Управление прибылью на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:42, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании вопросов организации управления прибылью на предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления прибылью предприятия;
- исследовать порядок формирования финансовой информации о результатах деятельности хозяйствующего субъекта;
- представить общую характеристику деятельности ОАО "АВТОВАЗ";

Содержание

Введение……………………………………………………………………….с. 4
1. Теоретические основы управления прибылью предприятия
1.1 Понятие прибыли и порядок ее формирования………………………….с. 8
1.2 Раскрытие информации о финансовых результатах в бухгалтерской
отчетности…………………………………………………………………….с.13
1.3 Основные аспекты управления прибылью………………………………с. 17
2. Анализ управления прибылью ОАО "АВТОВАЗ"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..с.22
2.2 Анализ состава и структуры прибыли на предприятии………………с. 28
2.3 Система управления прибылью на предприятии……………………….с. 32
Заключение……………………………………………………………………с. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………с. 39
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

упрвление прибылью на предприяттии.docx

— 136.08 Кб (Скачать файл)

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом. Прибыль планируется раздельно по товарной продукции, прочей продукции и услугам нетоварного характера.

Основные методы планирования прибыли представлены на рис. 2.

Рис. 2. Методы планирования прибыли

Составной частью разработки бизнес-плана предприятия является сметное планирование прибыли. Формирование бюджета прибыли и убытков основывается на данных, которые содержатся в ранее разработанных сметах. Сметный расчет финансовых результатов включает три раздела.

1. Расчет ожидаемого финансового  результата. Здесь определяется  плановая прибыль организации  до налогообложения. Важным фрагментом  расчетов является определение  себестоимости единицы реализованной  продукции (в части переменных  затрат), а также стоимости запасов  материалов и готовой продукции.

2. Распределение прибыли. В этом разделе запланированная  прибыль распределяется на две части: налог на прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении организации (чистую прибыль).

3. Ожидаемое использование  прибыли путем деления на капитализируемую  и потребляемую часть. Капитализированная  прибыль направляется на реинвестирование (развитие бизнеса), создание или увеличение резервного капитала. Прибыль потребляется путем выплаты дивидендов, социальных выплат персоналу, использования на благотворительные цели и т.д. В третьем разделе рассматриваемого бюджета рассчитываются два коэффициента:

Ккп = РП / ЧП (1.5)

Кпп = ПП / ЧП (1.6)

где:

Ккп – коэффициент капитализации прибыли;

Кпп – коэффициент потребления прибыли;

РП – реинвестируемая прибыль;

ПП – потребляемая прибыль;

ЧП – чистая прибыль

Смета прибылей и убытков содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия.7 Если сметная чистая прибыль мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, то необходимо провести дополнительный анализ всех составляющих сметы и пересмотреть ее, поскольку именно прибыль является внутренним источником текущего и долгосрочного развития, источником возрастания рыночной стоимости предприятия, индикатором его кредитоспособности.

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах. Это означает обеспечение:

- максимальной прибыли, соответствующей  ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

- высокого качества формируемой  прибыли;

- выплаты необходимого  уровня дохода на инвестированный  капитал собственникам компании;

- роста рыночной стоимости  организации;

- эффективности программ  участия персонала в распределении  прибыли.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование государственных доходов. Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет посредством уплаты налога на прибыль и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, структуры статей ее использования производится на основании разработанной дивидендной политики и в соответствии с внутренними положениями предприятия, включая устав и учредительный договор.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение части прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета, и части, остающейся в распоряжении предприятия.8 Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения как фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников.

Управление формированием прибыли предполагает применение соответствующих организационно-методических систем, знание основных механизмов формирования прибыли и современных методов ее анализа и планирования. При использовании банковского кредита или эмиссии долговых ценных бумаг процентные ставки и сумма долга остаются постоянными в течение срока действия кредитного договора или срока обращения ценных бумаг. Затраты, связанные с обслуживанием долга, не зависят от объема производства и реализации продукции, но непосредственно влияют на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Так как проценты по банковским кредитам и долговым ценным бумагам относят на затраты предприятий (операционные расходы), то использование долга в качестве источника финансирования обходится предприятию дешевле, чем другие источники, выплаты по которым производятся из чистой прибыли (например, дивиденды по акциям).

Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками увеличения прибыли по обычным видам деятельности являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта.

