Упрощенные процедуры банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 19:26, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы. Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена – предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности. Рыночные реформы и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления, превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности. В

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
1.1. Понятие несостоятельности (банкротства) и его основные признаки
1.2. Внешние и внутренние причины банкротства
1.3. Виды банкротства
2. УПРОЩЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА
2.1. Процедуры банкротства
2.2. Упрощенные процедуры банкротства
2.3. Методика оценки возможности банкротства предприятия
2.4. Проблемы и пути совершенствования финансовой устойчивости и предотвращения банкротства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 92.14 Кб (Скачать файл)

Для проведения процедуры наблюдения, арбитражный  суд утверждает временного управляющего, для проведения финансового оздоровления - административного управляющего, в процедуру  внешнего управления - внешнего управляющего, а при открытии конкурсного производства - соответственно конкурсного управляющего (ст. 2 Закона о банкротстве). Исключение вновь составляет процедура мирового соглашения, для проведения которой новый, специальный арбитражный управляющий не утверждается. Ее проводит действующий арбитражный управляющий, утвержденный ранее для проведения той процедуры, в ходе которой заключается мировое соглашение.

Важным признаком  процедуры банкротства является ее определенное законом содержание, а именно совокупность обязательных последовательных действий, совершаемых  участниками конкурсных правоотношений в связи с введением процедуры. Закон устанавливает права и  обязанности арбитражного управляющего, должника, руководителя и учредителей (участников) должника, собственника имущества  должника – унитарного предприятия, реестродержателя, кредиторов и иных лиц, устанавливая ответственность  за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязанностей.  Совершение ряда действий, входящих в содержание процедуры банкротства, подчинено  определенным срокам и порядку совершения.

Так, основное содержание процедуры наблюдения составляют следующие  обязательные действия временного управляющего: опубликование сведений о введении наблюдения; уведомление кредиторов и иных лиц;  осуществление действий, направленных на обеспечение сохранности имущества должника; проведение анализа финансового состояния должника и подготовка заключения о возможности восстановления его платежеспособности; выявление кредиторов и ведение  реестра их  требований; созыв и проведение первого собрания кредиторов; представление в арбитражный суд отчета о своей деятельности.

Таким образом, процедура  банкротства – это вводимый арбитражным  судом в ходе разбирательства  дела о банкротстве комплекс предусмотренных  законодательством о банкротстве  последовательных действий и правовых мер, устанавливающих особый правовой статус должника, его кредиторов и иных лиц для достижения определенной законом цели.

Принимается решение  общего собрания участников/акционеров о ликвидации юридического лица. Назначается  ликвидационная комиссия (ликвидатор), состоящая из лиц, определяемых участниками. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатором) могут быть любые лица. Она (он) становится органом управления юридического лица, полномочия действующего до этого руководителя прекращаются. В органах печати публикуется объявление о ликвидации юридического лица. Уведомляются кредиторы, налоговые органы, органы статистики, внебюджетные фонды, меняются банковские карточки на Председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора). Затем для выявления имущества ликвидируемого юридического лица подаются запросы в земельный комитет, ГИБДД, федеральную регистрационную службу, налоговые органы, получаются выписки из банков об остатках средств на счетах. После чего проводится сверка по оплате налогов, в ИМНС представляется промежуточный ликвидационный баланс.

Далее Ликвидатор подает в Арбитражный суд заявление  о признании юридического лица банкротом. Суд принимает решение о признании  банкротом и открывает конкурсное производство, утверждает кандидатуру  конкурсного управляющего, который  в ходе конкурсного производства проводит инвентаризацию, взыскивает дебиторскую задолженность, удовлетворяет  в порядке очередности требования кредиторов, закрывает счета, сдает  документы юридического лица в архив. По отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение  о завершении конкурсного производства. Юридическое лицо снимается с  учета в налоговых органах, внебюджетных фондах, органах статистики, получает свидетельство ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица. Сфера применения Закона о несостоятельности распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Существуют такие предприятия, к которым не имеет смысла применять процедуры оздоровления и восстановления платежеспособности. В отношении таких предприятий применяются упрощенные процедуры банкротства.

