Управление региональной политикой РФ на современном этапе (на примере Краснодарского края)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:25, контрольная работа
Краткое описание
Целью курсового проекта является исследование совокупности законодательных, экономических, организационных, управленческих, информационных, методологических и других отношений, которые составляют формирование и тенденции управления региональной политикой РФ.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. 6 1.1. Сущность, цели, задачи и принципы управления региональной политикой Краснодарского края. 6 1.2. Формы, методы и инструменты управления региональной политикой Краснодарского края. 12 1.3. Концепции, модели и приоритеты региональной политики Краснодарского края. 21 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. 26 2.1. Анализ и оценка управления региональной политикой 2010-2013 гг. 26 2.2. Анализ и оценка форм, методов и инструментов управления региональной политикой Краснодарского края. 31 2.3. Сравнительная характеристика методов и инструментов управления региональной политикой в Европейском Союзе и Российской Федерации. 36 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. 43 3.1. Проблемы, перспективы и тенденции развития управления региональной политикой Краснодарского края. 43 3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию управления региональной политикой Краснодарского края. 51 3.3. Направления совершенствования управления региональной политики Краснодарского края. 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64 СПРАВКА О ПРОВЕРКЕ НА АНТИПЛАГИАТ 69
«Административное управление
и региональная экономика»
Специальность – Государственное
и муниципальное управление
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине: «Региональное
управление и территориальное планирование»
на тему:
«Управление региональной
политикой РФ на современном этапе»
(на примере
Краснодарского края)
Выполнила студентка 2 курса
группы 12-ЗБГМС
Швед В.
В.
Научный руководитель:
к.э.н., доцент Кулешова А. О.
Сочи 2014г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность разработки новой государственной
политики регионального развития для
РФ определяется тем, что российское государство
на протяжении последних 10-15 лет потеряло
контроль над процессами пространственного
и/или территориального развития страны.
На уровне субъектов
федерации это выражается в
том, что зона управления органов
государственной власти постоянно
сокращается: границы рынков больше
не совпадают с административными
границами, экономическая активность
наиболее крупных хозяйствующих
субъектов в современных условиях
не может эффективно регулироваться
региональными властями. Последовательно
из ведения субфедерального уровня
управления уходят: финансовые потоки
(начало 1990-х), крупные производства
(конец 1990-х). Сейчас, по мере продвижения
в регионы общероссийских и
международных торговых сетей, перестанут
быть подконтрольными потребительские
рынки, а на очереди — энергорынок
и рынок ЖКУ, реструктуризация которых
позволит выступить на них в качестве
операторов крупным компаниям — нерезидентам
старых административных регионов. За
эффективную экономику региональные власти
больше не отвечают, прямо управлять ей
фактически не могут, собственных проектов
в этой сфере не имеют. Россией суверенитета
и своей государственности произошло
на фоне тяжелого экономического кризиса,
в котором оказалась наша страна в 1990-х
годов. Россия выбрала новый путь своего
развития: началось построение современного
правового демократического государства.
Но так как наша страна не имеет такого
исторического опыта, то все началось
практически с нуля, с постепенной ломкой
изжившей себя советской системы, с введением
практически новых для страны различных
демократических формаций и институтов.
Одним из таких очень важных
нововведений стали принципы федерализма
(которые, правда, были провозглашены еще
на советском этапе истории страны, в 1918
г., - что отразилось в названии РСФСР, -
но они так и остались только на бумаге
и практического развития не получили).
Только после распада СССР федеративные
отношения стали основой государственного
устройства молодого российского государства.
Прошедшие 6 лет показали, что
федерация - единственно возможная на
данном этапе истории форма существования
такого огромного и многонационального
государства как Россия. Но единство и
будущее процветание страны могут быть
обеспечены только такой формой отношений
между федеральным центром и субъектами
федерации, которая учитывает как интересы
отдельных регионов, так и всего государства
в целом. Именно это и призвана обеспечить
региональная политика, которая в современной
России приобрела чрезвычайно важное
значение, стала ведущей в развитии нашего
государства.
Теория и практика проблем и
тенденций управления региональной политикой
РФ достаточно широко представлена в работах
российских и зарубежных ученых Александрова
И.М., Бурханова И.В., Врублевской О.В., Диментьева
Д.В., Ермасова Н.Б., Перекрестова Л.В., Ряскова
М.В., Романовского М.В., Романенка Н.М.,
Сазанова С.П., Свищева В.А., Христенка В.Б.,
Щербакова В.А., Щеголёва Н.Г., Яндиева М.И.
т других.
Вместе с тем, отдельные аспекты
этой проблемы остаются малоисследованными,
что и определило выбор проблематики курсовой
работы.
