Упрощенная стстема налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Экономическое развитие России в целом зависит в немалой степени и от развития малого бизнеса. Но, создавая малые предпринимательские структуры, вряд ли кто-либо ставит своей задачей развитие именно экономики страны. Цели создания собственного бизнеса различны и более низменны и эгоистичны в нормальном смысле этого слова - работа на себя, самостоятельность, возможность проявить себя, прилично зарабатывать, получать доходы, эквивалентные своему уму и стараниям, и прочее, прочее, прочее...

Содержание

Введение ………………………………………………………………..… 3
1. Субъекты малого предпринимательства в Российской Федерации ……. 5
2. Особенности применения упрощенной системы налогообложения в
соответствии с действующим законодательством ………………………10
3. Анализ изменения размера налоговой нагрузки при применении
упрощенной системы налогообложения и общеустановленной
системы налогообложения ………………………………………………32
Заключение ……………………………………………………………….42
Список использованной литературы …………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 625.00 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Особенности применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с действующим законодательством

 

Говоря  об особенностях налогообложения деятельности малых предприятий в Российской Федерации, следует начать свой разговор с упрощенной системы налогообложения (далее по тексту — УСН).

По своей  форме УСН, как это следует  из статьи 18 НК РФ, является специальным налоговым режимом наряду с системой налогообложения в свободных экономических зонах, системой налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, а также системой налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Упрощенная система  налогообложения является достаточно популярной среди предпринимателей. По данным Минфина России, в 2002 году по упрощенной системе налогообложения платило налоги примерно 179 700 предприятий, в 2003 году — 640 000, а в начале 2004 года — уже 884 000. Поступления в бюджет от предприятий, применяющих УСН, в 2002 году составили 7,9 млрд. рублей, в 2003 году - 17,2 млрд. рублей.

Прежде всего, укажем те категории налогоплательщиков, которые не могут применять УСН.

К ним относятся:

организации, имеющие  филиалы и (или) представительства;

банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг;

ломбарды;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных  товаров, а также добычей и  реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

нотариусы, занимающиеся частной практикой;

организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НКРФ;

организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов (это ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов);

организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

организации, у которых остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

Если организации  и индивидуальные предприниматели  при переходе на упрощенную систему налогообложения соответствовали условиям, указанным в законе, но в течение отчетного (налогового) периода их нарушили, то они обязаны перейти на общий режим налогообложения в том квартале, в котором перестали соответствовать условиям, соблюдение которых дает право на применение упрощенной системы налогообложения, несмотря на то, что пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса "Российской Федерации этого не предусматривает (письмо Минфина РФ от 5 августа 2004 года № 03-03-02-04/1/2).

УСН установлена  главой 26.2. «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

В соответствии со статьей 346.11 НК РФ определено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к  упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Выбирая УСН  в качестве специального налогового режима для вашего предприятия, необходимо ясно представлять, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты:

  • налога на прибыль организаций,
  • налога на имущество организаций,
  • единого социального налога

уплатой единого  налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим  режимом налогообложения. Это же положение относится и к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, производимое в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, организации, УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Все остальные  обязанности (в частности, порядок  ведения кассовых операций, порядок представления статистической отчетности, выполнение обязанностей налогового агента) должны выполняться лицами, использующими УСН, в общеустановленном порядке.

Еще одним  условием использования УСН организацией является то, что по итогам девяти месяцев  того года, в котором организация  подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не должен превышать 11 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Статья 249 НК РФ «Доходы от реализации» определяет, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В том случае, если организация  ведет несколько видов деятельности, то ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Начало применения УСН:

На первом этапе организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Выбор объекта  налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Выбор объекта  налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов) осуществляется самим налогоплательщиком, причем объект налогообложения не может им меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Вновь созданные  организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Данные положения  закона были подтверждены в письме МНС РФ от 27 мая 2004 года № 09-0-10/2190@ «О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию»:

«Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими запросами от инспекций МНС России о возможности подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица, сообщает следующее.

В целях реализации вновь созданными организациями  и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом в  заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», вновь созданная организация (вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель) не указывает ОГРН, ИНН\КПП организации (ОГРНИП, ИНН индивидуального предпринимателя)».

В письме МНС  от 28 мая 2004 года № 09-0-10/2249 «О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию» в отношении индивидуальных предпринимателей было установлено:

«В целях  реализации вновь созданными организациями  и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя».

УСН также  могут использовать адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты (письмо МНС РФ от 30 марта 2004 года № 22-0-10/571@ «О порядке перехода на упрощенную систему налогообложения адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты»).

Налогоплательщики, применяющие УСН, в большинстве  случаев не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим  налогообложения.

Прекращение применения УСН:

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 миллионов рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 миллионов рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

При этом суммы  налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Вышеуказанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик  обязан сообщить в налоговый орган  о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил установленные действующим законодательством ограничения.

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти  на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим  налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

При применении УСН налогоплательщики  в соответствии со статьей 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НКРФ;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

При определении  объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.

Информация о работе Упрощенная стстема налогообложения