Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 18:50, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты управления финансовыми рисками.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность рисков и дать их классификацию.
2. Выявить методы управления рисками.
3. Изучить оценку рисков на предприятии.
4. Провести финансовый анализ ООО «_____».
В целом же передача риска происходит, если в заключенном сторонами контракте существует специфическое положение относительно передачи конкретных (или всех) финансовых рисков контрагенту. Сторона, принявшая на себя риск, обычно вторично передает его, заключив договор страхования ответственности.
Объединение риска – это еще один способ минимизации или нейтрализации финансовых рисков. Фирма имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физических лиц, заинтересованных в успехе общего дела. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями друг друга, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны [26].
Таким образом, под объединением финансового риска понимается метод его снижения, при котором риск делится между несколькими субъектами экономики. Объединяя усилия в решении проблемы, несколько предпринимательских фирм могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки от ее реализации.
Диверсификация – один из эффективных путей нейтрализации финансовых рисков. Диверсификация позволяет снижать отдельные виды финансовых рисков: кредитный, депозитный, инвестиционный, валютный. В качестве основных могут быть использованы следующие формы диверсификации [22]:
- диверсификация финансовой деятельности фирмы, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий одна из финансовых операций окажется убыточной, другие операции будут приносить прибыль;
- диверсификация портфеля
- диверсификация программы реального инвестирования. В области формирования реального инвестиционного портфеля фирме рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов, относительно небольшой капиталоемкости, перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта;
- диверсификация покупателей
- диверсификация депозитных
- диверсификация валютной
- диверсификация финансового
Хеджирование – новый способ компенсации возможных потерь от наступления финансовых рисков, который появился в России с развитием рыночных отношений. В общем виде хеджирование можно определить как страхование цены товара от риска, либо нежелательного для продавца падения, либо невыгодного покупателю увеличения, путем создания встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств. Таким образом, хеджирование используется предпринимательской фирмой с целью страхования прогнозируемого уровня доходов путем передачи риска другой стороне. В зависимости от вида используемых производных ценных бумаг выделяют соответственно несколько видов хеджирования финансовых рисков [36].
1. Хеджирование с использованием
опционов, которое позволяет нейтрализова
- хеджирование на основе
- хеджирование на основе опциона на продажу, который предоставляет право продажи по согласованной цене;
- хеджирование на основе
2. Хеджирование с использованием фъючерсных контрактов. Фьючерсные контракты – это срочные, заключаемые на биржах сделки купли-продажи сырьевых товаров, золота, валюты, ценных бумаг по ценам, действующим в момент заключения сделки, с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем. Принцип механизма хеджирования с использованием фьючерсных контрактов основан на том, что если предпринимательская фирма несет финансовые потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец валюты или ценных бумаг, то она выигрывает в тех же размерах как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество валюты или ценных бумаг, и наоборот.
3. Хеджирование с использованием операции «своп». Своп – торгово-финансовая обменная операция, в которой заключение сделки о купле (продаже) ценных бумаг, валюты сопровождается заключением контрсделки, сделки об обратной продаже (купле) того же финансового инструмента через определенный срок на тех же или иных условиях. Существует ряд видов своп-операций:
- своп с целью продления сроков действия ценных бумаг представляет собой продажу ценных бумаг и одновременную покупку такого же вида ценных бумаг с более длительным сроком действия;
- валютная своп-операция
- своп-операция с процентами заключается в том, что одна сторона (кредитор) обязуется выплатить другой проценты, получаемые от заемщика по ставке «либор» в обмен на обратную выплату по фиксированной в договоре ставке.
Хеджирование как метод нейтрализации финансовых рисков в отечественной практике получает все большее применение в процессе управления финансовыми рисками по причине достаточно высокой его результативности.
Минимизировать финансовые риски фирма может также путем установления и использования внутренних финансовых нормативов в процессе разработки программы осуществления определенных финансовых операций или финансовой деятельности фирмы в целом. Система внутренних финансовых нормативов может включать в себя [12]:
- предельный размер заемных
средств, используемых в
- максимальный размер
- минимальный размер активов в высоколиквидной форме;
- максимальный размер
- максимальный размер средств, расходуемых на приобретение ценных бумаг одного эмитента, и др.
Существуют еще так называемые упреждающие методы нейтрализации финансовых рисков. Эти методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. К таким методам относятся [5]:
- стратегическое планирование
деятельности
- обеспечение компенсации
- сокращение перечня форс-
- совершенствование управления
оборотными средствами
- сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке;
- прогнозирование тенденций
Нами были рассмотрены лишь основные методы нейтрализации финансовых рисков. Возможность использования каждого из них зависит от опыта деятельности и возможностей фирмы. Для получения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов. Перечисленные методы могут быть существенно дополнены с учетом специфики финансовой деятельности отдельных фирм и конкретного состава портфеля их финансовых рисков.
В целях повышения эффективности осуществления инновационных проектов в ООО «_____» рекомендуется проводить оценку перспективности реализации инновационных проектов.
Методика определения перспективности реализации проектов выпуска новой продукции разработана на основе исследования теории и практики стратегического управления и работ В.С. Ефремова по управлению рисками в бизнес-системах [14].
Методика предполагает проведение оценки вероятности реализации каждого потенциального инновационного проекта по нескольким категориям:
- вероятность востребованности новой продукции V1;
- вероятность прибыльности
- вероятность платежеспособного спроса на новую продукцию V3.
По результатам оценки вероятностей рассчитывается показатель перспективности каждого инновационного проекта, затем оценивается перспективность проектов для всех групп потребителей.
ООО «_____» предполагает осуществить три новых инновационных проекта. Маркетинговые исследования выявили наличие трех групп потребителей. Данные о проектах и потенциальных потребителях приведены в таблице 3.2.
Инновационные проекты (Пр) |
Потребители (П) |
1. Производство нового |
1. Стоматологические поликлиники |
2. Выпуск светильника «Унилюкс-5» |
2. Фирмы, реализующие стоматоло- |
3. Налаживание производства «Оптрадент-3» |
3. Индивидуальные предприниматели |
Для принятия решения о реализации каждого из инновационных проектов необходимо определить их перспективность с учетом рисков невостребованности новой продукции, низкой прибыльности, неплатежеспособности спроса.
Оценим вероятность осуществления инновационных проектов и получим оценки Vij. Оценку вероятностей проведем для каждой группы потребителей. Для этого построим таблицы 3.3, 3.4 и 3.5 оценки вероятностей, в которых по каждому инновационному проекту проставим баллы от 0 до 1 для вероятности Vi. В качестве эксперта выступает исследователь.
Оценка вероятностей осуществления инновационных проектов для потребителя «Стоматологические поликлиники»
Инновационные проекты |
V1 |
V2 |
V3 |
Компрессор |
0,4 |
0,8 |
0,3 |
Светильник |
0,8 |
0,5 |
0,6 |
Оптрадент-3 |
0,6 |
0,1 |
0,7 |
Оценка вероятностей осуществления инновационных проектов для потребителя «Фирмы, реализующие стоматологическое оборудование»
Инновационные проекты |
V1 |
V2 |
V3 |
Компрессор |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
Светильник |
0,5 |
0,7 |
0,9 |
Оптрадент-3 |
0,6 |
0,5 |
0,2 |
Таблица 3.5
Оценка вероятностей осуществления инновационных проектов для потребителя «Индивидуальные предприниматели»
Инновационные проекты |
V1 |
V2 |
V3 |
Компрессор |
0,2 |
0,5 |
0,1 |
Светильник |
0,7 |
0,7 |
0,5 |
Оптрадент-3 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |