Управление затратами предприятия (на примере ОАО "РЖД" локомотивного депо станции Вихоревка)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 21:38, дипломная работа
Краткое описание
Цель данной работы – оценка состояния и эффективности использования основных фондов Локомотивного депо. Для решения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: Технико-экономическая характеристика Локомотивного депо. Учет движения основных средств. Анализ движения, состояния и эффективности использования основных средств на предприятии.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО 1.1 Краткая характеристика депо 1.2 Основные показатели деятельности депо УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 2.1 Классификация и оценка основных средств, задачи учета 2.2 Учет поступления основных средств 2.3 Учет амортизации основных средств 2.4 Инвентаризация и переоценка основных средств 2.5 Учет выбытия основных средств 2.6 Учет ремонта основных средств АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ, СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 3.1 Оценка динамики и структуры основных средств 3.2 Оценка движения основных средств 3.3 Оценка технического состояния основных фондов 3.4 Анализ обеспеченности основными средствами 3.5 Оценка эффективности использования основных фондов 3.6 Влияние интенсивности и экстенсивности ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рис. 1. Динамика
объемных показателей эксплуатационной
работы по локомотивному депо за 2008 год,
проц.
электротяга
(грузовое движение) 84,67%
электротяга
(пассажирское движение) 7,82%
электротяга
(хозяйственное движение) 1,34%
электротяга
(пригородное движение) 5,57%
теплотяга (хозяйственное
движение) 0,6%
Рис. 2. Динамика
объемных показателей эксплутационной
работы по локомотивному депо за 2009 год,
проц.
электротяга
(грузовое движение) 83,74%
электротяга
(пассажирское движение) 8,33%
электротяга
(хозяйственное движение) 1,25%
электротяга
(пригородное движение) 6,22%
теплотяга (хозяйственное
движение) 0,45%
Из табл. 1 видно,
что выполнение в 2009 году объема перевозок
составило к плану 2009 года 83,9 %, к отчету
2008 года 101,1%, в том числе грузовое движение
выполнено к плану 2009 года на 82,9%, к отчету
2008 года на 100%, вследствие работы полносоставными
поездами, увеличения эксплуатируемого
парка на 9 секций, план перевозок в пригородном
движении перевыполнен на 5,3% .Объем перевозок
по Теплотяга выполнен к плану 2009 года
на 112,7%, за счет уменьшения нормы простоя
локомотивов в ремонте, качественного
выполнения текущего ремонта и технического
обслуживания, увеличения среднесуточной
производительности тепловозов, к отчету
2008 года на 75,4 % .
Таблица 2 Объемные
показатели эксплуатационной работы,
тыс. локомотиво-километры
Наименование
показателей
2008г.
отчет
2009г.план
2009г.
факт
Процент к 2008г.
Процент к плану
Общий пробег
в границах работы локомотивных бригад
10206,9
6898
10991,3
109,7
159,3
в т.ч. электротяга
9226
5870
10083,2
109,1
171,4
Теплотяга
978,9
1028
928,1
94,8
90,3
Линейный пробег
6155,8
6413
6361,5
103,3
99,2
в т.ч. электротяга
5715,1
5961
5987,2
106,8
100,4
Теплотяга
440,7
452
374,3
84,9
82,8
Из табл. 2 можно
заметить, что общий пробег в границах
работы локомотивных бригад выполнен
в сравнении с планом 2009 года на 159,3%, с
отчетом 2008 года на 109,7%, за счет увеличения
общего пробега в границах работы локомотивных
бригад по электротяге на 4193,2 тыс. локомотиво-километров,
снижения простоя на промежуточных станциях,
увеличения эксплуатационного парка.
Рис. 3. Динамика
объемных показателей эксплуатационной
работы
2008 общий пробег
10206,9
линейный пробег
6155,8
2009 общий пробег
10991,3
линейный пробег
6361,5
Средний вес
поезда брутто – важнейший показатель
эксплуатации локомотивов. Увеличение
веса поезда снижает потребность в локомотивах
для выполнения заданного объема работы
в заданных тонна – километрах брутто.
Вес поезда оказывает влияние на норму
расхода топлива и электроэнергии для
тяги поездов, а также на расходы по ремонту
локомотивов, поскольку изменение веса
поезда влечет за собой изменение пробега
локомотивов. Средний вес поезда брутто
получают делением тонна-километров на
поездо-километры. Среднесуточный пробег
локомотива измеряется величиной линейного
пробега, приходящегося на один локомотив
эксплуатируемого парка в среднем за сутки.
Повышение среднесуточного
пробега позволяет уменьшить локомотивный
парк или выполнить тем же парком больший
объем работы, то есть получить экономию
капитальных вложений в локомотивный
парк, а также эксплуатационных расходов.
Участковая скорость
движения локомотива определяется делением
линейного пробега локомотива на сумму
времени нахождения локомотивов в движении
с учетом простоев на промежуточных станциях.
