Услуги ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:08, реферат

Краткое описание

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Вложенные файлы: 1 файл

услуги ЖКх.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного  хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический  комплекс, потребность в продукции  которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую  систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских  объектов и состояние среды обитания жителей города.

ЖКХ города - это самостоятельная  сфера в системе народного  хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в  услугах, обеспечивающих нормальные условия  жизни и работы.

Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют в ЖКХ, тем самым, подчеркивая первостепенность для  местных властей задач обеспечения  населения теплом, водой, электричеством перед другими вопросами. Эта  важнейшая сфера, накопленная множеством проблем, представляет собой благодарное  поле для инноваций и применения специального экономического инструментария.

Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня  – это по данным федеральной статистики 2004 г. элементами национального богатства (без учета стоимости земли, недр и лесов) являются: основные фонды (36 669 млрд. руб.), материальные оборотные  средства (3042 млрд. руб.) и домашнее имущество (4866 млрд. руб.), что составляет, соответственно, 82, 7 и 11% от итога. Таким образом, основным элементом национального богатства  в стране являются основные фонды, включая  незавершенное строительство.

Основные фонды жилищного хозяйства  составили 7274 млрд. руб., коммунального  хозяйства – 1164 млрд. руб., всего  – 8438 млрд. руб., что равно 23,0% их стоимости  в России. Следовательно, основные фонды  ЖКХ – это почти четвертая  часть экономического потенциала страны.

Коэффициенты обновления основных фондов низкие: в жилищном хозяйстве  – 2,6%; в коммунальном хозяйстве – 0,9%; коэффициенты выбытия, соответственно, – 0,5 и 0,3%.

По данным 2006 г. среднемесячная численность  работников ЖКХ – 3,0 млн. человек. Среднемесячная заработная плата в 2003 г. по отношению  к среднероссийскому уровню составляла 87%. В 2006 г. уровень заработной платы  в этой сфере экономики приблизился  к среднероссийскому (результат  повышения тарифов на услуги ЖКХ).

 

 

 

Проблемы развития ЖКХ  в регионах

 

Проблемы регионального коммунального хозяйства всегда обостряются с приходом холодов. Зима 2004-2005 гг. во многих регионах страны выдалась довольно холодная, с обильными снегопадами и ураганными ветрами.

Наиболее сложная ситуация сложилась  в традиционно проблемных регионах – Корякском АО, на Камчатке, в  Магаданской области, Приморском крае. В середине осени 10 субъектов федерации  были занесены в так называемый "красный  список", в них было завезено менее 60% требуемого топлива. Ситуация усугубляется еще и аховым положением в энергетических системах - процент физического износа электрических сетей и трансформаторного  хозяйства в регионах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока превышает 70%.

Если взять Омск и омскую область, то ситуация следующая главная проблема – это очистные сооружения омского  Водоканала. Проблемы, с которыми сталкивается "Водоканал", характерны для всей отрасли ЖКХ - это старение фондов, отставание в развитии инженерных коммуникаций, несбалансированная тарифная политика. Плюс ко всему, Иртыш - река трансгенная. На ее берегах расположены крупные  промышленные предприятия. Причем не только на территории России, но и в сопредельных государствах, влиять на хозяйственную  деятельность которых практически  нет возможности. Единственный выход  в подобной ситуации - строительство  современных очистных сооружений и  модернизация уже имеющихся.

 

Москва

 

Даже в самом благополучном  городе страны жилищно-коммунальное хозяйство  по-прежнему остается одним из самых  проблемных секторов экономики. Так  считает Геннадий Лобок, председатель комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальной реформе Мосгордумы. Не хватает средств  и контроля Москвы. Основные проблемы этой отрасли связаны с финансированием. "Нет средств на эксплуатационную технику, одежду для сотрудников, моющие средства и так далее. За 4-5 тыс. рублей в месяц никто сегодня работать не хочет, в результате в ЖКХ вынуждены  брать неквалифицированных работников", - говорит Геннадий Лобок. По его  словам, дефицит средств на сегодня  составляет около 700 млн. рублей. Деньги, которые москвичи перечисляют в  виде квартплаты, покрывают только стоимость самих услуг (водоснабжение, отопление, свет). В эту сумму не входят расходы на обслуживание инженерных сетей. "Вот почему сектор ЖКХ  работает в основном в аварийном  режиме, а средств на постоянную профилактику у города нет", - утверждает депутат.

По оценкам мэра Москвы Юрия Лужкова, чтобы привести ЖКХ в порядок, нужно 50-70 млрд. долларов.

По мнению Лобка, усугубляет ситуацию и недостаточный контроль за эксплуатирующими организациями. Большинство из них  работает без сметы, что позволяет  тратить деньги не по назначению. "Сегодня  ЖКХ - это черная дыра. И если средства, перечисляемые Московским казначейством, жестко контролируются, то полученная ДЕЗами доходная часть (то есть платежи  от населения) не контролируется вовсе", - сказал председатель комиссии Мосгордумы. Что касается частных инвестиций в ЖКХ, то, по словам Геннадия Лобка, все средства идут на ремонтные работы в домах, а не на коммунальные объекты.

На сегодняшний день все москвичи, кроме льготных категорий граждан, платят за коммунальные услуги 60% от их реальной стоимости, остальное дотируется из городского бюджета. Еще два года назад в правительстве Москвы заговорили о необходимости поднять  квартплату до 100% и даже рассылали  по две квитанции, чтобы сознательные горожане могли платить по-новому. Эксперимент не удался. Нежелание  москвичей платить по полной программе  объясняется не только желанием сэкономить, но и недовольством качеством  предоставляемых услуг.

