Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:54, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ управления доходной частью государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- определить сущность и основные принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях социально-экономического развития общества;
- рассмотреть понятие государственного бюджета и проанализировать формирование доходной части государственного бюджета;
- выделить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, рассмотрев особенности и структуру федеральных, региональных и местных налогов.
ВВЕДЕНИЕ
4
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7
1.1. Сущность и функции бюджетной системы в РФ.
8
1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ.
19
1.3. Доходы и расходы бюджетной системы РФ.
21
1.4.Нормативно-правовые основы бюджетной системы России.
Вывод
23
23
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
28
2.1. Правовые и экономические основы формирования доходов бюджета.
28
2.2. Источники формирования дохода государственного бюджета РФ.
30
2.2.1. Доходы федерального бюджета.
30
2.2.2. Особенности структуры доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
38
2.2.3. Доходы бюджетов муниципальных образований.
42
2.2.4. Федеральные налоги.
46
2.2.4.1. Налог на добавленную стоимость.
47
2.2.4.2. Акцизы.
50
2.2.4.3. Налог на прибыль организаций.
52
2.2.4.4. Налог на доходы физических лиц.
55
2.2.4.5. Единый социальный налог.
58
2.2.4.6. Государственная пошлина.
59
2.2.4.7. Таможенная пошлина и таможенные сборы.
60
2.2.4.8. Платежи за природные ресурсы.
62
2.2.5. Региональные налоги.
66
2.2.5.1. Налог на имущество предприятий.
66
2.2.5.2. Транспортный налог.
70
2.2.6. Местные налоги и сборы.
Вывод
71
71
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
77
3.1. Причины и основные направления реформирования бюджета России последнего десятилетия.
77
3.2. Этапы и методы прогнозирования и планирования доходной части государственного бюджета.
82
3.3. Планирование доходов государственного бюджета.
Вывод
89
89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, сравнение структуры доходов бюджетов двух различных по финансовому потенциалу субъектов РФ выявило много совпадающих характеристик, что позволяет составить общее представление об особенностях структуры доходов бюджетов субъектов РФ.
Продолжающаяся налоговая реформа, одним из направлений которой является снижение налогового бремени, привела к определенным потерям в доходах бюджетов субъектов РФ. В целях компенсации доходов бюджетов субъектов РФ от снижения поступлений налога на прибыль, а также в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию, предусматривающим необходимость обеспечения стабильности источников формирования региональных и местных бюджетов, начиная с 2002 года в доходы бюджетов субъектов РФ передаются в полном объеме поступления налога на доходы физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в бюджеты введенного в 2002 году налога на добычу полезных ископаемых, а также ставки налога на прибыль организаций, по которым налог зачисляется в бюджеты различных уровней, учтены в размерах, установленных соответствующими главами части 2 НК РФ.
Муниципальное образование, как установлено в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. Финансовые аспекты местного самоуправления устанавливаются в Федеральном законе от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Как установлено в этом Законе, доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства Фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам5. ( см. Приложение 13)
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:
- часть налога
(на доходы) с физических лиц
в пределах не менее
50% в среднем по субъекту
РФ;
- часть налога на прибыль организаций
в пределах не менее 5% в
среднем по субъекту РФ;
- часть налога
на добавленную стоимость по
товарам отечественно
го производства
(за исключением драгоценных металлов
и драгоценных камней, отпускаемых из
Государственного фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней Российской
Федерации) в пределах не
менее 10% в среднем по субъекту РФ;
- часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
- часть акцизов
на остальные виды подакцизных товаров (за
исключением акцизов на минеральные виды
сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные
товары) в пределах не менее 10% в среднем
по
субъекту РФ.
Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта РФ. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится, исходя из общего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта РФ устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту РФ. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта РФ может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год (см. Приложение 14) , а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами, а также в соответствии с законодательством РФ принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования. Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования (средства самообложения), которые используются исключительно по целевому назначению.
