Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретических и организационных основ управленческого учета применительно к различным производственным предприятиям. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи курсовой работы:
* теоретическое обоснование понятия управленческого учета как научной дисциплины и вида управленческой деятельности, разработка методологии системы управленческого учета;
* определение структуры управленческого учета в контексте его становления и развития, роли каждого элемента структуры в управлении предприятием;
* выявление возможностей и обоснование применения на практике наиболее прогрессивных и распространенных методов и систем управленческого учета, адекватных современному этапу развития рыночных;
Введение...................................................................................................................3 1. Теоретические аспекты и нормативное регулирования организации управленческого учета...........................................................................................6
1.1. Теоретические аспекты организации управленческого учета.....................6
1.2. Нормативное регулирование управленческого учета..................................8
2.Управленческий учет в странах с развитой рыночной экономикой..........................................................................................................................12
2.1. Организация управленческого учета по системе «JIT» управленческий учёт регулирование рыночной экономики..........................................................12
2.2. Организация управленческого учета по системе «ABC»...........................15
2.3. Функционально-стоимостной анализ как эффективный инструмент управленческого учета..........................................................................................18
2.4. Система стандарт-кост: зарубежный опыт..................................................21
2.5. Опыт управления развитием региона в странах с развитой рыночной экономикой.................................................................................................................24
Выводы и предложения........................................................................................29
Список использованных источников...................................................................32
2.3. Функционально-стоимостной анализ как эффективный инструмент управленческого учета
В рыночных условиях хозяйствования повышение качества и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции при одновременном снижении затрат на ее изготовление является одной из актуальных задач экономического развития. В решении этой задачи важная роль принадлежит функционально-стоимостному анализу (ФСА), позволяющему охватить все факторы движения продукции с момента ее зарождения до момента потребления и утилизации.
Функционально-стоимостной
Метод ФСА был разработан в США в 1947 г. в компании "Дженерал электрик" группой инженеров во главе с Л. Майсом и в настоящее время применяется во многих промышленно развитых странах.
В зарубежной практике ФСА используется под названием "анализ стоимости" и "инженерно-стоимостной анализ". Первый термин применяется, когда речь идет об анализе существующих изделий, второй -- при проектировании новых. Однако целевая ориентация обоих видов анализа одинакова: и тот, и другой предназначены для обеспечения эквивалентных характеристик изделий при меньших затратах. Все чаще для обозначения этого метода в зарубежной литературе применяется термин "руководство ценностью", или "управление ценностью".
В нашей стране также накоплен огромный
опыт использования метода ФСА. Имеются
теоретические разработки и методические
материалы по его применению в
машиностроении, электронной, электротехнической,
угольной промышленности и других отраслях
народного хозяйства. Значительный
вклад в теоретическое
ФСА имеет принципиальное отличие
от обычных способов снижения производственных
и эксплуатационных затрат, так как
предусматривает функциональный подход.
Сущность такого подхода -- рассмотрение
объекта не в его конкретной форме,
а как совокупность функций, которые
он должен выполнять. Каждая из них
анализируется с позиции
Функциональный подход заставляет не только изучать конкретные потребности заказчиков, но и глубже анализировать количественную и качественную стороны этих потребностей, перестраивать под них производство.
Функция в широком понимании -- это деятельность, обязанность, работа, назначение, роль. В ФСА под функцией понимают внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Функции, выполненные объектом, могут быть подразделены на основные, вспомогательные и ненужные. Основные функции определяют назначение изделия. Вспомогательными являются функции, способствующие выполнению основных функций или дополняющие их. Ненужные функции не содействуют выполнению основного назначения конструкции, а напротив, ухудшают технические параметры или экономические показатели объекта.
Цель ФСА состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.
К сожалению, несмотря на имеющийся богатейший теоретический и практический опыт, в настоящее время на российских предприятиях методу ФСА должного внимания не уделяется. К основным причинам можно отнести:
- недостаточную
-отсутствие на многих
-недостаточность финансовых
-большую трудоемкость работ по проведению ФСА;
-разрушение налаженных связей с бывшими партнерами по СНГ и др.
ФСА следует проводить в несколько этапов.
На первом, подготовительном, этапе необходимо уточнить объект анализа -- носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем выпуск более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.
На втором, информационном, этапе надо собрать данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его компонентах, деталях (функции, материалы, себестоимость). В процессе работы исходные данные должны обрабатываться, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта.
На третьем, аналитическом, этапе необходимо подробно изучить функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности уменьшения ее путем отсечения второстепенных и бесполезных функций. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра -- принцип ABC, в соответствии с которым функции подразделяются на главные, основные и полезные; второстепенные, вспомогательные и полезные; второстепенные, вспомогательные и бесполезные. Группировка затрат на функции по факторам производства позволит выявить первоочередность направлений снижения стоимости изделия. Такие направления целесообразно детализировать, ранжируя по степени значимости, определяемой экспертным путем, и, сопоставляя с затратами, выбирать пути удешевления продукции.
