Управление расходами бюджета муниципального образования (на примере отраслей образования МО ГО «Город Якутск»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ системы управления расходами МО ГО «Город Якутск» на примере сферы образования, а также определение основных проблем и выработка рекомендаций по повышению качества управления.
В соответствии с поставленной целью, в работе можно выделить следующие задачи:
Выявить сущность расходов бюджетов муниципальных образований;
Исследовать систему управления расходами муниципального образования;
Определить методические подходы к анализу системы управления расходами муниципального образования;
Охарактеризовать образовательную отрасль МО ГО «Город Якутск»;

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po_MFM.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Введение

 

В современном  обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера, а именно образование.

Образование является единственной специализированной подсистемой  общества, целевая функция которой  совпадает с целью общества. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования производит самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Главная цель общего среднего образования - формирование разносторонне  развитой, творческой личности, способной  реализовать творческий потенциал  в динамичных социально-экономических  условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

Образование традиционно  является приоритетной сферой в Якутии. Это провозглашено во многих политических заявлениях и программах.

Необходимость бюджетного финансирования сферы образования  обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом  развитии страны. А это значит, что  нужно уделить особое внимание управлению расходами в данной сфере, поэтому это лишний раз доказывает, что данная тема очень актуальна.

Финансирование  учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных  нормативов финансирования в расчете  на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Схема финансирования муниципальных образовательных  учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения. Бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах Федерального казначейства, в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Целью данной курсовой работы является анализ системы управления расходами МО ГО «Город Якутск» на примере сферы образования, а также определение основных проблем и выработка рекомендаций по повышению качества управления.

В соответствии с поставленной целью, в работе можно выделить следующие задачи:

  1. Выявить сущность расходов бюджетов муниципальных образований;
  2. Исследовать систему управления расходами муниципального образования;
  3. Определить методические подходы к анализу системы управления расходами муниципального образования;
  4. Охарактеризовать образовательную отрасль МО ГО «Город Якутск»;
  5. Охарактеризовать систему управления расходами сферы образования МО ГО «Город Якутск»;
  6. Проанализировать расходы бюджета на образовательную отрасль МО ГО «Город Якутск» в 2007-2009 гг.
  7. Разработать рекомендации по увеличению качества управления системой расходов в отрасли образования МО ГО «Город Якутск».

Поставленные  цель и задачи предопределяют структуру  работы, которая включает введение, две главы, заключение, а также  список использованных источников и литературы.

В первой главе  исследованы теоритические вопросы, касающиеся понятия и видов расходов, основных характеристик системы  управления расходами, а также определены методические подходы к анализу  системы управления расходами местного бюджета.

Во второй главе  на основе теоретического материала  будет проанализирована система  управления расходами на примере  образовательной отрасли МО ГО «  Город Якутск», а также выявлены основные проблемы и пути повышения  качества управления системой расходов.

Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных экономистов. Практическую базу исследования составляют статистические материалы, периодическая  печать и данные, предоставленные  Окружной администрацией г. Якутска.

Глава 1. Теоретические аспекты управления расходами бюджета муниципального образования

 

1.1. Сущность  расходов местного бюджета

 

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории "публичные финансы".

Расходы местных  бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам  различного уровня. Так, городским и  районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. [11, с.15]

Расходная часть  местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города.

1) расходы, связанные  с решением вопросов местного  значения, установленные законодательством  РФ и законодательством субъекта  РФ;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные  с обслуживанием и погашением  долга по муниципальным займам;  

4) расходы, связанные  с обслуживанием и погашением  муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования  на страхование муниципальных  служащих, объектов муниципальной  собственности, а также гражданской  ответственности и предпринимательского  риска;

6) иные расходы,  предусмотренные уставом муниципального  образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно  из местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:

- содержание  органов местного самоуправления;

- формирование  муниципальной собственности и  управление ею;

- организация,  содержание и развитие учреждений  образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- содержание  муниципальных органов охраны  общественного порядка;

- организация,  содержание и развитие муниципального  жилищно- коммунального хозяйства;

- муниципальное  дорожное строительство и содержание  дорог местного значения;

- благоустройство  и озеленение территорий муниципальных  образований;

- организация  утилизации и переработки бытовых  отходов (за исключением радиоактивных);

- содержание  мест захоронения, находящихся  в ведении муниципальных органов;

- организация  транспортного обслуживания населения  и учреждений, находящихся в муниципальной  собственности или в ведении  органов местного самоуправления;

- обеспечение  противопожарной безопасности;

- охрана окружающей  природной среды на территориях  муниципальных образований;

- реализация  целевых программ, принимаемых органами  местного самоуправления;

- обслуживание  и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование  населения;

- содержание  муниципальных архивов;

- проведение  муниципальных выборов и местных  референдумов;

- финансирование  реализации иных решений органов  местного самоуправления и прочие  расходы, отнесенные к вопросам  местного значения, определяемые  представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Органы власти муниципальных образований из средств  местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования, здравоохранения, учреждений культуры и других учреждений непроизводственной сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета.

Главным направлением использования средств местных  бюджетов являются расходы, связанные  с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%. Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.

Местным органам  подведомственна подавляющая часть  социально-культурных учреждений и  в первую очередь учреждений народного  образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

В расходах местных  бюджетов на социально-культурные мероприятия  наиболее быстрыми темпами увеличиваются затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц и т. д. [7, с.167]

Местные бюджеты  утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают  право на получение и использование бюджетных средств. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки.

Важное значение местных бюджетов заключается в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

 

 

1.2. Система управления  расходами муниципального образования

 

Система управления расходов включает в себя субъект, объект, совокупность элементов, методов и  функций, необходимых для повышения  эффективности осуществления расходных  обязательств муниципального образования.

Конкретные  виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями  муниципального образования, уровнем  его социально – экономического развития, и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему  расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально – экономического развития. [18, с. 274]

Основной целью  системы управления расходами является повышение эффективности расходования финансовых средств муниципалитета, за счет чего повышается качество и  уровень жизни населения. [10, c. 34]

Информация о работе Управление расходами бюджета муниципального образования (на примере отраслей образования МО ГО «Город Якутск»)