2.2. Упрощенные процедуры банкротства

Преимущества упрощенной процедуры банкротства: возможно избежание обязательной выездной налоговой проверки. Назначение необходимой кандидатуры конкурсного управляющего. Исключение из всех реестров государственных органов. Недостатки упрощенной процедуры банкротства: возможна выездная налоговая проверка при наличии по балансу задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами и ликвидных активов. Возможно внесение данных об участниках в информационные базы кредитных бюро, что может осложнить дальнейшее получение кредитов и испортить репутацию перед потенциальными партнерами.

Рекомендации, которые  обычно даются при применении данного  вида банкротства предприятия: один из наиболее эффективных способов ликвидации юридического лица. Используется при наличии уже имеющейся задолженности перед бюджетами и фондами и опасности выявления дополнительной задолженности, отсутствии активов, и при нежелательности прохождения выездной налоговой проверки. При применении этого способа организация обычно распродают активы. Упрощенные процедуры банкротства применяются к таким особым категориям должников, как ликвидируемые и отсутствующие должники. Их статус определяется тем, что по общему правилу участие данных субъектов в обороте не предполагается, следовательно, применять к ним восстановительные процедуры не имеет никакого смысла. Цель упрощенных процедур - скорейшая ликвидация названных юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов из имущества, которое, возможно, у этих субъектов имеется. Стоит отметить, что регламентация процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника объединены в одну главу закона практически произвольно, т.к. взаимного применения правовых норм действующий Закон о банкротстве не предусматривает.

Заявление о признании  юридического лица банкротом может  быть подано в арбитражный суд  не только кредитором  этого лица, но и самим должником. При этом Законом о банкротстве предусмотрены случаи, когда должник обязан подать заявление о своем банкротстве. В соответствии со статьей 8 Закона о банкротстве должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о банкротстве должник  обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед  другими кредиторами. Из анализа  данных норм можно сделать вывод, что должник вправе подать заявление  о банкротстве в ситуации, когда  еще не наступил срок исполнения обязательств, которые,  исходя из состояния своей финансово-хозяйственной деятельности, должник исполнить не сможет. Например, у должника имеется обязательство по возврату кредита, срок возврата которого еще не наступил, но у должника отсутствуют активы, которые позволят ему возвратить кредит.

В ситуации, когда  должник не имеет возможности  рассчитаться со всеми кредиторами, срок исполнения обязательств перед  которыми уже наступил, должник обязан подать заявление о своем банкротстве. В этом случае заявление должника должно быть направлено в арбитражный  суд не позднее чем через месяц  с даты возникновения соответствующих  обстоятельств. Причем за неисполнение обязанности по подаче заявления  о банкротстве руководитель должника несет ответственность, предусмотренную  статьей 10 Закона о банкротстве, а  именно, руководитель должника обязаны  возместить убытки, причиненные в  результате неисполнения обязанности  подачи в установленный законом  срок заявления о признании должника банкротом.

Кроме того, в  этом случае неподача руководителем  должника заявления в арбитражный  суд влечет за собой субсидиарную ответственность руководителя по обязательствам должника, возникшим после истечения  указанного выше срока на подачу заявления  о признании должника банкротом, исчисляемого с момента возникновения  признаков банкротства, т.е. невозможности  рассчитаться с кредиторами по наступившим  обязательствам. Таким образом, неисполнение обязанности руководителем должника по подаче заявления о признании должника банкротом при наличии признаков несостоятельности теоретически может повлечь для него определенные негативные последствия. Однако на практике данные нормы в отношении руководителя юридического лица пока реально не применяются.

Однако возбуждение  процедуры банкротства – этого  не самое сложное. Требования к заявлению  должника о признании банкротом  детально прописаны в статьях 37 и 38 Закона о банкротстве. Самое главное  в процедуре банкротства –  это ее завершение в максимально  короткий срок и с минимальными потерями для учредителей и руководителей  должника. Для этого необходимо обеспечение  контроля над процедурой банкротства, которое возможно при назначении дружественного арбитражного управляющего. Кроме того, существует возможность, используя специальные процедуры, предусмотренные Законом о банкротстве, сократить как количество стадий рассмотрения дела о банкротстве, так  и общий срок процедуры банкротства.

