Управленческий учет в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка теоретических и организационных основ управленческого учета применительно к различным производственным предприятиям. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи курсовой работы:
* теоретическое обоснование понятия управленческого учета как научной дисциплины и вида управленческой деятельности, разработка методологии системы управленческого учета;
* определение структуры управленческого учета в контексте его становления и развития, роли каждого элемента структуры в управлении предприятием;
* выявление возможностей и обоснование применения на практике наиболее прогрессивных и распространенных методов и систем управленческого учета, адекватных современному этапу развития рыночных;

Содержание

Введение...................................................................................................................3 1. Теоретические аспекты и нормативное регулирования организации управленческого учета...........................................................................................6
1.1. Теоретические аспекты организации управленческого учета.....................6
1.2. Нормативное регулирование управленческого учета..................................8
2.Управленческий учет в странах с развитой рыночной экономикой..........................................................................................................................12
2.1. Организация управленческого учета по системе «JIT» управленческий учёт регулирование рыночной экономики..........................................................12
2.2. Организация управленческого учета по системе «ABC»...........................15
2.3. Функционально-стоимостной анализ как эффективный инструмент управленческого учета..........................................................................................18
2.4. Система стандарт-кост: зарубежный опыт..................................................21
2.5. Опыт управления развитием региона в странах с развитой рыночной экономикой.................................................................................................................24
Выводы и предложения........................................................................................29
Список использованных источников...................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по УУ.docx

— 61.17 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Функционально-стоимостной анализ как эффективный инструмент управленческого учета

В рыночных условиях хозяйствования повышение качества и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции при одновременном снижении затрат на ее изготовление является одной из актуальных задач экономического развития. В решении этой задачи важная роль принадлежит функционально-стоимостному анализу (ФСА), позволяющему охватить все факторы движения продукции с момента ее зарождения до момента потребления и утилизации.

Функционально-стоимостной анализ -- это метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (повышении) его качества и полезности.

Метод ФСА был разработан в США  в 1947 г. в компании "Дженерал электрик" группой инженеров во главе с Л. Майсом и в настоящее время применяется во многих промышленно развитых странах.

В зарубежной практике ФСА используется под названием "анализ стоимости" и "инженерно-стоимостной анализ". Первый термин применяется, когда речь идет об анализе существующих изделий, второй -- при проектировании новых. Однако целевая ориентация обоих видов анализа одинакова: и тот, и другой предназначены для обеспечения эквивалентных характеристик изделий при меньших затратах. Все чаще для обозначения этого метода в зарубежной литературе применяется термин "руководство ценностью", или "управление ценностью".

В нашей стране также накоплен огромный опыт использования метода ФСА. Имеются  теоретические разработки и методические материалы по его применению в  машиностроении, электронной, электротехнической, угольной промышленности и других отраслях народного хозяйства. Значительный вклад в теоретическое обоснование  и практическое применение метода ФСА  у нас в стране внесли отечественные  ученые-экономисты М.Г. Карпунин, Б.И. Майданчик, Н.К. Моисеева, А.Д. Шеремет и др.

ФСА имеет принципиальное отличие  от обычных способов снижения производственных и эксплуатационных затрат, так как  предусматривает функциональный подход. Сущность такого подхода -- рассмотрение объекта не в его конкретной форме, а как совокупность функций, которые  он должен выполнять. Каждая из них  анализируется с позиции возможных  принципов и способов исполнения с помощью совокупности специальных  приемов. Оценка вариантов построения объекта осуществляется по критерию, учитывающему степень выполнения и значимость функций, а также размер затрат, связанных с их реализацией на всех этапах жизненного цикла.

Функциональный подход заставляет не только изучать конкретные потребности заказчиков, но и глубже анализировать количественную и качественную стороны этих потребностей, перестраивать под них производство.

Функция в широком понимании -- это  деятельность, обязанность, работа, назначение, роль. В ФСА под функцией понимают внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Функции, выполненные объектом, могут  быть подразделены на основные, вспомогательные и ненужные. Основные функции определяют назначение изделия. Вспомогательными являются функции, способствующие выполнению основных функций или дополняющие их. Ненужные функции не содействуют выполнению основного назначения конструкции, а напротив, ухудшают технические параметры или экономические показатели объекта.

Цель ФСА состоит в развитии полезных функций объекта при  оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.

К сожалению, несмотря на имеющийся  богатейший теоретический и практический опыт, в настоящее время на российских предприятиях методу ФСА должного внимания не уделяется. К основным причинам можно  отнести:

- недостаточную заинтересованность  руководителей предприятий;

-отсутствие на многих предприятиях  маркетинговых служб;

-недостаточность финансовых ресурсов  для проведения ФСА;

-большую трудоемкость работ  по проведению ФСА;

-разрушение налаженных связей  с бывшими партнерами по СНГ  и др.

         ФСА следует проводить в несколько этапов.

На первом, подготовительном, этапе  необходимо уточнить объект анализа -- носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем выпуск более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

На втором, информационном, этапе  надо собрать данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его компонентах, деталях (функции, материалы, себестоимость). В процессе работы исходные данные должны обрабатываться, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта.

На третьем, аналитическом, этапе  необходимо подробно изучить функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности уменьшения ее путем отсечения второстепенных и бесполезных функций. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра -- принцип ABC, в соответствии с которым функции подразделяются на главные, основные и полезные; второстепенные, вспомогательные и полезные; второстепенные, вспомогательные и бесполезные. Группировка затрат на функции по факторам производства позволит выявить первоочередность направлений снижения стоимости изделия. Такие направления целесообразно детализировать, ранжируя по степени значимости, определяемой экспертным путем, и, сопоставляя с затратами, выбирать пути удешевления продукции.

На четвертом, исследовательском, этапе оценивают предлагаемые варианты разработанного изделия.

На пятом, рекомендательном, этапе  отбирают наиболее приемлемые для данного  производства варианты разработки и  усовершенствования изделия.

 

2.4. Система стандарт-кост: зарубежный опыт     

Особенностью  организации учета на зарубежных фирмах является его подразделение на финансовую и управленческую (производственную) подсистемы. Правила ведения финансового учета и составления внешней финансовой отчетности регламентируются государством. Организация управленческого (производственного) учета — внутреннее дело фирмы. Администрация фирмы решает, как классифицировать затраты, насколько их детализировать и увязывать с центрами ответственности, как вести учет фактических или стандартных (плановых, нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат. Важной характеристикой зарубежных систем управленческого учета является оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет:

  • фактических (прошлых, исторических) затрат;
  • затрат по системе стандарт-кост.

 

    В зарубежной практике исчисление стандартной  себестоимости единицы продукции  называют стандарт-кост. Метод учета затрат, основанный на установлении стандартов необходимых затрат на единицу или группы единиц продукции (работ, услуг), позволяет установить отклонение от стандартов и их изменения. "Кост" - денежное выражение стандартных затрат, которые устанавливаются на единицу продукции.     

Система стандарт-кост - это инструмент управления в планировании затрат и контроля над ними. При данной системе заранее составляются сметы затрат на производство единицы или нескольких изделий в течение определенного периода. Установленные стандарты материальных, трудовых затрат на изготовление продукции должны быть четко обоснованны и выполнимы. Отклонение стандартов от фактических показателей должно означать, что стандартные нормы необходимо пересмотреть и отрегулировать их в соответствии с причинами их расхождений с фактом. Данная система широко используется в мировой практике. Основные цели и результаты их ранжирования для системы стандарт-кост в разных странах представлены в таблице.           

Система стандарт-кост включает разработку норм (стандартов) на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление нормативной (стандартной) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от норм (стандартов).

 

 

 

                         Ранжирование  целей для системы стандарт-кост.

Цель  использования системы стандарт-кост

США

Канада

Япония

Англия

Управление  затратами 

1

1

1

2

Ценообразование и ценовая политика

2

3

2

1

Планирование  и контроль

3

2

3

3

Подготовка  финансовой отчетности

4

4

4

4


 

     

Учет  затрат и результатов на зарубежных фирмах состоит из следующих элементов:

  • учет по видам затрат;
  • учет по месту возникновения затрат;
  • учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия);
  • учет результатов по носителям затрат;
  • учет результатов за период.

 

    Все эти элементы присутствуют при любой  форме учета затрат и результатов  в управленческом (производственном) учете, в том числе и при  учете полных или частичных затрат.     

Следует отметить, что система стандарт-кост в зарубежной практике не регламентирована нормативными актами, в связи с чем не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров. Даже внутри одной компании действуют различные нормы: базисные, текущие, идеальные, прогнозные, достижимые и облегченные. 

 

 

 

2.5. Опыт управления развитием региона в странах с развитой рыночной экономикой

 

В настоящее время во многих зарубежных странах растет децентрализация государственного управления, его регионализация. Наиболее важным элементом организации управления региональным развитием являются отношения "центр-регион". Они во многом обуславливают отличительные качества региональной политики, а также применение инструментов и методов управления.

Таким образом, между центральным  правительством и регионами возникают экономические отношения, которые в наиболее концентрированном виде отражаются в разделении полномочий в экономической сфере между правительством и региональными властями, в организации бюджетной системы, а также в государственной региональной экономической политике.

Так, ключевыми принципами управления региональным развитием в Японии являются ограниченность территории и  природных ресурсов, необходимость гармонизации природы и деятельности людей, требование создания адекватных условий для существования и деятельности людей в различных частях страны и комплексное использование национальной территории. Отличительная черта японского опыта - усиление региональной составляющей. Регионы получили большую самостоятельность, в том числе и в планировании конкретных программ развития.

Анализ стран Европейского союза (ЕС) выявляет определенные сходства элементов управления развитием регионов, при сохранении значительных национальных свойств. ЕС использует систему бюджетно-финансового выравнивания при усилении стимулирующей функции, способствуя развитию региональных инициатив и экономического потенциала регионов.

Следует отметить, что до 90% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) в странах ЕС обеспечивает инновационная  деятельность и научно-технический  прогресс. Поощрение инноваций, являющихся условием устойчивого развития и повышения конкурентоспособности европейской экономики, относится к одним из наиболее приоритетных целей экономической стратегии ЕС. С учетом разрыва в инновационном потенциале, странам-кандидатам на присоединение предложено внести изменения в экономическую стратегию, нацелив ее на развитие "экономики, базирующейся на знании", в том числе за счет государственной поддержки инновационных предприятий, налоговых льгот и совершенствования законодательства.

Одна из особенностей современного мира заключается в том, что большие  различия между странами в целом, сочетаются со значительным сходством  между определенными типами регионов в разных странах. Отсюда и наличие многих общих черт в подходах разных государств к своим внутренним региональным проблемам. Таким образом, исследования и регулирование регионального развития в России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.

Такие крупные развитые страны, как  США, Канада и Австралия дают много  примеров решения региональных проблем, являющихся актуальным для России. Это проблемы изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной  кооперации, сближения регионов по уровню социально-экономического развития, реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов, ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций, освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами, регулирования миграции между городами и сельской местностью, модернизации инфраструктурных систем, стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей, оздоровления экологической ситуации в регионах и многие другие. Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания.

Информация о работе Управленческий учет в странах с развитой рыночной экономикой