Техническая скорость движения локомотива
определяется делением суммы локомотиво-километров
линейного пробега локомотивов на сумму
времени нахождения локомотивов в движении
без учета простоев на промежуточных станциях.
Повышение участковой
скорости позволяет сократить локомотивный
парк и капитальные вложения в него. Обобщающим
показателем использованием локомотивов
является их среднесуточная производительность.
Она определяется тонна-километрами брутто,
приходящимися на один локомотив эксплуатируемого
парка в среднем за сутки. Все перечисленные
выше показатели рассчитываются по видам
движения и видам тяги.
Таблица 3 Динамика
выполнения качественных показателей
использования электровозов в грузовом
движении
Наименование
показателей
2008г.
отчет
2009г.
план
2009г.
факт
Процент к 2008г.
Процент к плану
Т.км брутто в
грузовом движении, млн. т. км. брутто
8597,8
10372
8596,3
100,0
82,9
Среднесуточный
пробег, км.
660,2
712
643,8
97,5
90,4
Средняя масса
брутто грузового поезда, т
3834,5
3800
3721,4
97,1
97,9
Среднесуточная
производительность электровозов, тыс.
т. км. брутто
1953,5
1932
1821,4
93,2
94,3
Техническая
скорость, км. ч.
57,3
57,2
55,9
97,6
97,7
Участковая скорость,
км. ч.
47,8
49,4
47,1
98,5
95,3
В табл. 3 показано
выполнение качественных показателей
использования электровозов в грузовом
движении. Из таблицы можно заметить, что
среднесуточная производительность электровозов
за 2009 год не выполнена к плану на 5,7% и
снизилась к отчету за 2008 год на 6,8%. Это
произошло из-за снижения массы поезда
за 2009 год на 2,1 %, а в сравнении с отчетом
за 2008 год на 2,9%. Участковая скорость за
2009 год выполнена на 95,3%, в сравнении с
2008 годом на 98,5% по причине увеличения
простоя на промежуточных станциях. Эксплуатируемый
парк в сравнении с 2008 годом увеличился
на 17 единиц. Среднесуточный пробег выполнен
в сравнении с планом на 2009 год на 90,4%, с
отчетом 2008 года на 97,5%.
Показателем,
характеризующим качество работы депо
по ремонту локомотивов, является деповской
процент неисправности локомотивов. Он
отражает техническое состояние всего
парка. Снижение процента неисправных
локомотивов обеспечивается путем сокращения
простоя в ремонтах в связи с внедрением
механизации и автоматизации ремонтных
процессов и повышения эксплуатационной
надежности, в результате чего сокращаются
внеплановые ремонты. Снижение процента
неисправных локомотивов ведет к сокращению
потребности приписного парка локомотивов
и в конечном итоге к повышению эффективности
эксплуатации локомотивов и локомотивного
хозяйства в целом. Программа ремонта
локомотивов в приведенных единицах по
Локомотивному депо в 2008 году составляла
1441,8, в 2009 году план 1187,8, факт 1231,9. В сравнении
с планом программа ремонта выполнена
на 103,7% к отчету прошлого года на 85,4%.
В табл. 4 показано,
что выполнение за 2009 год объема перевозок
на 83,9% и программы ремонта на 103,7%, что
привело к перерасходу по эксплуатационным
расходам на 14791,0 тыс.р. и составило 274476,0
тыс.р.
К соответствующему
периоду прошлого года эксплуатационные
расходы увеличены на 31,3% в том числе по
элементам затрат:
фонд оплаты
труда – увеличение на 36,0% за счет индексации
заработной платы, введения с 1 апреля
положения о премировании, введения фиксированных
доплат;
отчисление на
социальные нужды на 24,5% за счет увеличения
расходов по ФОТ;
материалы на
26,1% за счет роста цен на материалы и запчасти,
а так же за счет оприходования запасных
частей повторного использования от списанных
локомотивов;
топливо увеличение
на 80,9% из-за повышения стоимости мазута
за счет железнодорожного тарифа, а так
же за счет отнесения затрат по котельной
на отопление помещений, находящихся на
балансе;
электроэнергия
– увеличение расходов в 3,8 раза увеличения
стоимости 1 квт.час. в 2,3 раза, за счет перевода
расхода электроэнергии на электроотопление
цеха ТР – 3;
прочие материальные
затраты увеличились в 16,3 раза, что составило
4185 тыс.р.
Себестоимость
перевозок десяти тысяч тонна – километров
брутто за 2009 год составила 281,79 рублей
или 131,3% к плану и 125,6% к отчету 2008 года.
Таблица 1.4 Динамика
эксплуатационных расходов
Наименование
расходов
2008г
отчет
2009г
план
2009г
факт
Результат к
плану
Процент к плану
Процент к 2008г
Контингент,
чел.