2. Анализ управления прибылью в ОАО "АВТОВАЗ"

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

ОАО "АВТОВАЗ" зарегистрировано 5 января 1993 г., регистрационный номер – 2925. Место нахождения, почтовый адрес: 445024, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36.9

   

 

Данная компания является юридическим лицом, коммерческой организацией и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Основной целью деятельности ОАО "АВТОВАЗ" является получение прибыли. Для достижения цели своей деятельности анализируемая организация может приобретать права, нести обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству.

Основными видами деятельности Общества являются:

- техническое обслуживание  и ремонт автотранспортных средств, легковых автомобилей и прочих  автотранспортных средств;

- предоставление прочих  видов услуг по техническому  обслуживанию автотранспортных средств.

Сегодня ОАО "АВТОВАЗ"  динамично развивающаяся структура в сегменте обслуживания корпоративных автопарков. В настоящее время у ОАО "АВТОВАЗ" более 200 контрагентов. Компания обслуживает корпоративные автопарки практически во всех регионах. Причем, ОАО "АВТОВАЗ"  предлагает решения, как для небольших организаций, так и для автопарков, насчитывающих более 1 000 автомобилей.

Объединяя передовые европейские технологии, собственный уникальный опыт работы и знания рынка с возможностью выбора схемы финансирования, создает удобный продукт, позволяющий клиентам оптимизировать расходы корпоративного автопарка, а также построить прозрачную и эффективную систему управления, превращая автопарк в мощное средство развития бизнеса компании.

Организационная структура ОАО "АВТОВАЗ"  представлена в виде линейно-функциональной формы на рис. 3.

Рис. 3. Организационная структура управления в ОАО "АВТОВАЗ" 

Общее руководство компанией осуществляется генеральным директором. Непосредственно генеральному директору подчиняются его заместители: Директор по торговле, Технический директор, Финансовый директор, Коммерческий директор, Директор по кадрам.

В ОАО "АВТОВАЗ"  организована финансовая служба под руководством финансового директора, которая включает в себя финансово-экономический отдел и бухгалтерию. Сотрудники подразделения назначаются на должность и освобождаются от должности приказом генерального директора ОАО "АВТОВАЗ"  по представлению финансового директора. Основными задачами бухгалтерии являются: организация бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранности собственности предприятия.

Бухгалтерию ОАО "АВТОВАЗ"  возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность приказом директора предприятия. Замещает главного бухгалтера и исполняет его обязанности на время его отсутствия его заместитель. При приеме на работу в бухгалтерию главный бухгалтер проводит с кандидатами собеседование и тестирование. В дальнейшем сотрудники должны обязательно проходить курсы повышения квалификации, посещать семинары и тренинги.

В бухгалтерском учет применяются продукты фирмы "1С", в частности, система "1С: Бухгалтерия 8.0". Здесь автоматический ввод операции происходит при записи нового документа, в тексте модуля которого описан алгоритм формирования соответствующей операции. При этом такая операция всегда связана с породившим ее документом, – если документ необходимо отредактировать, то при его проведении операция будет сформирована заново, при удалении документа будет удалена и операция документа.

Ведение бухгалтерского учета и подготовка бухгалтерской отчетности осуществляется в ОАО "АВТОВАЗ"  исходя из допущений: имущественной обособленности – активы и обязательства предприятия учитываются отдельно от активов и обязательств собственников предприятия, а также активов и обязательств других организаций; непрерывности деятельности; временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия представлена на основании технико-экономических показателей, которые отражены в таблице 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Основные экономические показатели ОАО "АВТОВАЗ" 

Наименование показателя

2010 г

2011 г.

2012 г.

Изменение в % от 2010 г.

2010 г.

2011 г.

Объем производства услуг, тыс.руб.

59877

61582

63933

2,8

6,8

Выручка от реализации, тыс.руб.

62946

62650

76517

-0,5

21,6

Себестоимость производства, тыс.руб.

57894

58411

67587

0,9

16,7

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

61254

62351

73164

1,8

19,4

Прочие доходы и расходы, тыс. руб.

-854

-483

-1201

-43,4

40,6

Прибыль до налогообложения, т.руб.

838

-184

2152

-122,0

156,8

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

551

-247

1351

-144,8

145,2

Рентабельность продукции, %

2,7

0,5

4,4

-2,2

1,7

Среднегодовая численность, чел.

45

50

49

11,1

8,9

Производительность труда, т.руб./ чел.

1331

1232

1305

-7,4

-1,9

Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб.

175

198

216

13,0

23,3

Информация о работе Управление прибылью на предприятии