебаться под воздействием шоков со стороны мирового или российского рынка. В такой ситуации балансирующими переменными будут выступать: со стороны внутреннего спроса – инвестиции в запасы, со стороны внешнего спроса – импорт, имеющий преимущественно сырьевую структуру.
Современное состояние товарного рынка Республики Беларусь обусловлено глобальным экономическим кризисом. В тоже время государство проводит активную экономическую политику:
− сохранение заданий по темпам роста объемов производства;
− расширение фискальных и монетарных стимулов для отдельных отраслей (строительство и сельское хозяйство – поиск отраслей – «локомотивов роста») и видов экономической активности (жилищное строительство, потребление отечественных товаров и пр.);
− стимулирование роста доходов население и сохранение директивных показателей по занятости.
Наряду с первоначальными последствиями кризиса, данные меры способствовали также проявлению ряда дополнительных тенденций в реальном секторе, в частности:
− изменение структуры национальной экономики и повышение доли отраслей ориентированных на внутренний рынок (строительство, сельское хозяйство). Кроме того, за счет снижения доли добавленной стоимости промышленности, повышается доля отраслей, производящих услуги;
− повышение удельных издержек на рабочую силу, с последующим замедлением темпа их роста (сбалансированность роста заработной платы и производительности труда);
− замещение внешнего спроса внутренним, что сопровождалось стимулированием роста внешнего дисбаланса. Впоследствии данная стратегия стала применяться не столь активно вследствие большого внешнего дефицита. В результате среди компонентов внутреннего спроса приоритетная роль отдается инвестициям в основной капитал (включая жилищное строительство), а рост других компонентов совокупного спроса замедляется или же они снижаются, что дает возможность снижать спрос на импорт.
Современное состояние экономики Республики Беларусь свидетельствует о незавершенности трансформационных процессов ( сложился рынок с серьезными деформациями, утвердилась квазирыночная система хозяйствования). Сегодняшнюю экономику Беларуси еще пока нельзя назвать «рыночной». Для решения проблем переходной экономики необходимо в первую очередь точно определить состав и очередность действий. Их последовательное выполнение позволит продвигаться по пути реформ более уверенно и с меньшим количеством остановок на исправление допущенных ошибок. Если бы реформы последнего десятилетия в налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной сферах изначально опирались на набравшую достаточный ход реформу на уровне предприятий, включая формирование необходимой правовой среды, подготовку эффективных собственников и много другого, то и результаты могли бы быть лучше.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Приложение 1 - Показатели спада производства в странах с переходной экономикой за 80-90-ые годы Источник [4,с.18].
Страна |
Количество лет непрерывного спада производства |
Совокупный спад производства, % |
ЦЮБ |
3,8 |
22,6 |
СНГ |
6,5 |
50,5 |
Беларусь |
6,0 |
35,0 |
Россия |
7,0 |
40,0 |
Приложение 2 - Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь за 1996-2000гг, % Источник [9, c. 11].
Показатель |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
1996 |
2000 |
2001 |
% к предыдущему году |
Фактическое выполнение |
Основные направления на 1996-00 |
||||||
ВВП |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
105,8 |
135,7 |
118,1-126,3 |
104,1 |
Продукция промышленности |
103,5 |
118,8 |
112,4 |
110,3 |
107,8 |
164,4 |
122,7-130 |
105,4 |
Продукция с/х. |
102,4 |
95,1 |
99,3 |
91,7 |
109,3 |
96,9 |
110,4-119,3 |
101,8 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
9 |
119 |
124,5 |
92 |
102,1 |
133,2 |
134,7-146 |
94 |
Ввод в действие жилья и др. объектов |
134,8 |
127,9 |
108,2 |
80,2 |
121 |
181,1 |
76-201,1 |
86 |
Внешнеторговый оборот с учетом услуг |
126,8 |
124,4 |
97,8 |
85,5 |
124,4 |
164,3 |
… |
97,3 |
экспорт |
127,1 |
123,9 |
97,1 |
90,2 |
124,7 |
172 |
… |
101,3 |
импорт |
126,5 |
124,9 |
98,3 |
82 |
124,1 |
158,1 |
93,9 | |
Производство потребительских товаров |
109 |
122,8 |
120,8 |
109,2 |
104,1 |
184 |
… |
105,7 |
Розничный товарооборот |
130,5 |
117,9 |
126,1 |
110,7 |
111,8 |
240,1 |
… |
121,2 |
Платные услуги населению |
107 |
108 |
110 |
112 |
103 |
150,4 |
… |
109 |
Инфляция (рост потребительских цен к декабрю предыдущего года) |
2,8 |
4,2 |
9,0 |
11,0 |
6,3 |
6,6 |
1,5-0,5 |
3,8 |
Реальные денежные доходы населения |
117,2 |
106,2 |
119,4 |
96,6 |
119,6 |
171,6 |
112-118,8 |
125 |
Уровень безработицы |
4,0 |
2,8 |
2,3 |
2,1 |
2,1 |
2,4 | ||
Дефицит консолидированного бюджета в % к ВВП |
-1,9 |
-2,2 |
-1,4 |
-2,9 |
-0,6 |
-4 – (-3) |
-1,7 |
Приложение 3 - Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) по отраслям экономики РБ
Приложение 4 - Удельный вес убыточных предприятий в экономике РБ. Источник: [5, с. 28].
Примечание. * с 2004 г. к убыточным организациям относятся те, которые получили чистый убыток.
Приложение 5 - Вклад отраслей в прирост промышленного производства в РБ. Источник: [5, с. 30]
Приложение 6 - Темпы прироста зарплаты и производительности труда в РБ. Источник [5, с. 32].
Приложение 7 - Источники финансирования инвестиций в основной капитал в РБ. Источник [5, с. 34].
Примечание. N/A – данные отсутствуют.
Приложение 8 - Вклад компонентов совокупного спроса в прирост ВВП в РБ Источник [13, с. 18].
Примечание. НКООДХ – некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства. Вклад компонентов в прирост ВВП – процентных пунктов.