Дальнейшее развитие вопросов формирования доходов местных бюджетов нашло отражение в БК РФ. Так, в доходы местных бюджетов поступают полностью доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципального образования, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Введение компенсационной нормы весьма своевременно, поскольку в бюджетной практике России 1990-х годах имели место случаи передачи расходов на уровень местных бюджетов без обеспечения источником финансирования. Это относится, прежде всего, к передаче на балансы органов власти местного самоуправления ведомственной социально-культурной сферы. Представляется, что эта норма позволит защитить интересы проживающего на данной территории населения.
С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, несмотря на совершенствование законодательства адекватного упрочения финансового положения муниципальных образований пока не происходит. Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности — длительный процесс. Успешное решение этих проблем позволит не только адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилить влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.
2.2.4. Федеральные налоги.
Структура налоговых источников доходов бюджета в значительной степени определяется состоянием, историческими особенностями развития экономики государства и другими внешними и внутренними факторами.
Структура налоговых источников, прежде всего, определяется господствующей в данной стране финансовой теорией и выработанной на ее основе финансовой политикой, в том числе ее составной частью — налоговой политикой. В соответствии с теорией экономики предложения, которая получила наибольшее распространение с начала 1990-х годов, налоговое давление должно постоянно снижаться, с тем, чтобы высвобождающиеся в результате этого денежные накопления в сфере предпринимательства и домашних хозяйств поступали на финансовые рынки и обеспечивали инвестиционную активность, которая в дальнейшем приводила бы к расширению налоговой базы. Однако, к сожалению, у России пока нет развитого финансового рынка.
К моменту начала реформ Россия не имела собственной ни финансовой, не тем более налоговой теории, адекватной ее современному развитию. Но в последние годы в сфере налоговых реформ прослеживается тенденция к более широкому применению теории экономики предложения, что проявляется в снижении налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, введении регрессивной шкалы по социальным налогам и существенном уменьшении ставки налога на прибыль.
Уменьшение налогового давления на предпринимательские структуры за счет снижения ставок налога на прибыль, имеет наибольшее значение с точки зрения стимулирования экономического роста. Снижение ставок налога на доходы физических лиц также высвобождает денежные средства, стимулирует инвестиционную активность и тем самым способствует экономическому росту. Более четкое и исчерпывающее ранжирование налоговых поступлений с точки зрения их воздействия на экономический рост является объектом самостоятельного исследования.
2.2.4.1.
Налог на добавленную
Налог на добавленную стоимость (НДС), являясь важнейшим косвенным налогом, влияет на процессы ценообразования, структуру потребления, а также регулирует спрос. (см. Приложение 15) Следует отметить, что во многих случаях объекты налогообложения для косвенных налогов совпадают, что способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги. В соответствии с федеральными законами от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» и от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета принадлежит НДС на товары, работы и услуги, налогам на прибыль, акцизам, вывозным налоговым пошлинами.
В среднем НДС формирует седьмую часть доходов бюджетов в странах, его применяющих, однако в бюджетах различных государств его доля существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, а в Нидерландах — 24%6. В большинстве стран мира применяются свои собственные системы исчисления и взимания НДС (по состоянию на июнь 1992 год, по данным ОЭСР, применялся в 82 странах)7.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются: организации; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ; индивидуальные предприниматели, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Не являются плательщиками организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
В статье 149 НК определяются операции, товары, работы и услуги, неподлежащие налогообложению. В частности:
- реализация с 1 января 2002 года на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники;
- услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
- услуги по
содержанию детей в дошкольных
учреждениях, проведению занятий с
несовершеннолетними детьми в кружках,
секциях и
студиях;
- услуги по
перевозке пассажиров
портом общего пользования;
- ритуальные услуги;
- с 1 января 2004 года услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
- услуги в
сфере образования по
образовательными
организациями учебно-производственного
или воспитательного процесса;
- оказываемые
учреждениями культуры и
- осуществление
банками банковских операций (за
исключением
инкассации);
Информация о работе Управление доходной частью государственного бюджета России