Управление организации (предприятия): типы структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблем, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Характеристика и типы организационных структур…………..……….5
1.1. Что такое организация. Модель организационной
структуры системы управления предприятием………………….5
1.2. Что такое структура организации…….…………………………6
1.3. Различные типы структур организации…………………………...7
1) Функциональная структура………………………………….7
2) Цеховая (производственная) структура……………………8
3) Региональная структура…………………………………….10
4) Матричная структура……………………………………….11
5) Процессно-ориентированная структура……………….…..13
2. ОАО «Авиаагрегат». Структура управления…………………………15
3. Заключение……………………………………………..……………….21
4. Список используемой литературы………………………….…………22

Вложенные файлы: 1 файл

Управление организации .docx

— 167.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

 

Тема: «Управление  организации (предприятия): типы структуры управления»

 

 

Работу выполнила студентка _____________________

 

 

 

 

Курсовая работа  Научный руководитель

выполнена с оценкой                                                       проф.(доцент)

 

 


 

 

 

 

                                                    Санкт-Петербург

                                                         2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Раздел  1…………………………………………………………………….……..3

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Характеристика и типы организационных структур…………..……….5
    1. Что такое организация. Модель организационной

структуры системы управления предприятием………………….5

    1. Что такое  структура организации…….…………………………6
    2. Различные типы структур организации…………………………...7
      1. Функциональная структура………………………………….7
      2. Цеховая (производственная) структура……………………8
      3. Региональная структура…………………………………….10
      4. Матричная структура……………………………………….11
      5. Процессно-ориентированная структура……………….…..13
  1. ОАО «Авиаагрегат». Структура управления…………………………15
  1. Заключение……………………………………………..……………….21
  2. Список используемой литературы………………………….…………22

 

Раздел 2.

Задача 1…………………………………………………………………………..23

Задача 2..…………………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.

Введение

     В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблем, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.     Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможней для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

     Не существует стратегии, единой  для всех компаний, так же, как  и не существует единого универсально  стратегического управления. Каждая  фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой фирмы  уникален, так как он зависит  от позиции фирмы на рынке,  динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

     В настоящее время в нашей стране особенно актуальной является проблема эффективного управления на предприятиях. Это, на мой взгляд, обусловлено тем, что Россия сравнительно недавно встала на путь развития рыночной экономики и для многих субъектов предпринимательства характерны жесткие иерархичные вертикальные структуры управления.

     Основными чертами подобных структур  унаследованных от плановой централизованной  экономики является: во-первых, неэкономичность,  т.к. значительными являются издержки  на содержание управленческих  структур на разных ступенях  иерархии;  а во-вторых, «вертикальность»  структур ведет к тому, что принятие каждого конкретного решения требует согласования с руководителем всего предприятия, что значительно увеличивает время для принятия решения. Данные особенности являются недопустимыми в условиях рыночной экономики, т.к. предприятия вынуждены мгновенно реагировать на даже самые незначительные изменения рынка.

 

Объект исследования –  ОАО «Авиаагрегат»

Предмет исследования – структура управления и управление расходами ОАО «Авиаагрегат»

     Цель курсовой  работы: проанализировать структуру управления и управление расходами ОАО «Авиаагрегат»

     Задачи курсовой работы:  1.Проанализировать внутреннюю структуру организации предприятия, которая обеспечивает реализацию ее стратегии, взаимодействие с внешней средой и, в конечном счете, эффективное решение стоящих перед ней задач

2. Рассмотреть структуру управления ОАО «Авиаагрегат»

 

1. Характеристика и типы организационных структур

 

    1. Что такое организация. Модель организационной структуры системы управления предприятием.

     Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

     Из определения следует, что организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Менеджмент - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.

      Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики. Общие черты для всех организаций: наличие ресурсов, зависимость от внешней среды, горизонтальное разделение труда за счет образования подразделений, наличие вертикального разделения труда - деятельность по координированию работы других людей, и наконец, необходимость управления.

     Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (средняя., мелкая, крупная); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешний рынок); масштабы заграничной деятельности и формы осуществления (наличие дочерних предприятий за границей, в том числе производственных, сбытовых и др.); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа) 

     Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижение организацией поставленных целей, с другой - насколько ее построение адекватно объективным требованиям к ее содержанию, организации и свойствам. Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры, несомненно, является наиболее полное и устойчивое достижение целей.

      Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие группы:

  • показатели, характеризующие эффективность системы управления, выражающиеся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управление (объем, прибыль, себестоимость, качество продукции и т.п.);
  • группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления в том числе непосредственные результаты и затраты
  • управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений,
  • подготовку и переподготовку кадров управления;
  • показатели, характеризующие рациональность организационной структуры и ее техническо-организационной уровень. К структурам относится звенность системы управления, уровень централизации функций управления, сбалансированность распределения прав и ответственности.

     Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией.

 

 

    1. Что такое  структура организации

     Организационная структура - это совокупность подразделений организации, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений, а также возникающих в процессе управления связей и отношений между ними по выполнению намеченных целей.

     Если Вы попросите директора-распорядителя охарактеризовать структуру его организации, он, как правило, сделает это при помощи структурной схемы. Схема организации - это диаграмма, которая наглядно отображает ее структуру и целый набор имеющих место в организации действий и процессов. Она дает представление о подотчетности, различных уровнях управления, а также принципиальных организационных или функциональных группировках. Схема организации также показывает членам организации, каким образом все операционные и вспомогательные подразделения стыкуются вместе.

    Как же определить структуру организации? По мнению Роббинза (основы организационного поведения), структуру организации характеризуется тремя параметрами: сложность, формализация и централизация.

     Сложность - степень специализации или разделение труда, количество уровней и географическое распределение иерархии организации.

      Формализация - это свод процедур и правил, на которые опирается организация, чтобы контролировать служащих и осуществлять руководство.

     Централизация определяет центр принятия решения, то есть требуют ли проблемы или вопросы, по которым необходимо принять решение, доклада высшему руководству или же они рассматриваются на более низком уровне, когда право принятия решения передается ниже по иерархической лестнице организации?

    1. Различные типы структур организации

     Выбор определенной структуры организации является ключевой задачей руководства. По существу, это предполагает выбор структуры, которая совместима с потребностями конкретного предприятия или учреждения.     Таким образом, организации различаются по тому, каким образом они устроены. Некоторые выбирают одни схемы, другие предпочитают совершенно иные. В последующем обсуждении мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных вариантов построения, связанных со структурой организации: функциональная структура, цеховая (продукт/проект), региональные и матричные структуры.

  1. Функциональная структура

     Функциональная структура - один из наиболее часто встречающихся типов структуры организации. Это тип, в котором виды деятельности группируются по общей функции, например, финансовая и учетная деятельность группируются для создания единой службы (т.е. финансы). То же справедливо для сбыта, кадров, производства и т.д.

      Этот тип структуры обычно можно встретить в компаниях небольшого и среднего размера или же в тех компаниях, где производятся один или незначительное число продуктов. Данная структурная форма считается наиболее эффективной при стабильной обстановке, где используемая организацией технология совершенно обычна, где взаимозависимость подразделений незначительна и вся организация управляется по вертикальной иерархии (то есть формальная власть в организации принадлежит старшим управляющим функциональных подразделений).

     Основной задачей служащих организации с подобной структурой является достижение оперативных целей соответствующими функциональными подразделениями. Планирование и составление смет осуществляются по службам в соответствии со стоимостью ресурсов, используемых в каждом из подразделений.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 типичная схема построения организации с разделением по функциям

Сильные стороны:

  • Функциональная структура способствует экономии производственной площади (так как все служащие обычно находятся в одном и том же месте и могут совместно использовать оборудование).
  • Директору-распорядителю легче быть в курсе всех операций.
  • Данная структура сокращает или упрощает механизмы контроля, так как контроль функциональных действий централизован.
  • Существует четкое определение задач и ответственности за выполнение работ.
  • Структура помогает сконцентрировать подготовленные ресурсы и стимулирует развитие профессиональных навыков у служащих.

Слабые стороны:

  • Существует опасность перегрузки руководства (то есть в организации с подобной структурой для принятия решений придется всякий раз обращаться к руководству, что приведет к тому, что высшее руководство будет перегружено текущими вопросами).
  • Может способствовать развитию интересов подразделений в противовес целям организации в целом.
  • Могут возникнуть серьезные проблемы в случае, если понадобится согласование между подразделениями (например тогда, когда внедряется новый продукт, необходима координация действий между различными службами).
  • В связи со слабой координацией обновление будет незначительным.
  • Данная структура может не подойти при диверсификации.
  • Может не способствовать быстрой реакции на изменение в обстановке.

Информация о работе Управление организации (предприятия): типы структуры управления