Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ системы управления расходами МО ГО «Город Якутск» на примере сферы образования, а также определение основных проблем и выработка рекомендаций по повышению качества управления.
В соответствии с поставленной целью, в работе можно выделить следующие задачи:
Выявить сущность расходов бюджетов муниципальных образований;
Исследовать систему управления расходами муниципального образования;
Определить методические подходы к анализу системы управления расходами муниципального образования;
Охарактеризовать образовательную отрасль МО ГО «Город Якутск»;
Как видно из таблицы 2, прирост расходов бюджета на финансирование образования обусловлен в основном увеличением финансирования общего образования, молодежной политики и оздоровления детей, прикладных научных исследований в области образования и переподготовки и повышения квалификации. Наибольшее приращение расходов на образование обеспечено увеличением финансирования переподготовки и общего образования, сумма которой за анализируемый период возросла 319422 тыс.руб., или на 82 % в относительном выражении.
Основное финансирование из раздела «Образование» получил подраздел «Высшее профессиональное образование» - в 2008 году они повысились на 67412 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом, в 2009 году увеличились на 25451 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом.
Такое повышение расходов объясняется тем, что с 2008 года выросли расходы на оплату труда, повышается цена образовательных услуг и, следовательно, повышается уровень расходов.
Для того, чтобы увидеть как изменился удельный вес каждого элемента расходов бюджета г. Якутска на финансирование образования в их общей сумме, проведем анализ структуры расходов на образование с помощью вертикального анализа (табл. 3).
Таблица 3
Динамика структуры расходов бюджета на финансирование
образования за 2007-2009 гг.
Наименование |
Удельный вес, % |
Изменение, % | ||||
2007г. |
2008г. |
2009г. |
08/07 |
09/08 |
09/07 | |
Дошкольное образование |
0,52 |
0,000088 |
0,0123 |
-0,52 |
0,0122 |
-0,51 |
Общее образование |
15,2 |
9,9 |
14 |
-5,3 |
4,1 |
-1,2 |
Начальное профессиональное образование |
17,4 |
13,1 |
13,1 |
-4,3 |
0 |
-4,3 |
Среднее профессиональное образование |
21,6 |
14,1 |
15,7 |
-7,5 |
1,6 |
-6,1 |
Переподготовка и повышение квалификации |
0,83 |
0,9 |
0,9 |
0,07 |
0 |
0,07 |
Высшее профессиональное образование |
37,8 |
22,2 |
20,5 |
-15,6 |
-1,7 |
-17,3 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
- |
1,23 |
1,5 |
1,23 |
0,3 |
1,5 |
Прикладные научные исследования в области образования |
- |
0,27 |
0,2 |
0,27 |
-0,07 |
0,2 |
Прочие расходы в области образования |
7,8 |
38,2 |
34 |
30,6 |
-4,2 |
26,2 |
Итого по разделу образование |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
По данным таблицы видно, что в структуре расходов бюджета расходы на среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование занимают наибольший удельный вес.
Доля финансирования общего образования в структуре общих расходов на образование имеет неравномерный характер: в 2008 г. снизилась на 5,3% по сравнению с 2007 г., а в 2009 г. возросла на 4,1% по сравнению с 2008 г. Хотя за весь анализируемый период доля общего образования снизилась на 1,2 % и составила 14 %.
На протяжении периода 2007-2009 гг. дошкольное образование практически прекратилось финансироваться. Если в 2007 году доля финансирования дошкольного образования в структуре общих расходов на образование составляла 0,52 %, то в 2008 году этот показатель составил 0,000088%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом данный показатель немного увеличился и составил 0,0123 %. Таким образом, за анализируемый период финансирование дошкольного образования сократилось на 0,51 %.
Доля начального профессионального образования на протяжении периода 2007-2009гг. в общем объеме расходов бюджета Республики Саха (Якутия) на образование снизилась на 4,3 % и составила 13,1 % в общем объеме расходов бюджета на образование, доля среднего профессионального образования за аналогичный период также снизилась на 6,1 % и составила 15,7 % в общем объеме расходов бюджета на образование.