На четвертом, исследовательском, этапе оценивают предлагаемые варианты разработанного изделия.
На пятом, рекомендательном, этапе отбирают наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия.
2.4. Система стандарт-кост: зарубежный опыт
Особенностью организации учета на зарубежных фирмах является его подразделение на финансовую и управленческую (производственную) подсистемы. Правила ведения финансового учета и составления внешней финансовой отчетности регламентируются государством. Организация управленческого (производственного) учета — внутреннее дело фирмы. Администрация фирмы решает, как классифицировать затраты, насколько их детализировать и увязывать с центрами ответственности, как вести учет фактических или стандартных (плановых, нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат. Важной характеристикой зарубежных систем управленческого учета является оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет:
В зарубежной практике
исчисление стандартной себестоимости единицы
Система стандарт-кост - это инструмент управления в планировании затрат и контроля над ними. При данной системе заранее составляются сметы затрат на производство единицы или нескольких изделий в течение определенного периода. Установленные стандарты материальных, трудовых затрат на изготовление продукции должны быть четко обоснованны и выполнимы. Отклонение стандартов от фактических показателей должно означать, что стандартные нормы необходимо пересмотреть и отрегулировать их в соответствии с причинами их расхождений с фактом. Данная система широко используется в мировой практике. Основные цели и результаты их ранжирования для системы стандарт-кост в разных странах представлены в таблице.
Система стандарт-кост включает разработку норм (стандартов) на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление нормативной (стандартной) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от норм (стандартов).
Ранжирование целей для системы стандарт-кост.
Цель использования системы стандарт-кост |
США |
Канада |
Япония |
Англия |
Управление затратами |
1 |
1 |
1 |
2 |
Ценообразование и ценовая политика |
2 |
3 |
2 |
1 |
Планирование и контроль |
3 |
2 |
3 |
3 |
Подготовка финансовой отчетности |
4 |
4 |
4 |
4 |
Учет затрат и результатов на зарубежных фирмах состоит из следующих элементов:
Все эти элементы присутствуют при любой форме учета затрат и результатов в управленческом (производственном) учете, в том числе и при учете полных или частичных затрат.
Следует отметить, что система стандарт-кост в зарубежной практике не регламентирована нормативными актами, в связи с чем не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров. Даже внутри одной компании действуют различные нормы: базисные, текущие, идеальные, прогнозные, достижимые и облегченные.
2.5. Опыт управления развитием региона в странах с развитой рыночной экономикой
В настоящее время во многих зарубежных странах растет децентрализация государственного управления, его регионализация. Наиболее важным элементом организации управления региональным развитием являются отношения "центр-регион". Они во многом обуславливают отличительные качества региональной политики, а также применение инструментов и методов управления.
Таким образом, между центральным правительством и регионами возникают экономические отношения, которые в наиболее концентрированном виде отражаются в разделении полномочий в экономической сфере между правительством и региональными властями, в организации бюджетной системы, а также в государственной региональной экономической политике.
Так, ключевыми принципами управления региональным развитием в Японии являются ограниченность территории и природных ресурсов, необходимость гармонизации природы и деятельности людей, требование создания адекватных условий для существования и деятельности людей в различных частях страны и комплексное использование национальной территории. Отличительная черта японского опыта - усиление региональной составляющей. Регионы получили большую самостоятельность, в том числе и в планировании конкретных программ развития.
Анализ стран Европейского союза (ЕС) выявляет определенные сходства элементов управления развитием регионов, при сохранении значительных национальных свойств. ЕС использует систему бюджетно-финансового выравнивания при усилении стимулирующей функции, способствуя развитию региональных инициатив и экономического потенциала регионов.
Следует отметить, что до 90% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) в странах ЕС обеспечивает инновационная деятельность и научно-технический прогресс. Поощрение инноваций, являющихся условием устойчивого развития и повышения конкурентоспособности европейской экономики, относится к одним из наиболее приоритетных целей экономической стратегии ЕС. С учетом разрыва в инновационном потенциале, странам-кандидатам на присоединение предложено внести изменения в экономическую стратегию, нацелив ее на развитие "экономики, базирующейся на знании", в том числе за счет государственной поддержки инновационных предприятий, налоговых льгот и совершенствования законодательства.
Одна из особенностей современного мира заключается в том, что большие различия между странами в целом, сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Отсюда и наличие многих общих черт в подходах разных государств к своим внутренним региональным проблемам. Таким образом, исследования и регулирование регионального развития в России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.
Такие крупные развитые страны, как США, Канада и Австралия дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальным для России. Это проблемы изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации, сближения регионов по уровню социально-экономического развития, реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов, ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций, освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами, регулирования миграции между городами и сельской местностью, модернизации инфраструктурных систем, стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей, оздоровления экологической ситуации в регионах и многие другие. Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания.
Информация о работе Управленческий учет в странах с развитой рыночной экономикой