Целью курсового
проекта является исследование совокупности
законодательных, экономических, организационных,
управленческих, информационных, методологических
и других отношений, которые составляют
формирование и тенденции управления
региональной политикой РФ.
В соответствии с
поставленной целью задачи работы сформулированы
следующие:
1. Характеристика стратегии
развития региона как объекта
формирования;
2. Анализ социально-экономического
развития региона (на примере
Краснодарского края);
3. Выявление основных проблем
развития региона;
4. Определение основных направлений
формирования стратегии социально-экономического
развития региона.
Объектом исследования
курсового проекта является управление региональной политикой
Краснодарского края, как субъекта Российского
Федерации, на современном этапе развития
2010-2013гг.
Предметом исследования
является статистические данные законодательных
и исполнительных органов Российской
Федерации и Краснодарского края.
Информационной базой
курсового проекта являются Федеральные законы РФ, Указы
Президента РФ, Постановления Правительства
РФ, инструктивно-нормативные документы
министерства Финансов РФ, монография
российских и зарубежных ученых по данной
проблематике, статистика, интернет источники
и другие.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
Сущность, цели,
задачи и принципы управления региональной
политикой Краснодарского края.
Основными целями региональной
экономической политики на ближайшее
десятилетие является стабилизация производства,
возобновление экономического роста в
каждом из регионов Российской Федерации,
повышение на этой основе благосостояния
населения, создание научно-технических
предпосылок укрепления позиций нашего
государства на мировой арене, усиление
его значения в международном разделении
труда.
Рис. 1. Направления региональной
политики
Чтобы достигнуть указанных
целей, органы государственной власти
РФ и субъектов Федерации должны решить
следующие задачи:
– укрепление экономических
основ территориальной целостности и
стабильности РФ;
– содействие развитию и углублению
экономической реформы, формирование
во всех регионах страны многоукладной
экономики, становление региональных
и общероссийских рынков товаров, труда
и капитала, рыночной и институционной
инфраструктуры;
– сокращение чрезмерно глубоких
различий в уровне социально-экономического
развития регионов, поэтапное создание
условий для укрепления в них собственной
экономической базы для повышения благосостояния,
рационализация систем расселения;
– достижение экономически
и социально оправданного уровня комплексности
и рационализации структуры экономики
регионов, повышение ее жизнеспособности
в рыночных условиях;
– развитие межрегиональных
инфраструктурных систем (транспорта,
связи, информатики и др.);
– стимулирование развития
районов и городов, располагающих крупным
научно-техническим потенциалом; именно
эти центры науки и высоких технологий
могут стать «локомотивами» и «точками
роста» хозяйства субъектов Федерации;
– оказание государственной
поддержки территориям экологического
бедствия, так называемым «депрессивным»
регионам, регионам с высоким уровнем
безработицы, со сложными демографическими
проблемами;
– разработка и реализация
научно обоснованной политики в отношении
регионов – субъектов Федерации со сложными
условиями хозяйствования, требующими
более эффективных методов регулирования;
к ним можно отнести регионы Крайнего
Севера, Дальнего Востока, Арктики и др.
Важной задачей региональной
экономической политики является также
совершенствование экономического районирования
России.
Реализация эффективной региональной
экономической политики, региональное
и общероссийское прогнозирование невозможны
без глубокого и всестороннего системного
анализа современного экономического
и социального развития регионов. Так
как структура регионов России сложна
и динамична, внутрирегиональные и межрегиональные
связи разнообразны и многоканальны. Анализ
экономического и социального развития
регионов предусматривает рассмотрение
как бы с двух позиций. С одной стороны
– теоретическая характеристика анализа,
основной задачей которой является определение
места, роли и функций региона в системе
единого общероссийского комплекса с
учетом формирования и реализации региональных
интересов. С другой, – характеристика
самого региона, с выделением критериев
и показателей, отражающих экономические,
социальные, исторические, этнонациональные,
демографические, природно-ресурсные
и экологические характеристики.
Чрезвычайно выгодное территориальное
положение на Юге России, способствовало
динамичному развитию Краснодарского
края. Развитию экономики края способствовали
также и наличие богатых природных ресурсов.
Основу производительных сил
Краснодарского края составляют промышленный,
строительный, топливно-энергетический
комплексы, область информационных и коммуникационных
технологий, а также агропромышленный,
транспортный, курортно-рекреационный
и туристский комплексы. Последние три
направления деятельности (агропромышленный,
транспортный, санаторно-курортный и туристский
комплексы) соответствуют приоритетам
социально-экономического развития России
и определяют особый статус Краснодарского
края в экономике страны.