Между тем, городские власти не видят  иного выхода, кроме повышения  оплаты коммунальных услуг до 100%. Эксперты считают, что проблему можно решить иначе: разрушить монополию на рынке  эксплуатационных организаций и  дать жителям возможность самим  выбирать обслуживающую компанию. Сейчас в Москве на рынке ЖКХ работает всего 1559 малых предприятий, которые  обеспечивают лишь 10% рынка коммунальных услуг города. Причина слабого  проникновения бизнеса в коммунальную сферу в том, что эта потенциально рыночная сфера деятельности пока малопривлекательна с точки зрения бизнеса.

В округах столицы активно ведется  внедрение современных информационных технологий в сферу жилищно-коммунального  хозяйства. Одна из таких новаций  на Юго-Востоке Москвы - платежная  система "Рапида", позволяющая  существенно усовершенствовать  процесс расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Участником системы является Банк Москвы. Оплата происходит по телефону, через Интернет (в том числе  по электронной почте), SMS или пейджинговые сообщения. Помимо ЖКУ, с помощью  системы можно оплатить услуги сотовой  связи, доступ в Интернет, коммерческое телевидение, городской телефон  и междугородние переговоры, подписку на газеты и журналы, покупки в  интернет-магазинах, страховые услуги.

Что касается приборов учета потребления  воды, то, по словам руководителя Комплекса  городского хозяйства Петра Аксенова, на сегодняшний день они установлены  в 30% жилых домов города, в 70% учреждений социальной сферы и в 80% коммерческих структур.

 

 

 

Финансовое состояние  организаций ЖКХ

 

В 2004–2006 гг. количество убыточных  предприятий ЖКХ медленно уменьшалось, однако финансовое состояние отрасли  в целом осталось неудовлетворительным. Суммарная задолженность организаций  ЖКХ в эти годы продолжала расти.

Анализ состояния основных фондов и финансового обеспечения  организаций ЖКХ свидетельствует  о недостаточности объемов финансирования и их неэффективном использовании. Кроме того, иностранный капитал  не идет в ЖКХ, поскольку организации  в этой сфере малорентабельны  и убыточны. Кроме того, ЖКХ характеризуется  большой затратностью, значительными  материальными потерями, низкой зарплатой  и отсутствием увеличения прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ  и её влияние на улучшение состояния  ЖКХ

 

Рыночная экономика охватывает целый ряд отраслей, особое место  среди которых занимает ЖКХ. Рынок  жилья и коммунальных услуг открывает  возможности для свободного перелива капиталов, притока финансовых ресурсов в отрасль. Одновременно функционирование рынка жилья создает заинтересованность работников в результатах своего труда. Рыночные принципы хозяйствования осуществляются в рамках начавшейся жилищно-коммунальной реформы.

Финансовые отношения  предприятий жилищно-коммунального  комплекса не соответствуют требованиям  рыночной экономики. Их состав и, главное, структура должны быть усовершенствованы  с учетом развития финансово-кредитных  отношений в отраслях, где предприятия  были приватизированы, а экономические  реформы начаты еще в 1992 г.

Главная задача экономической  реформы ЖКХ состоит в переходе от бесплатного или почти бесплатного  предоставления жилья и коммунальных услуг к оплачиваемому населением, с учетом его качества.

Выполнение этой задачи началось с 1997 г. в условиях снижения реального  уровня жизни населения, сложившейся  привычки людей к бесплатному  предоставлению жилья и низкой, в  пределах 4%, оплаты населением коммунальных услуг. На начальном этапе реформы  наблюдались коренное изменение  жилищного законодательства, изменение  структуры жилищного фонда и  предприятий отрасли по формам собственности, переход на договорные отношения  собственников жилищного фонда  и предприятий ЖКХ, совершенствование  финансовых отношений в отрасли. Повышение размера оплаты жилья  и коммунальных услуг сочеталось с одновременным применением  мер социальной защиты населения  в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, антимонопольного регулирования и  развития конкуренции в сфере  жилищно-коммунального обслуживания.

Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:

– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;

– платежи бюджетных организаций  – потребителей коммунальных услуг;

– платежи граждан –  потребителей коммунальных услуг;

– дотации федерального бюджета;

– дотации региональных бюджетов.

До реформы (1991 г.) платежи  населения на содержание ЖКХ составляли 4%, платежи предприятий и организаций  – 20%, остальными финансовыми источниками  предприятий жилищно-коммунального  комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.

Причинами того, что фактические  платежи населения оказались  значительно ниже эксплуатационных издержек, стали:

– экономическая политика советской власти;

– низкая платежеспособность работающего населения России;

– наличие 43 категорий граждан, пользовавшихся льготами по оплате жилья  и коммунальных услуг в государственном  и муниципальном жилищном фонде;

– отсутствие должного контроля за установлением цен и тарифов  для населения по различным видам  коммунальных услуг.

За период реформы ЖКХ  структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения  в составе финансов ЖКХ составили 80%. Однако проблемы оптимизации состава  и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.

Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных  образованиях эти расходы составляют до 40% от бюджетов. Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных  реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись  финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно  затрагивающие интересы каждого  жителя. Анализ актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояние жилищного  фонда, обновление производственно-технической  базы предприятий коммунального  хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с  уровнем доходов населения, свидетельствует  о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению. Несмотря на произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке  федерального центра положительные  изменения на местах, в целом положение  дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными  из которых являются зависимость  производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли  и прочие. Увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд (4% от общей площади жилищного  фонда в России); износ основных фондов предприятий жилищно-коммунального  хозяйства составляет около 70%. Наблюдаются  значительные потери энергоресурсов (в  тепловых сетях свыше 30%).

Информация о работе Услуги ЖКХ