Так, в соответствии со статьей 61 Гражданского Кодекса  РФ юридическое лицо может быть ликвидировано  по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Причем закон не требует наличие каких-либо специальных оснований для принятия решения о ликвидации юридического лица. Иными словами, в любое время  учредители (участники) юридического лица вправе принять решение о его  ликвидации и они не должны доказывать обоснованность такого решения. Может  быть принято решение  о ликвидации и юридического лица, имеющего проблемы в финансово-хозяйственной деятельности. При этом принятие решения о ликвидации юридического лица, имеющего признаки несостоятельности, позволяет провести банкротство в ускоренном и упрощенном порядке.

В соответствии со статьями 224-225 Закона о банкротстве  в случае, если после принятия решения  о ликвидации юридического лица выясняется, что стоимость его имущества  недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то является обязательной подача в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом.

Особенностью  упрощенного банкротства юридического лица в этом случае является то, что  процедура банкротства проводится в упрощенном порядке. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Арбитражный  суд сразу принимает решение  о признании ликвидируемого должника банкротом, об открытии конкурсного  производства и об утверждении конкурсного  управляющего. При этом кредиторы  вправе предъявить свои требования к  ликвидируемому должнику в течение  месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Соответственно, по окончании  этого срока, конкурсный управляющий  проводить расчеты с кредиторами  или может завершать процедуру  банкротства и представлять в  арбитражный суд отчет о результатах  проведения конкурсного производства.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного  управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный  суд выносит определение о  завершении конкурсного производства. Определение арбитражного суда о  завершении конкурсного производства является основанием для внесения в  единый государственный реестр юридических  лиц записи о ликвидации должника.

Таким образом, теоретически процедура упрощенного банкротства  может длиться 3 месяца против обычного минимального годичного срока. При  этом конкурсное производство будет  проводить арбитражный управляющий, назначенный по предложению должника и риск его замены не велик. Также  уменьшается вероятность оспаривания  сделок должника и не все кредитора  смогут узнать о банкротстве должника и предъявить свои требования до момента  его ликвидации.

Единственным  условием для использования такой  упрощенной процедуры банкротства  является создание ликвидационной комиссии (ликвидатора), которая и должна будет  подавать заявление о признании  ликвидируемого лица банкротом. Если после  принятия решения о ликвидации юридического лица заявление подается его руководителем, то упрощенная процедура не применяется  и проводится общая процедура  банкротства. Однако представляется, что  назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) не является серьезной проблемой.

При принятии решения  об использовании предложенного  варианта упрощенного банкротства  юридического лица необходимо в обязательном порядке оценить степень риска  возможности привлечения руководителя должника к ответственности за невыполнение обязанности по подаче заявления  о признании должника банкротом, если признаки несостоятельности юридического лица имелись на момент принятия решения  о ликвидации. В любом случае является необходимым проведение глубокого  юридического анализа как вопросов наличия, или отсутствия признаков банкротства, так и вопросов проведения процедуры ликвидации и банкротства с учетом особенностей, которые могут иметь место в каждом конкретном случае в отношении отдельного должника. Различают следующие виды упрощенных процедур банкротства: 

Банкротство предприятия на основании заявления  кредитора.  При наличии совокупных денежных обязательства юридического лица превышающих 100 000 рублей и при условии, что у юридического лица имеется кредитор исполнение обязанностей юридического лица, перед которым просрочены более чем на 3 месяца, при условии, что права такого кредитора подтверждены решением суда, арбитражного, третейского суда и при условии, что такой кредитор предъявил исполнительный документ в службу судебных приставов, а его копию - юридическому лицу, такой кредитор по прошествии 30 дней после направления указанного исполнительного листа в службу судебных приставов, а его копии - юридическому лицу, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

Информация о работе Упрощенные процедуры банкротства