Динамику снижения имеет доля финансирования высшего профессионального образования, которая в 2007 году составляла 37,8 % в общем объеме расходов бюджета Республики Саха (Якутия) на образование. В 2008 году доля финансирования высшего профессионального образования снизилась на 15,6 % и составила 22,2 % в общем объеме расходов бюджета на образование. За весь же анализируемый период данные расходы снизились на 17,3 % и составили 20,5 % в общем объеме расходов бюджета на образование.
Наибольшие изменения в структуре расходов бюджета) на образование произошли в период с 2007 г. до 2008 г. Можно увидеть, что удельный вес финансирования высшего профессионального образования резко сократился (на 15,6%), а доля статьи «прочие расходы в области образования», наоборот, возросли (на 30,6 %).
Далее рассмотрим исполнение расходной части бюджета г.Якутска на образование за 2007-2009 гг. (табл. 4).
Таблица 4
Исполнение
расходной части бюджета г.
образования за 2007-2009гг.
Наименование |
2007 год |
2008год |
2009 год | ||||||
Тыс. руб. |
Испя |
Тыс. руб. |
Испя |
Тыс.руб. |
Испя | ||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | ||||
Общая сумма расходов бюджета РС(Я) |
34490015 |
39355255 |
114,1 |
47436039 |
57923983 |
122,1 |
48837135 |
53117850 |
108,8 |
Образование в том числе |
2707084 |
2570149 |
94,7 |
3557532 |
4544991 |
127,8 |
4536225 |
5051820 |
111,4 |
Дошкольное образование |
10786 |
13400 |
120,5 |
- |
4 |
- |
- |
625 |
- |
Общее образование |
421952 |
389354 |
92,3 |
419328 |
451011 |
107,6 |
674254 |
708776 |
105,1 |
Начальное профессиональное образование |
491521 |
447604 |
91,2 |
513948 |
595437 |
115,9 |
625173 |
660574 |
105,7 |
Среднее |
551874 |
554548 |
100,5 |
560969 |
640966 |
114,3 |
720690 |
794153 |
110,2 |
Переподготовка и повышение квалификации |
21698 |
21277 |
98 |
22270 |
44326 |
199 |
46879 |
47572 |
101,5 |
Высшее профессиональное образование |
973371 |
942276 |
97,7 |
893939 |
1009688 |
113 |
988208 |
1035139 |
104,7 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
- |
- |
- |
40388 |
56014 |
138,7 |
86748 |
75063 |
13,5 |
Прикладные научные исследования в области образования |
- |
- |
- |
7160 |
12474 |
174,2 |
4573 |
10448 |
228,5 |
Прочие расходы в области образования |
235882 |
201690 |
85,5 |
1100230 |
1735075 |
157,7 |
1389700 |
1719470 |
123,7 |
На протяжении всего анализируемого периода динамика исполнения расходной части бюджета на образование колебалась. В 2007 году план недовыполнен на 5,3 % или на 136 935 тыс. руб. При этом в большей степени недовыполнение плана достигнуто за счет финансирования в суммах ниже плановых общего образования на 7,7% (32 598 тыс. руб) и начального профессионального образования на 8,8% (43 917 тыс. руб.).
План по финансирование дошкольного образования из бюджета г.Якутска перевыполнен на 20,5% или на 2614 тыс. руб. Уровень финансирования среднего профессионального образования в 2007 г. близок к запланированному, перевыполнение составило менее одного процента.
В течение 2008-2009
гг. в целом наблюдается
Наибольший показатель перевыполнения плана при финансировании расходов на образование в г. Якутске был достигнут в 2008 году и составил 27,8 % или 987 459 тыс. руб. В большей степени перевыполнение плана было достигнуто за счет финансирования в суммах выше плановых переподготовки и повышения квалификации на 99% или на 22056 тыс.руб., молодежной политики и оздоровление детей на 38,7% или на 15626 тыс.руб. Перевыполнение плана в данном году наблюдается абсолютно по всем показателям.
В 2009 году также наблюдается перевыполнение плана по всем показателям, кроме одной статьи – «молодежная политика и оздоровление детей». По данному показателю недовыполнение плана составило 13,5% или 11685 тыс.руб. Если рассматривать динамику только запланированных расходов на образование, то на "Общее образование" в 2008 г. было запланировано 419 328 тыс. руб. (1,1%) меньше, чем в 2007 году, но в 2009 г. по сравнению с 2008 г. расходы по плану на данный подраздел увеличились на 254 926 тыс. руб. (160,8%). Такое изменение уровня расходов бюджета республики в 2009 г. связано с принятием: Указов Президента РС (Я) «Об учреждении единовременной стипендии Президента РС(Я) учителям» и «Об учреждении стипендии Президента РС(Я) для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и грантов Президента РС(Я) для инновационных общеобразовательных учреждений".
