Услуги ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:08, реферат

Краткое описание

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Вложенные файлы: 1 файл

услуги ЖКх.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

Одна из основных целей  реформирования ЖКХ – снижение издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, соответствующих определенным параметрам качества. На конец 2006 г. не возникло финансовой заинтересованности в снижении затрат в системе ЖКХ, что автоматически (без роста  платежей) увеличило бы долю оплаты населением коммунальных услуг.

Увеличение тарифов на энергоресурсы и железнодорожные  перевозки без одновременного приведения в соответствие тарифов на жилищно-коммунальные услуги привело к росту долгов предприятий ЖКХ перед предприятиями, поставляющими энергоресурсы. Необходимо на местах создать механизмы для  регулирования тарифов естественных локальных монополий, поскольку  сегодня нет реальных и прозрачных механизмов воздействия на тарифы со стороны органов местного самоуправления.

Следует регулировать тарифы на федеральном, региональном и местном  уровнях в рамках установления компетенций. Одним из механизмов регулирования  роста тарифов на услуги ЖКХ является применение методики исчисления предельного  процента роста тарифов в субъекте РФ. Такой процент целесообразно  исчислять путем использования  следующей экономико-математической модели:

Т = t + K,

где: Т – рост тарифа на услуги ЖКХ (в процентах к предыдущему  году);

t – планируемая инфляция (в процентах к отчетному году);

К – коэффициент опережающего роста тарифов на услуги (товары) естественных монополий.

Например, планируемый рост инфляции в 2007 г. – 8%, коэффициент опережающего роста тарифа К – 2% (устанавливается  Правительством РФ на ряд лет), тогда  Т = 8 + 2 = 10%. Следовательно, тарифы на услуги ЖКХ в 2007 г. должны вырасти не более  чем на 10%.

Пути повышения эффективности  организации и управления ЖКХ  России Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что управление многоквартирным  домом призвано обеспечивать благоприятные  и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном  доме, решение вопросов пользования  указанным имуществом, а также  предоставление коммунальных услуг  гражданам, проживающим в таком  доме.

Собственники помещений  в многоквартирном доме обязаны  выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

– непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном  доме;

– управление товариществом  собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

– управление управляющей  организацией.

Способ управления многоквартирным  домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном  доме и может быть изменен в  любое время на основании его  решения. Решение общего собрания о  выборе способа управления является обязательным для всех собственников  помещений в многоквартирном  доме.

Согласно Федеральному закону от 21.07.05 № 115-ФЗ "О концессионных  соглашениях" предусмотрено привлечение  инвестиций в экономику, обеспечение  эффективного использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности. Закон регулирует отношения, возникающие  в связи с использованием имущества  на основе заключения и исполнения концессионных соглашений, устанавливает  гарантии прав и законных интересов  сторон концессионного соглашения.

В концессию передается недвижимое имущество:

– системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального  хозяйства, в т.ч. объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки  и утилизации (захоронения) бытовых  отходов;

– объекты, предназначенные  для благоустройства территорий;

– объекты по производству, передаче и распределению электрической  и тепловой энергии и др.

Стороны концессионного соглашения:

– концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает  Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной  власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

– концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное  юридическое лицо либо действующие  без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два (и  более) указанных юридических лица.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается с учетом сроков создания, реконструкции объекта  концессионного соглашения, объема инвестиций в создание или реконструкцию  объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких  инвестиций, других обязательств концессионера  по концессионному соглашению.

При исполнении концессионного соглашения концессионер вправе распоряжаться  объектом концессионного соглашения в  порядке, установленном Федеральным  законом № 115-ФЗ и концессионным  соглашением, пользоваться им на безвозмездной  основе в порядке, установленном  соглашением.

Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий  концессионного соглашения, в т. ч. за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и реконструкции  объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций, обеспечению  соответствия технико-экономических  показателей объекта, осуществлению  деятельности, предусмотренной концессионным  соглашением.

Концессионер несет ответственность  перед концедентом за допущенное при создании или реконструкции  объекта концессионного соглашения нарушение требований, установленных  концессионным соглашением: технических  регламентов, проектной документации, иных обязательных требований.

Концессионное соглашение заключается  путем проведения конкурса на право  заключения концессионного соглашения в соответствии с типовым соглашением.

Таким образом, законодательством  Российской Федерации предложен  ряд форм организации и управления жилищным и коммунальным фондом. Отношения  между органами власти, собственниками и управляющими компаниями основываются на коммерческом расчете.

Опыт работы новых управленческих структур в секторе ЖКХ пока отсутствует, так как они только создаются  в субъектах РФ. Идет процесс поиска, а поэтому оценивать эффективность  их применения пока рано. Процесс этот сложный и длительный, осуществить  его можно только с учетом экономических  интересов всех участников.

 

 

 

 

Заключение

 

В начале 90-х гг. население  России оплачивало всего 4% эксплуатационных расходов на содержание и эксплуатацию ЖКХ. Остальная часть средств  на покрытие расходов дотировалась из государственного бюджета.

В условиях перехода на рыночную экономику стало очевидно, что  сложившаяся система финансирования ЖКХ полностью себя изжила. Возникла необходимость в реформировании отрасли, совершенствовании ее финансирования, переходе на рыночные принципы работы в сфере производства услуг ЖКХ  России.

Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 "О реформе  жилищно-коммунального хозяйства  в Российской Федерации" утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального  хозяйства в Российской Федерации.

Основными целями реформирования ЖКХ являются:

– обеспечение условий  проживания, отвечающих стандартам качества;

– снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов  при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

– смягчение для населения  процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при  переходе отрасли на режим безубыточного  функционирования.

Как показывает опыт, экономические  преобразования в ЖКХ на муниципальном  уровне идут медленно.

В области реформирования системы финансирования ЖКХ на местах осуществляется постепенное увеличение тарифов на жилье и коммунальные услуги. Платежи населения к началу 2007 г. заняли около 80% в финансировании затрат предприятий отрасли.

После перехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг бюджетные  обязательства должны сохраниться  лишь в части компенсации расходов, связанных с предоставлением  льгот и адресных субсидий.

Состояние жилищного фонда  и всей коммунальной инфраструктуры Российской Федерации остается неудовлетворительным.

В сфере ЖКХ сложилась  следующая ситуация:

– велик (70–75%) износ основных фондов;

– около 5% жилых домов  и зданий инфраструктуры подлежат сносу;

– медленно идет процесс  коммерциализации;

– финансовое состояние  предприятий и организаций ЖКХ  не соответствует требованиям рыночной экономики;

– у организаций ЖКХ  имеется большая кредиторская и  дебиторская задолженность;

– велика доля бюджетного финансирования при недостаточности доли населения  – реального потребителя коммунальных услуг;

– частные инвесторы не спешат взять на себя функции управления производством коммунальных услуг  из-за убыточности большинства предприятий  и организаций и неопределенности с источниками их финансирования.

Осуществляемая с 1993 г. экономическая  реформа ЖКХ в России идет сложно и медленно, полученные результаты пока незначительны.

Трудности реформирования ЖКХ  связаны с запущенностью этого  сектора экономики, наличием противоречивых тенденций в финансовых отношениях заинтересованных участников процесса: властей всех уровней с их бюджетами, эксплуатационных муниципальных организаций, посредников, потребителей услуг, населения.

Целесообразно постепенно увеличивать  тарифы за коммунальные услуги для  физических лиц, с тем чтобы со временем тарифы для населения сравнялись с тарифами для юридических лиц. Однако при этом должна эффективно работать система социальной защиты граждан (семей) с низкими доходами.

Установленные сроки перехода на 100-процентную оплату населением эксплуатационных издержек необоснованны, так как  главными целями являются социальная стабильность и поддержка процесса населением страны.

В связи с большой инфляцией  в стране (7–8% в год), а также  необходимостью повышения социальной защиты малообеспеченных слоев населения  установленную максимально допустимую долю собственных расходов граждан  на оплату жилья и коммунальных услуг  в совокупном доходе семьи следует  снизить с 22 до 18%.

Все уровни власти должны более  серьезно и активно заниматься проблемами ЖКХ, а не перекладывать функции  управления убыточным хозяйством на частных инвесторов, население и  рынок. В целом же экономическая  политика в области реформирования ЖКХ является правильной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cписок литературы

 

1. А. Кочиневой по материалам  российских и зарубежных СМИ,  информационных интернет-порталов, Общественного фонда перспективных  исследований "БАСТИОН" http://www.bastion.ru/

2. ГТРК "ИРТЫШ" / В Омске  за 13.07.05.

3. Иванов В.В., Коробова  А.Н. " Муниципальный менеджмент". Справочное пособие М.: Инфра-М, 2002 год.

4. Концепция реформирования  жилищно-коммунального хозяйства  Свердловской области на период 2002-2010 годов- Екатеринбург , 2002 год. -58с.

5. Крылов В.А., Мокроносов  А.Г. " Формирование и развитие  рынка жилищно-коммунальных услуг"-Екатеринбург, изд-во Екатеринбург, 2000-307 с.

6. Указ Президента РФ "О  реформе жилищно-коммунального хозяйства  в РФ" от 28 апреля 1997 г № 425

7. Чернышов Л.Н. "Ценовая  и тарифная политика". - М. Книжный  мир, 1998-248 с.

8. Чернышов Л.Н. "Формирование  рыночных отношений в жилищно-коммунальном  хозяйстве. Проблемы, перспективы"- М.: Международный центр финансово-экономического  развития, 1996г.-256 с.

9. Балабанов И.Т. Финансовый  анализ и планирование хозяйствующего  субъекта. 2-е изд., доп. М.: Финансы  и статистика, 2000. 208с.

10. Аболин А.А. Статистическая  отчетность 22-ЖКХ (субсидии) как зеркало  проведения реформы ЖКХ // Журнал  руководителя и главного бухгалтера  ЖКХ - 2006- №5

11. Дронов А.А. О состоянии  ЖКХ России и перспективах  его формирования // Журнал руководителя  и главного бухгалтера ЖКХ  - №6-7 –2005

12. Конюхов Л.Н. и др. Анализ финансового состояния  жилищно-коммунального предприятия  // ЖКХ – 2006

13. Кругликов А.А. Государственная  политика в сфере жилищно-коммунального  хозяйства // Журнал руководителя  и главного бухгалтера ЖКХ  - №7 –2006

Информация о работе Услуги ЖКХ