1180
1090
1180
110
110,3
100,0
Фонд оплаты
труда,тыс.р.
72140
84233
98111
13878
116,5
136
Отчисление на
социальные нужды,тыс.р.
28593
30838
35591
4953
116,2
124,5
Материалы, тыс.р.
10835
12226
13660
1434
111,7
126,1
Топливо, тыс.р.
7822
14545
14150
-395
97,3
180,9
Электроэнергия,
тыс.р.
11602
27987
29803
1816
108,5
256,9
Прочие материальные
затраты, тыс.р.
273
4383
4458
75
101,7
1633
Амортизация,
тыс.р.
85602
98457
91588
-6869
93
109
Прочие затраты,
тыс.р.
1097
2009
1908
-101
95
173,7
Всего расходов,
тыс.р.
217964
274476
289267
14791
107,4
132,7
Рис. 4. Структура
плана эксплуатационных расходов за 2008
год, проц.
фот 33,10
социальные нужды
13,12
материалы 4,97
топливо 3,59
электроэнергия
5,32
амортизация
39,27
прочие материальные
0,13
прочие затраты
0,50
Рис. 5. Структура
плана эксплуатационных расходов за 2009
год, проц.
фот 33,93
социальные нужды
12,31
материалы 4,72
топливо 4,89
электроэнергия
10,31
амортизация
31,67
прочие материальные
1,52
прочие затраты
0,66
2. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ
2.1 Классификация и оценка
основных средств, задачи учета
Производственно-хозяйственная
деятельность каждого предприятия железнодорожного
транспорта обеспечивается не только
материальными, трудовыми и финансовыми
ресурсами, но и необходимыми основными
средствами. Это средства труда, которые
в сочетание с материальными условиями
процесса труда людей составляют производственный
процесс.
Основные средства – это совокупность
материально-вещественных ценностей,
используемых в качестве средств труда
при производстве продукции, выполнения
работ или оказании услуг либо для управления
организацией в течении периода, превышающего
12 месяцев, или обычного операционного
цикла, если он превышает 12 месяцев. Железнодорожный
транспорт является фондовой отраслью
народного хозяйства. Основные средства
железнодорожного транспорта учитываются
на балансе тех предприятий, которые их
эксплуатируют, и совокупности средств
находящихся на балансе железной дороги
занимают 65-70%.
Основные средства железных
дорог разнообразны по составу и значению.
Для планирования, учета и контроля их
использования группируются по отраслям
народного хозяйства, а в каждой отрасли
– по видам средств, в зависимости от их
назначения и выполняемых функций.
В соответствии с типовой классификацией
основные средства, числящиеся на балансе
предприятия, группируются по отраслям:
производящие товары;
оказывающие услуги.
К первым относятся промышленность,
строительство, сельское хозяйства и другие.
Ко вторым – транспорт, связь, торговля,
здравоохранение, образование, наука,
культура.
На железных дорогах основные
средства, непосредственно связанные
с перевозками (локомотивы, вагоны, земельное
полотно) относятся к отрасли «Транспорт»,
основные средства учебных заведений
(школы, техникумы, ПТУ) – к отрасли «Народное
образование». В зависимости от назначения
в производственно-хозяйственной деятельности
предприятий, основные средства железных
дорог подразделяются на производственные
и непроизводственные. В бухгалтерском
учете железной дороги они подразделяются
на производственные основные средства
транспорта и производственные основные
средства других отраслей народного хозяйства.
Основными средствами непроизводственного
назначения являются основные средства
отраслей, оказывающих услуги непосредственного
характера. Производственные основные
средства транспорта – это средства, непосредственно
участвующих в перевозочном процессе
и находящиеся на балансе основной деятельности
предприятий железнодорожного транспорта,
например локомотивы – в локомотивном
депо, путь - в дистанции пути.
Согласно ПБУ 5/01 к основным
средствам относятся:
здания;
сооружения;
рабочие и силовые машины и
оборудование;
измерительные и регулирующие
приборы и устройства;
вычислительная техника;
транспортные средства;
инструмент;
производственный и хозяйственный
инвентарь и принадлежности;
рабочий и продуктивный скот,
многолетние насаждения.
Бухгалтерия определяет принадлежность
основных средств к той или иной учетной
группе (подгруппе) по данным паспортов,
инструкций по эксплуатации технической
документации. По степени использования
основные средства подразделяются в учете
на действующие и бездействующие. К действующим,
относится основные средства, находящиеся
в эксплуатации, в том числе и ремонтируемые.
В состав бездействующих включают основные
средства в запасе и на консервации. На
железных дорогах основными средствами
в запасе считают локомотивы и грузовые
вагоны, оставленные в резерве МПС, локомотивы
и пассажирские вагоны, оставленные в
резерве дороги. Основные средства, выведенные
из эксплуатации на длительное время по
распоряжению организации, считаются
находящимися на консервации.