Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретических и организационных основ управленческого учета применительно к различным производственным предприятиям. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи курсовой работы:
* теоретическое обоснование понятия управленческого учета как научной дисциплины и вида управленческой деятельности, разработка методологии системы управленческого учета;
* определение структуры управленческого учета в контексте его становления и развития, роли каждого элемента структуры в управлении предприятием;
* выявление возможностей и обоснование применения на практике наиболее прогрессивных и распространенных методов и систем управленческого учета, адекватных современному этапу развития рыночных;
Введение...................................................................................................................3 1. Теоретические аспекты и нормативное регулирования организации управленческого учета...........................................................................................6
1.1. Теоретические аспекты организации управленческого учета.....................6
1.2. Нормативное регулирование управленческого учета..................................8
2.Управленческий учет в странах с развитой рыночной экономикой..........................................................................................................................12
2.1. Организация управленческого учета по системе «JIT» управленческий учёт регулирование рыночной экономики..........................................................12
2.2. Организация управленческого учета по системе «ABC»...........................15
2.3. Функционально-стоимостной анализ как эффективный инструмент управленческого учета..........................................................................................18
2.4. Система стандарт-кост: зарубежный опыт..................................................21
2.5. Опыт управления развитием региона в странах с развитой рыночной экономикой.................................................................................................................24
Выводы и предложения........................................................................................29
Список использованных источников...................................................................32
«Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности. ПБУ раскрывают положения ФЗ «О бухгалтерском учете» по конкретным объектам.
Система документов рекомендательного характера (инструкции, указания, письма Минфина РФ и других ведомств по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п.) утверждаются с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций и предполагают многовариантность решений организации учета на предприятии.
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Знание правил законодательства позволяет не только ориентироваться в действующих нормах законодательства, но и спокойно воспринимать, и, что самое главное, понимать его возможные будущие изменения. Это особенно актуально сейчас, когда бухгалтерское законодательство кардинальным образом меняется в связи с переходом России на Международные стандарты бухгалтерского учета.
2. Управленческий учет в странах с развитой рыночной экономикой
2.1. Организация управленческого учета по системе «JIT» управленческий учёт регулирование рыночной экономики
В современных условиях деятельность отечественных производителей должна быть ориентирована на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции при максимальном снижении затрат на ее производство. Поэтому особую значимость приобретает использование передовых форм и методов организации труда и управления производством, применяемых в экономически развитых странах. В связи с этим для нас особый интерес представляет метод управления производством по системе JIT ("just-in-time", т. е. "точно в срок").
Система JIT зародилась в Японии в середине 70-х гг. XX в. в компании "Тойота" и в настоящее время с большим успехом применяется во многих промышленно развитых странах.
Суть системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как зло, которое затрудняет решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия.
Система JIT более увязана со спросом, чем традиционный метод "выбрасывания продукции на рынок". При этой системе действует принцип: производить продукцию только тогда, когда в ней нуждаются, и только в таком количестве, которое требуется покупателю. Спрос сопровождает продукцию через весь производственный процесс. При каждой операции производится только то, что требуется для следующей операции. Производственный процесс не начинается до тех пор, пока с места последующей операции не поступит сигнал о необходимости приступить к производству. Детали, узлы и материалы доставляются только к моменту их использования в производственном процессе.
Система JIT предусматривает уменьшение размера обрабатываемых партий, практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов и выполнение производственных заказов не по месяцам и неделям, а по дням и даже часам. При этом упрощается также система производственного учета, так как появляется возможность осуществления учета материалов и затрат на производство на одном объединенном счете. Кроме того, при применении этой системы часть затрат предприятия из разряда косвенных переходит в разряд прямых. Например, при организации производства по системе JIT рабочие производственных линий, занятые выпуском продукции, обязаны проводить также техническое обслуживание, ремонт и наладочные работы, которые при традиционных условиях осуществляются другими рабочими и относятся к категории косвенных затрат. Это, в свою очередь, увеличивает точность исчисления себестоимости единицы продукции.
Управление стоимостью отличается от производственного учета тем, что под этим в данном случае понимается регулирование уровня затрат независимо от того, имеют ли они непосредственное влияние на товарно-материальные запасы и финансовую отчетность или нет. Применение принципов JIT упрощает процесс учета производственных затрат и помогает менеджерам регулировать и контролировать расходы. Такое упрощение приводит к лучшему качеству производства, лучшему обслуживанию и лучшей оценке стоимости.
Потенциальные преимущества системы JIT многочисленны.
Во-первых, ее применение приводит к уменьшению уровня запасов, что означает меньше вложений капитала в товарно-материальные запасы. Поскольку при этой системе требуется иметь в наличии для немедленного использования минимальное количество материалов, то существенно снижается общий уровень запасов.
Во-вторых, в условиях применения системы JIT надежность выполнения заказа намного возрастает, так как значительно меньше времени отводится на закупку и хранение материалов. Сокращение цикла выполнения заказа также способствует существенному уменьшению потребности в резервном запасе, который представляет собой дополнительные учетные единицы запасов, сохраняемые во избежание возможного дефицита. График производства в рамках планово-производственной перспективы также сокращается. Это позволяет выиграть время, необходимое для того, чтобы отреагировать на изменения конъюнктуры рынка. Производство продукции небольшими партиями благодаря ускоренному переходу в нормальное рабочее состояние также способствует достижению большей гибкости.
В-третьих, при применении этой системы отмечается улучшение качества производства. Когда заказанное количество продукции невелико, источник проблем с качеством легко выявляется и коррективы вносятся немедленно. В этих условиях у работников многих фирм наблюдается большее понимание значения качества, что, в свою очередь, ведет к улучшению качества производства на рабочих местах.
