Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:07, курсовая работа
Объектом исследования проекта является недвижимое имущество, как объекту муниципальной собственности. Предмет исследования проекта – механизм управления муниципальным недвижимым имуществом. Целью проекта является изучение теоретических аспектов управления муниципальным имуществом. Для выполнения указанной цели дипломного проекта необходимо решить следующие задачи: рассмотреть особенности недвижимости как экономической категории выявить особенности управления объектами недвижимого имущества; проанализировать институциональную основу управления муниципальной недвижимостью в РФ.
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ
1.1 Особенности недвижимости как экономической категории
1.2 Особенности управления объектами недвижимого имущества
1.3 Институциональная основа управления муниципальной недвижимостью в РФ
Заключение
Библиографический список
Общая особенность всех объектов недвижимости как товара – это невозможность их физического перемещения. Не возможно взять с собой земельный участок, переместить без ущерба предприятие, учреждение, жилое или нежилое строение.
Участниками нормальных рыночных отношений всегда являются собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом. В их числе: государство, городские и сельские муниципалитеты, юридические лица (товарищества и общества, кооперативы и т. д.), физические лица (граждане, включая индивидуальных предпринимателей).
Основные сделки с муниципальной недвижимостью на рынке - продажа, приватизация, сдача в аренду (земельные участки, объекты муниципального жилого и нежилого фонда).
Порядок предоставления гражданам
земельных участков, находящихся
в государственной или
Следующая форма реализации муниципальной недвижимостью на рынке – приватизация. Приватизация означает передачу государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, зданий, жилых строений) за плату или безвозмездно в частную собственность. Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают исключительное право на приватизацию таких земельных участков или приобретают права аренды на них.
Приватизация муниципального
имущества осуществляется органами
местного самоуправления самостоятельно
в порядке, предусмотренном Федеральным
законом "О приватизации государственного
и муниципального имущества" РФ 2001
г. Приватизация муниципального недвижимого
имущества осуществляется в соответствии
с прогнозным планом приватизации.
В случае необходимости привлечения
дополнительных денежных средств в
местный бюджет в прогнозный план
могут вноситься
Прогнозный план приватизации муниципального имущества подготавливается Комитетом по управлению имуществом (КУИ) в срок, установленный его главой и направляется ему для утверждения. Он содержит перечень муниципальных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, и иного муниципального имущества, подлежащего приватизации в соответствующем году, согласно действующему законодательству.
Не являясь монополистом на рынке недвижимости, но обладая существенно большим, чем у любого другого собственника на данной территории объемом ликвидного имущества, муниципалитет способен диктовать свои условия рынку: сдерживать рост и разброс цен, задавать уровень корректности и стабильности договоров, снижать уровень произвола в отношении арендаторов со стороны частных владельцев недвижимости.
Муниципальная собственность
не является разновидностью государственной
собственности. Статья 12 Конституции
РФ определяет, что органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной
Органы местного
К социально значимым
работам могут быть отнесены
только работы, не требующие специальной
профессиональной подготовки. К
выполнению социально значимых
работ могут привлекаться
Полномочия органов местного
самоуправления осуществляются органами
местного самоуправления поселений, органами
местного самоуправления городских
округов и органами местного самоуправления
муниципальных районов
Отдельные государственные
полномочия, передаваемые для осуществления
органам местного самоуправления, осуществляются
органами местного самоуправления муниципальных
районов и органами местного самоуправления
городских округов, если иное не установлено
федеральным законом или
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
Финансовое обеспечение
отдельных государственных
Органы местного самоуправления
имеют право дополнительно
Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции, ни в Гражданском кодексе РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.
Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.
В настоящее время в
ряде субъектов РФ приняты законы
о местном референдуме, которые
позволяют сообществу граждан муниципального
образования непосредственно
Актуален и вопрос о
разграничении полномочий Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных
образований по регулированию порядка
приобретения и прекращения права
муниципальной собственности. По этому
поводу Е. Колюшин отмечает: в соответствии
с Гражданским кодексом РФ, ни субъекты
Федерации, ни муниципальные образования
не могут устанавливать
Однако вывод о делегировании
муниципальным образованиям государственных
полномочий по установлению порядка
приватизации, думается, неточен. Вопросы
регулирования приобретения и прекращения
права муниципальной
В отличие от норм муниципального
права, основные из которых устанавливает
Российская Федерация, менее общие
- ее субъекты, а наиболее конкретные
- муниципальные образования, полномочия
по регулированию порядка
Отметим, что территориальное
самоуправление не заменяет территориального
управления. Последнее как деятельность,
осуществляемая профессионалами-госслужащими
в том или ином регионе, имеет
свою цель - процесс организации
производства, размещения и развития
производительных сил, а также способы
вовлечения в оборот природных ресурсов
исходя из народнохозяйственных интересов.
Территориальное самоуправление имеет
своим объектом удовлетворение потребностей
поселенческих коллективов
1.2 Особенности
управления объектами
Согласно Федеральному закону
«Об общих принципах
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных данным Федеральным законом;
2) имущество, предназначенное
для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного
3) имущество, предназначенное
для обеспечения деятельности
органов местного
4) имущество, необходимое
для решения вопросов, право решения,
которых предоставлено органам
местного самоуправления
При этом органы местного самоуправления
вправе самостоятельно решать какие
виды муниципального имущества в
пределах перечня, определенного законом,
необходимы им для решения вопросов
местного значения. В случае возникновения
у муниципальных образований
права собственности на имущество,
не относящееся ни к одной из вышеперечисленных
категорий, указанное имущество
подлежит перепрофилированию (изменению
целевого назначения имущества) либо отчуждению.
Органы местного самоуправления до 1 января
2009 года должны осуществить в порядке,
предусмотренном
В связи с этим по-прежнему
остается актуальной задача повышения
эффективности использования