Кроме того, согласно Концепции модернизации российского образования, Концепции введения профильного обучения РФ с 2007–2008 учебного года в учебный план образовательных учреждений внесены изменения на всех ступенях общего среднего образования. Введение профильного обучения предполагает дополнительное ресурсное обеспечение, в частности введение новых штатных должностей: организаторов, менеджеров, подготовки учителей, преподающих на базовом и профильном уровнях на старшей ступени, и учителей, ведущих новые предметы: бакалавр и магистр естественнонаучного, физико-математического, социально-экономического образования, учитель права и экономики.
На среднее профессиональное образование в 2008 г. было запланировано на 560 269 тыс. руб. (1,5%) больше, чем в 2007 г., тенденция к росту сохранилась и в 2009 г. По сравнению с 2008 г. расходы по плану на данный подраздел увеличились на 160 421 тыс. руб. (128,6%). Увеличение расходов в 2009 г. связано с введением Программы кадрового обеспечения системы образования Республики Саха (Якутия) на период с 2008 по 2012 гг. Основным источником финансирования Программы являются средства Министерства образования РС (Я), исполнителей - подведомственных учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, муниципальных образований. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
-совершенствование
системы многоуровневого
-обеспеченность
образовательных учреждений
-повышение профессионального
мастерства и качества труда
работников образовательных
-удовлетворение
потребностей будущих
-развитие мер
социальной поддержки
-сокращение
оттока педагогических, научно-педагогических
и других работников из
На подраздел
«Прикладные научные
На «Прочие расходы в области образования» на 2009 год расходы по плану из бюджета республики увеличили на 647 270 тыс. руб. (187,2%) по сравнению с 2008 годом. Столь значительное увеличение расходов по данному подразделу связано с тем, что в 2008 году бюджетом республики был запланирован значительный объем дополнительных поступлений из федерального бюджета и соответственно большой объем расходов для того, чтобы начать реализацию целевых программ и т.п., в 2009 году расходы по плану увеличились из-за того, что основные расходы по реализации целевых программ не были исполнены. Например, государственная целевая программа развития образования РС(Я) на 2003-2008 гг., подпрограмма "Одаренные дети" (РЦП "Семья и дети РС (Я)) до 2008 г", объекты инвестиционной программы.
На подраздел "Молодежная политика и оздоровление детей" в 2009 г. было запланировано 86 748 тыс. руб. (0,2%) больше, чем в 2008 г. Такое изменение уровня расходов бюджета республики связано с проведением конкурсов на гранты по различным направлениям государственной молодежной политики. Также за этот период была принята региональная целевая программа "Молодежь Республики Саха (Якутия) на 2007-2012гг.".
2.4. Рекомендации
по увеличению качества
Система образования г. Якутска постепенно адаптируется к новым условиям хозяйствования, так были созданы новые образовательные учреждения, и улучшилась система управления расходами. По некоторым иным причинам еще остаются проблемы, решение которых ускорит процесс развития образовательной отрасли города Якутска.
Одной из таких проблем отрасли образования города Якутска является низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы, а также темпов создания новых образовательных учреждений. Данное обстоятельство привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния.
Для решения
данной проблемы в городе Якутске, необходимо
увеличить число детских
Еще одной проблемой
является неравномерность
В сфере образования также существует ещё одна серьёзная проблема. Городу не хватает дошкольных учреждений. В настоящее время в городе Якутске сосредоточено 55 дошкольных учреждений и число учащихся в них детей составляет 11763. В данном случае, безусловно, необходимо строительство новых дошкольных учреждений в различных районах города. В каждом районе города должны быть все типы образовательных учреждений и эта проблема является наиболее актуальной по сравнению со всеми остальными. По причине недостатка детских садов в городе Якутске накапливаются огромные очереди детей, которые тянутся на несколько лет. Поэтому именно на решение этой проблемы отделу управления образованием окружной администрации необходимо поставить свои приоритеты и уделить должное внимание.