К другим преимуществам системы JIT можно отнести:
- уменьшение капитальных затрат
на содержание складских
- снижение риска морального старения запасов;
- снижение потерь от брака
и уменьшение затрат на
- уменьшение объема
- снижение затрат на основные производственные материалы за счет повышения их качества.
Кроме того, система JIT воздействует на
характер производственного учета.
В условиях ее применения часть косвенных
затрат переходит в разряд прямых.
Такая трансформация понижает частоту
использования носителей
2.2. Организация управленческого учета по системе «ABC»
Метод "Activity Based Costing" (или ABC) получил широкое распространение на европейских и американских предприятиях различного профиля. В буквальном смысле этот метод означает учет затрат по работам (функциональный учет затрат). Он возник в результате изменений, происходящих в экономической структуре, в частности, изменились взгляды на методику учета затрат и расчета себестоимости продукции. Ранее расчет себестоимости проводился с учетом постоянных (Absorption Costing) и переменных расходов (Direct Costing). Переменные расходы распределяются на себестоимость продукции, которая таким образом отражает полные производственные издержки. Постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а списываются как затраты на период. Себестоимость продукции в этом случае равна маржинальным издержкам. Однако на практике для осуществления деятельности предприятия неизбежно требуется долгосрочное привлечение ресурсов в производство, маркетинг, сбыт, обслуживание. Поэтому, несмотря на то, что согласно расчетам равенство маржинальных издержек и доходов приносит максимальный доход, применение директ-костинга эффективно только при определенных условиях. Во-первых, прямые затраты на предприятии должны составлять большую часть расходов. Во-вторых, оно должно выпускать узкий перечень продукции (один-два вида, для каждого из которых требуются практически равные фиксированные расходы). Если предприятие не отвечает подобным требованиям, показатели себестоимости будут неизбежно искажены: заниженная наценка на мелкосерийную продукцию и завышенная на крупносерийную, более низкие показатели доходов в финансовом учете по сравнению с управленческим, кажущаяся высокая прибыльность технологически сложных и инновационных продуктов по сравнению с простыми. Следовательно, для решения основных задач управленческого учета применять постоянные и переменные показатели неэффективно.
Поиск новых методов получения объективной информации о затратах привел к появлению метода ABC, согласно которому предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику. В процессе работы потребляются ресурсы (материалы, информация, оборудование), возникает какой-либо результат. Соответственно начальной стадией применения ABC является определение перечня и последовательности работ на предприятии путем разложения сложных рабочих операций на простейшие составляющие параллельно с расчетом потребления ресурсов.
В рамках ABC выделяют три типа работ по способу их участия в выпуске продукции: Unit Level (штучная работа), Batch Level (пакетная работа) и Product Level (продуктовая работа). Такая классификация основывается на изучении зависимости между затратами и различными производственными процессами: выпуск единицы продукции, выпуск заказа (пакета), производство продукта как такового. При этом не учитывается еще одна важная категория затрат, которая не зависит от производственных событий, -- затраты, обеспечивающие функционирование предприятия в целом. Для учета таких издержек вводится четвертый тип работ -- Facility Level (общехозяйственные работы). Первые три категории работ, а точнее, затраты по ним, могут быть прямо отнесены на конкретный продукт. Результаты общехозяйственных работ нельзя точно присвоить тому или иному продукту, поэтому для их распределения приходится предлагать различные алгоритмы.
Для достижения оптимального анализа классифицируются и ресурсы: на поставляемые в момент потребления и поставляемые заранее. Например, к первым можно отнести сдельную оплату труда: работникам платят за то количество рабочих операций, которые они уже совершили; ко вторым -- фиксированную заработную плату, которая оговаривается заранее и не привязана к конкретному количеству заданий. Такое разделение ресурсов дает возможность организовать простую систему для периодических отчетов о затратах и доходах.
Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость. В конце первого этапа анализа все работы предприятия должны быть точно соотнесены с необходимыми для их выполнения ресурсами. В некоторых случаях статья затрат соответствует какой-либо работе. Например, статья "Заработная плата отдела снабжения" входит в стоимость рабочей операции "Снабжение". Вместе с тем статья "Аренда офисных помещений" должна быть распределена пропорционально потреблению ресурсов по статьям затрат "Снабжение", "Производство", "Маркетинг" и др. Очень часто бывает, что какой-либо ресурс не может быть соотнесен с рабочей операцией и, следовательно, тратится впустую.
Однако простоты подсчета стоимости
тех или иных работ недостаточно
для расчета себестоимости
Второй этап применения ABC заключается в расчете кост-драйверов и показателей потребления ими каждого ресурса. Этот показатель потребления умножается на себестоимость единицы выхода работы. В итоге получаем сумму трудовых затрат на изготовление конкретного продукта. Сумма работ, которая затрачена для производства продукта, является его себестоимостью. Эти расчеты составляют третий этап практического применения методики ABC.
Представление предприятия как
набора рабочих операций открывает
широкие возможности для
Корпоративная стратегия подразумевает набор целей, которых хочет достичь организация. Цели организации достигаются в результате выполнения ее работ. Построение модели работ, определение их связей и условий выполнения обеспечивают реконфигурацию бизнес-процесса предприятия для реализации корпоративной стратегии. В конечном счете применение ABC позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, поскольку при этом обеспечивается доступ к оперативной информации на всех уровнях.
Информация о работе Управленческий учет в странах с развитой рыночной экономикой