Многие предприятия области
имеют общероссийское значение, являясь
единственными или крупнейшими производителями
отдельных видов продукции в стране.
Динамичное развитие агропромышленного
комплекса (далее также — АПК) Краснодарского
края обеспечивает продовольственную
безопасность страны:
край обладает богатейшими
ресурсами сельскохозяйственных земель,
в том числе черноземами, площадь которых
составляет 4805 тысяч гектаров (это более
4 процентов российских и около 2 процентов
мировых запасов);
край занимает первое место
среди субъектов Российской Федерации
по объему производства зерна, сахарной
свеклы, плодов и ягод, второе — по производству
семян подсолнечника и меда;
край занимает второе место
среди субъектов Российской Федерации
по производству яиц, мяса скота и птицы
(в живом весе), третье место — по производству
молока.
АПК Краснодарского края в 2006
году произвел 6,8 процента валовой сельскохозяйственной
продукции России:
в 2006 году в Краснодарском крае
собрано 10,5 процента валового объема зерна,
производимого в России, 19,3 процента сахарной
свеклы, 17 процентов семян подсолнечника,
82 процента риса, более половины винограда,
42,8 процента кукурузы, осуществляется
треть заготовок томатов, собирается весь
объем российского чая, субтропических
и цитрусовых культур и много другой продукции;
произведено 6,2 процента мяса, 4,3 процента
молока, 4,6 процента яиц от объема производства
в целом по России;
в 2006 году в крае произведено
33,4 процента общероссийского объема сахара‑песка, 25,4 процента растительных
масел, 30,2 процента виноградных вин, 6,9
процента консервов.
Транспортный комплекс обеспечивает
реализацию внешнеполитических и экономических
интересов России в зоне черноморского
и средиземноморского экономического
сотрудничества, вносит существенный
вклад в повышение "связности" территории
страны.
Морские порты края обеспечивают
прямой выход через Азовское и Черное
моря на международные внешнеторговые
пути и перерабатывают более 35 процентов
внешнеторговых российских и транзитных
грузов морских портов России, обслуживают
около трети российского нефтеэкспорта.
По территории края проходят
важнейшие железнодорожные маршруты федерального
значения, которые ориентированы в сторону
морских международных портов края и курортов
Черного и Азовского морей.
Трубопроводный транспорт представлен
международным нефтепроводом "Тенгиз—Новороссийск"
и газопроводом "Россия—Турция"
("Голубой поток").
Воздушный транспорт Краснодарского
края представлен четырьмя аэропортами,
два из которых являются международными
(Краснодар, Сочи).
Уникальные для России природно-климатические
условия края, наличие передовых медицинских
учреждений и технологий, исторических
достопримечательностей создают потенциал
для развития высокоэффективного, конкурентоспособного
туристско-рекреационного комплекса международного
уровня, формирующего позитивный имидж
страны на международной арене и обеспечивающего
растущие потребности населения в услугах,
связанных с отдыхом, лечением и туризмом:
климат в крае — один из наиболее
благоприятных в России для проживания
и деятельности человека. Краснодарский
край — самый теплый регион России, средняя
продолжительность времени, когда в светлое
время суток на территории края наблюдается
солнечная погода, составляет 2300 часов
в год;
благодаря сочетанию благоприятных
климатических условий и наличия месторождений
минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский
край является самым популярным курортно-туристическим
регионом России и фактически единственным
в России приморским бальнеологическим
и курортно-рекреационным центром;
в период максимального развертывания
ежедневная емкость курортов края достигает
450—480 тысяч мест;
потенциал санаторно-курортного
и туристского комплекса края реализуется
за счет создания на территории края особой
экономической зоны туристско-рекреационного
типа.
Краснодарский край является
одним из основных лидеров среди регионов
Российской Федерации по уровню инвестиционной
активности и стабильно занимает первое
место в Южном федеральном округе и пятое
— в России.
В 2001—2007 годах общий объем инвестиций
составил 803,4 миллиарда рублей, в том числе
в 2007 году — 225 миллиардов рублей с темпом
роста к уровню 2006 года 126 процентов. Это
самый значительный прирост за последние
семь лет.
По привлечению инвестиций
ведущими отраслями являются транспорт
и связь, агропромышленный, санаторно-курортный
и туристский комплексы, определяющие
приоритеты региональной экономики.
Рейтинг Краснодарского края
в мировом бизнес-сообществе весьма высок:
агентством "Standard & Poor's" региону
присвоен международный инвестиционный
рейтинг на уровне "BB" (прогноз "позитивный").
Кроме того, край входит в семерку российских
регионов с наименьшими инвестиционными
рисками и занимает второе место в рейтинге
российских регионов по законодательной
активности в сфере инвестиций.