Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа
По мере развития и роста украинской экономики руководство предприятий все больше стремится повысить эффективность управления деятельностью последних. Повышение эффективности управления напрямую зависит от улучшения качественных характеристик системы планирования на предприятия. На сегодняшний день большинство украинских предприятий не имеет четко разработанной и глубоко продуманной системы планирования и контроля выполнения плана, используя при этом, созданную своими силами, некую смесь устаревших методик и современных технологий планирования. В чем недостатки такого подхода:
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
3 РАЗРАБОТКА БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Министерство образования и науки Украины
Межотраслевой институт повышения квалификации кадров
по новым направлениям развития техники и технологии
при национальном техническом университете
«Харьковский политехнический институт» /МИПК НТУ «ХПИ»/
Спецфакультет бизнеса и информатики
Кафедра Экономического анализа и учета
Курсовой проект
По дисциплине: «Управленческий учет»
Выполнила: Бойко А. С.
Слушатель группы ОА4Р932
Номер зачетной книжки БI-04/062
Проверил: Ларка С. В.
Харьков 2005
По мере развития и роста украинской экономики руководство предприятий все больше стремится повысить эффективность управления деятельностью последних. Повышение эффективности управления напрямую зависит от улучшения качественных характеристик системы планирования на предприятия. На сегодняшний день большинство украинских предприятий не имеет четко разработанной и глубоко продуманной системы планирования и контроля выполнения плана, используя при этом, созданную своими силами, некую смесь устаревших методик и современных технологий планирования. В чем недостатки такого подхода:
Применение бюджетирования позволяет «навести порядок» в планирование деятельности предприятия и объединить результаты планирования отдельных подразделений в систему взаимосвязанных бюджетов.
Подготовка бюджетов начинается с разработки функциональных бюджетов, т.е. бюджетов подразделений предприятия. На основе бюджетов подразделений готовится сводный Среди инструментов планирования и распределения ресурсов достаточно широкое применение в международной практике получил метод бюджетирование. Бюджетирование - это важнейший элемент системы управление предприятием, которое включает технологию планирования, учета, контроля и анализа финансовых, информационных и материальных потоков, а также получаемых результатов. Эта технология охватывает все функциональные сферы деятельности предприятия: маркетинг, администрирование, управление персоналом, производство, закупки, контроль качества, продажи.
Бюджетирование состоит из:
Процесс бюджетирование включает такие основные стадии:
Поскольку годовой бюджет есть частью долгосрочного бюджета и отображает определенный этап на пути достижения стратегической цели, то, прежде всего, необходимо проинформировать всех заинтересованных лиц о политике компании на бюджетный период.
Бюджеты представляют собой ключевой инструмент системы управленческого контроля. Практически все организации, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие организации в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность организации по центрам ответственности для получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты.
Бюджет – это план будущих операций, выраженный в количественных (преимущественно в денежных) измерителях. Период, для которого подготовлен и используется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетным периодом обычно является год, внутри которого могут быть выделены более короткие периоды (квартал, месяц).
Соответственно, бюджетирование – это процесс планирования будущих операций предприятия и оформления его результатов в виде системы бюджетов.
Бюджет — финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются, он расходы и доходы предприятия. Ключом к пониманию термина «бюджет» является сознание того, что это есть не что иное, как лист бумаги, на котором представлены финансовые данные. Эти данные — спланированная серия событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизованных форм, которые следует строго соблюдать. Бюджет может быть совсем простым или очень сложным.
Бюджет должен представлять информацию доступно и ясно, так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затемняет значение и точность данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений, данных, принятых в документе. Бюджет может не содержать одновременно данные и о доходах, и о расходах, нет необходимости, чтобы они были сбалансированы.
При подготовке бюджета необходимо начать с ясно сформулированного его названия или заголовка и периода, для которого он составляется. Реальную форму представления бюджета выбирает его разработчик. Организация может создать свои собственные формы бюджета, которые она будет постоянно использовать. Но если в бюджете необходима информация о новом продукте или услуге, то может потребоваться иная структура и форма этого документа. Однако всегда нужно следовать основному правилу: информация, содержащаяся в бюджете, должна быть настолько точной, определенной и значащей для ее получателя, насколько это возможно,
Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период, обычно не более чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13-тичетырехнедельных периодов.
В случаях существенных изменений (например, выпуска нового продукта, внедрения новых технологий и оборудования), которые требуют капитальных дополнительных вложений, бюджеты разрабатываются на пять или более лет. Все больше организаций используют бюджеты как основной инструмент долгосрочного планирования.
Бюджеты разрабатываются как для организации в целом, так и для ее подразделений. Генеральный сведенный бюджет делится на два вида:
Общий бюджет представляет собой скоординированный (по всем подразделениям или функциям) план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов. Остановимся на каждом из них.
Основные составляющие общего финансового бюджета представлены на рисунке 1.1. Далее мы рассмотрим их подробно.
Общий бюджет
Операционный бюджет Финансовый
бюджет
Рисунок 1.1 – Схема общего бюджета
Операционный бюджет называется текущим, периодическим бюджетом. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (плановый) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты расходов.
Бюджет продаж. Прогноз объема продаж является отправной точкой и, вероятно, критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Бюджет продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.
Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывают воздействие на большую часть других бюджетов, которые, по существу, построены на информации, определенной в бюджете продаж.
Бюджет расходов по продаже (Коммерческих расходов).
В нем детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например расходы на рекламу и заработная плата старших контролеров, являются постоянными.
За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов несет ответственность отдел продаж.
Производственный бюджет. После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Руководство сначала должно определить, останется ли уровень запасов готовой продукции прежним либо он должен быть увеличен или уменьшен. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и количестве единиц продаж разрабатывают производственный график.
Бюджет закупки/использования материалов. Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ. В этом бюджете определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.
Бюджет трудовых затрат. Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, получаемое умножением количества единиц продуктов или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. В этом же документе или в отдельном определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на различные часовые ставки оплаты труда.
Бюджет общепроизводственных расходов. Данный бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели:
Бюджет общих и административных расходов. Этот бюджет представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Разработка такого бюджета нужна для обеспечения информации к подготовке бюджета наличных средств, а также для целей контроля этих расходов. Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.
Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.
Бюджет капитальных затрат. Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на смету (бюджет) наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.
Все текущие бюджеты тесно взаимосвязаны. Прогноз продаж — первый шаг в процессе составления бюджета. За ним может быть подготовлен бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов). От прогноза продаж также зависит производственный бюджет, на основе которого разрабатывается бюджет закупки/использования материалов, бюджеты трудовых затрат и общепроизводственных расходов.