Управление расходами бюджета муниципального образования (на примере отраслей образования МО ГО «Город Якутск»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ системы управления расходами МО ГО «Город Якутск» на примере сферы образования, а также определение основных проблем и выработка рекомендаций по повышению качества управления.
В соответствии с поставленной целью, в работе можно выделить следующие задачи:
Выявить сущность расходов бюджетов муниципальных образований;
Исследовать систему управления расходами муниципального образования;
Определить методические подходы к анализу системы управления расходами муниципального образования;
Охарактеризовать образовательную отрасль МО ГО «Город Якутск»;

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po_MFM.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы 2, прирост расходов бюджета  на финансирование образования обусловлен в основном увеличением финансирования общего образования, молодежной политики и оздоровления детей, прикладных научных исследований в области образования и переподготовки и повышения квалификации. Наибольшее приращение расходов на образование обеспечено увеличением финансирования переподготовки и общего образования, сумма которой за анализируемый период возросла 319422 тыс.руб., или на 82 % в относительном выражении.

Основное финансирование из раздела «Образование» получил  подраздел «Высшее профессиональное образование» - в 2008 году они повысились на 67412 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом, в 2009 году увеличились на 25451 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом.

Такое повышение  расходов объясняется тем, что с 2008 года выросли расходы на оплату труда, повышается цена образовательных услуг и, следовательно, повышается уровень расходов.

Для того, чтобы  увидеть как изменился удельный вес каждого элемента расходов бюджета  г. Якутска на финансирование образования  в их общей сумме, проведем анализ структуры расходов на образование с помощью вертикального анализа (табл. 3).

Таблица 3

Динамика структуры  расходов бюджета на финансирование

образования за 2007-2009 гг.

Наименование

Удельный вес, %

Изменение, %

2007г.

2008г.

2009г.

08/07

09/08

09/07

Дошкольное  образование

0,52

0,000088

0,0123

-0,52

0,0122

-0,51

Общее образование

15,2

9,9

14

-5,3

4,1

-1,2

Начальное профессиональное образование

17,4

13,1

13,1

-4,3

0

-4,3

Среднее профессиональное образование

21,6

14,1

15,7

-7,5

1,6

-6,1

Переподготовка и повышение квалификации

0,83

0,9

0,9

0,07

0

0,07

Высшее профессиональное образование

37,8

22,2

20,5

-15,6

-1,7

-17,3

Молодежная  политика и оздоровление детей

-

1,23

1,5

1,23

0,3

1,5

Прикладные  научные исследования в области  образования

-

0,27

0,2

0,27

-0,07

0,2

Прочие расходы  в области образования

7,8

38,2

34

30,6

-4,2

26,2

Итого по разделу  образование

100

100

100

-

-

-


 

По данным таблицы  видно, что в структуре расходов бюджета расходы на среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование занимают наибольший удельный вес.

Доля финансирования общего образования в структуре  общих расходов на образование имеет  неравномерный характер: в 2008 г. снизилась  на 5,3% по сравнению с 2007 г., а в 2009 г. возросла на 4,1% по сравнению с 2008 г. Хотя за весь анализируемый период доля общего образования снизилась на 1,2 % и составила 14 %.

На протяжении периода 2007-2009 гг. дошкольное образование  практически прекратилось финансироваться. Если в 2007 году доля финансирования дошкольного образования в структуре общих расходов на образование составляла 0,52 %, то в 2008 году этот показатель составил 0,000088%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом данный показатель немного увеличился и составил 0,0123 %. Таким образом, за анализируемый период финансирование дошкольного образования сократилось на 0,51 %.

Доля начального профессионального образования  на протяжении периода 2007-2009гг. в общем  объеме расходов бюджета Республики Саха (Якутия) на образование снизилась  на 4,3 % и составила 13,1 % в общем объеме расходов бюджета на образование, доля среднего профессионального образования за аналогичный период также снизилась на 6,1 % и составила 15,7 % в общем объеме расходов бюджета на образование.

Динамику снижения имеет доля финансирования высшего профессионального образования, которая в 2007 году составляла 37,8 % в общем объеме расходов бюджета Республики Саха (Якутия) на образование. В 2008 году доля финансирования высшего профессионального образования снизилась на 15,6 % и составила 22,2 % в общем объеме расходов бюджета на образование. За весь же анализируемый период данные расходы снизились на 17,3 % и составили 20,5 % в общем объеме расходов бюджета на образование.

Наибольшие  изменения в структуре расходов бюджета) на образование произошли в период с 2007 г. до 2008 г. Можно увидеть, что удельный вес финансирования высшего профессионального образования резко сократился (на 15,6%), а доля статьи «прочие расходы в области образования», наоборот, возросли (на 30,6 %).

Далее рассмотрим исполнение расходной части бюджета г.Якутска на образование за 2007-2009 гг. (табл. 4).

Таблица 4

Исполнение  расходной части бюджета г.Якутска  на финансирование

образования за 2007-2009гг.

Наименование

2007 год

2008год 

2009 год

Тыс. руб.

 

Испя

 

Тыс. руб.

 

Испя

 

Тыс.руб.

 

Испя

план

факт

план

факт

план

факт

Общая сумма  расходов бюджета РС(Я)

34490015

39355255

114,1

47436039

57923983

122,1

48837135

53117850

108,8

Образование

 в том  числе

2707084

2570149

94,7

3557532

4544991

127,8

4536225

5051820

111,4

Дошкольное образование

10786

13400

120,5

-

4

-

-

625

-

Общее образование

421952

389354

92,3

419328

451011

107,6

674254

708776

105,1

Начальное профессиональное образование

491521

447604

91,2

513948

595437

115,9

625173

660574

105,7

Среднее  
профессиональное образование

551874

554548

100,5

560969

640966

114,3

720690

794153

110,2

Переподготовка  и повышение квалификации

21698

21277

98

22270

44326

199

46879

47572

101,5

Высшее профессиональное образование

973371

942276

97,7

893939

1009688

113

988208

1035139

104,7

Молодежная  политика и оздоровление детей

-

-

-

40388

56014

138,7

86748

75063

13,5

Прикладные  научные исследования в области  образования

-

-

-

7160

12474

174,2

4573

10448

228,5

Прочие расходы  в области образования

235882

201690

85,5

1100230

1735075

157,7

1389700

1719470

123,7


 

На протяжении всего анализируемого периода динамика исполнения расходной части бюджета  на образование колебалась. В 2007 году план недовыполнен на 5,3 % или на 136 935 тыс. руб.  При этом в большей  степени недовыполнение плана достигнуто за счет финансирования в суммах ниже плановых общего образования на 7,7% (32 598 тыс. руб) и начального профессионального образования на 8,8% (43 917 тыс. руб.). 

План по финансирование дошкольного образования из бюджета  г.Якутска  перевыполнен на 20,5% или  на 2614 тыс. руб. Уровень финансирования среднего профессионального образования в 2007 г. близок к запланированному, перевыполнение составило менее одного процента.

В течение 2008-2009 гг. в целом наблюдается перевыполнение плана.

Наибольший  показатель перевыполнения плана при финансировании расходов на образование в г. Якутске был достигнут в 2008 году и составил 27,8 % или 987 459 тыс. руб. В большей степени перевыполнение плана было достигнуто за счет финансирования в суммах выше плановых переподготовки и повышения квалификации на 99% или на 22056 тыс.руб., молодежной политики и оздоровление детей на  38,7% или на 15626 тыс.руб. Перевыполнение плана в данном году наблюдается абсолютно по всем показателям.

В 2009 году также  наблюдается перевыполнение плана  по всем показателям, кроме одной статьи – «молодежная политика и оздоровление детей». По данному показателю недовыполнение плана составило 13,5% или 11685 тыс.руб. Если рассматривать динамику только запланированных расходов на образование, то на "Общее образование" в 2008 г. было запланировано 419 328 тыс. руб. (1,1%) меньше, чем в 2007 году, но в 2009 г. по сравнению с 2008 г. расходы по плану на данный подраздел увеличились на 254 926 тыс. руб. (160,8%). Такое изменение уровня расходов бюджета республики в 2009 г. связано с принятием: Указов Президента РС (Я) «Об учреждении единовременной стипендии Президента РС(Я) учителям» и «Об учреждении стипендии Президента РС(Я) для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и грантов Президента РС(Я) для инновационных общеобразовательных учреждений".

Кроме того, согласно Концепции модернизации российского  образования, Концепции введения профильного  обучения РФ с 2007–2008 учебного года в  учебный план образовательных учреждений внесены изменения на всех ступенях общего среднего образования. Введение профильного обучения предполагает дополнительное ресурсное обеспечение, в частности введение новых штатных должностей: организаторов, менеджеров, подготовки учителей, преподающих на базовом и профильном уровнях на старшей ступени, и учителей, ведущих новые предметы: бакалавр и магистр естественнонаучного, физико-математического, социально-экономического образования, учитель права и экономики.

На среднее  профессиональное образование в 2008 г. было запланировано на 560 269 тыс. руб. (1,5%) больше, чем в 2007 г., тенденция к росту сохранилась и в 2009 г. По сравнению с 2008 г. расходы по плану на данный подраздел увеличились на 160 421 тыс. руб. (128,6%). Увеличение расходов в 2009 г. связано с введением Программы кадрового обеспечения системы образования Республики Саха (Якутия) на период с 2008 по 2012 гг. Основным источником финансирования Программы являются средства Министерства образования РС (Я), исполнителей - подведомственных учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, муниципальных образований. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

-совершенствование  системы многоуровневого непрерывного  педагогического образования;

-обеспеченность  образовательных учреждений всех  видов и типов работниками  с педагогическим образованием;

-повышение профессионального  мастерства и качества труда  работников образовательных учреждений;

-удовлетворение  потребностей будущих педагогов  и работников системы образования  в качественном высшем и последипломном  профессиональном образовании;

-развитие мер  социальной поддержки работников  системы образования;

-сокращение  оттока педагогических, научно-педагогических  и других работников из системы  образования.

На подраздел  «Прикладные научные исследования в области образования» из общей суммы расходов на образование запланировано выделить незначительный объем средств: в 2009 году 0,01%, а в 2008 году 0,02%. Это объясняется тем, что в Якутии финансирование научной деятельности достаточно неразвито.

На «Прочие  расходы в области образования» на 2009 год расходы по плану из бюджета республики увеличили на 647 270 тыс. руб. (187,2%) по сравнению с 2008 годом. Столь значительное увеличение расходов по данному подразделу связано с тем, что в 2008 году бюджетом республики был запланирован значительный объем дополнительных поступлений из федерального бюджета и соответственно большой объем расходов для того, чтобы начать реализацию целевых программ и т.п., в 2009 году расходы по плану увеличились из-за того, что основные расходы по реализации целевых программ не были исполнены. Например, государственная целевая программа развития образования РС(Я) на 2003-2008 гг., подпрограмма "Одаренные дети" (РЦП "Семья и дети РС (Я)) до 2008 г", объекты инвестиционной программы.

На подраздел "Молодежная политика и оздоровление детей" в 2009 г. было запланировано 86 748 тыс. руб. (0,2%) больше, чем в 2008 г. Такое изменение уровня расходов бюджета республики связано с проведением конкурсов на гранты по различным направлениям государственной молодежной политики. Также за этот период была принята региональная целевая программа "Молодежь Республики Саха (Якутия) на 2007-2012гг.".

 

 

2.4. Рекомендации  по увеличению качества управления  системой расходов в отрасли  образования МО ГО «Город Якутск»

 

Система образования г. Якутска постепенно адаптируется к новым условиям хозяйствования, так были созданы новые образовательные учреждения, и улучшилась система управления расходами. По некоторым иным причинам еще остаются проблемы, решение которых ускорит процесс развития образовательной отрасли города Якутска.

Одной из таких  проблем отрасли образования  города Якутска является низкий технический  уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы, а также темпов создания новых  образовательных учреждений. Данное обстоятельство привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния.

Для решения  данной проблемы в городе Якутске, необходимо увеличить число детских дошкольных учреждений, а также школ, поскольку  в 2009 г. был недовыполнен план по количеству учащихся в данных типах образовательных учреждений, также необходимо увеличить количество классов в образовательных учреждениях всвязи с ежегодным увеличением численности населения.

Еще одной проблемой  является неравномерность территориального развития образовательной инфраструктуры, что проявляется в размещении образовательных учреждений по всему городу. Так, в некоторых районах города находятся более 2 образовательных учреждений, а в некоторых районах не имеется ни одной школы либо дошкольного учреждения. Данный факт связан с тем, что большинство учреждений города Якутска строились в 90-е годы, но в настоящее время многие районы расширились, увеличилась численность граждан, проживающих там. Также данная проблема обусловлена тем, что темп роста количества жилых домов в настоящее время опережает темп роста количества образовательных учреждений.

В сфере образования  также существует ещё одна серьёзная  проблема. Городу не хватает дошкольных учреждений. В настоящее время  в городе Якутске сосредоточено 55 дошкольных учреждений и число учащихся в них детей составляет 11763. В данном случае, безусловно, необходимо строительство новых дошкольных учреждений в различных районах города. В каждом районе города должны быть все типы образовательных учреждений и эта проблема является наиболее актуальной по сравнению со всеми остальными. По причине недостатка детских садов в городе Якутске накапливаются огромные очереди детей, которые тянутся на несколько лет. Поэтому именно на решение этой проблемы отделу управления образованием окружной администрации необходимо поставить свои приоритеты и уделить должное внимание.

Информация о работе Управление расходами бюджета муниципального образования (на примере отраслей образования МО ГО «Город Якутск»)