Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:08, реферат
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.
Цели и задачи реформирования отрасли
Основные цели реформирования ЖКХ России:
– обеспечение населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;
– снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
– смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;
– переход отрасли на самоокупаемость.
Основные способы достижения указанных целей:
– совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;
– переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;
– совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в т.ч. установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
– совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
Реформа ЖКХ предполагает:
– переход к самофинансированию отраслевых организаций путем снижения, а в будущем и прекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию перекрестного субсидирования;
– увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:
– сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низким доходом;
– необоснованного снижения
качества услуг по сравнению с
тем, которое предусмотрено
– введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Реформа ЖКХ носит комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы деятельности муниципального образования: хозяйственно-финансовую, организационно-правовую, социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и другие стороны деятельности. Главное направление реформирования – совершенствование финансовых отношений предприятий ЖКХ.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:
– создать и усовершенствовать
экономические и
– совершенствовать тарифную
политику на жилищно-коммунальные услуги
с целью достижения баланса между
финансовыми потребностями
– повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ;
– сократить бюджетное
дотирование отрасли и
– повысить долю внебюджетного
финансирования ЖКХ за счет средств
населения при обеспечении
Цены и тарифы
ЖКХ – одна из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительно расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия, другие материальные ресурсы.
Издержки предприятий, производящих коммунальные услуги, не покрываются установленными нормами и тарифами. Между тем ценовая политика в жилищно-коммунальной сфере представляет собой регулирующий механизм между производителями, потребителями услуг и муниципальным бюджетом, который обеспечивает дотирование наиболее затратных статей отрасли.
Основу эффективной ценовой
политики должен составить комплекс
мер, стимулирующих производителей
к снижению непроизводительных расходов
и потерь, а потребителей – к
рациональному использованию
Оплата коммунальных услуг
в настоящее время производится
по тарифам. Норматив по оплате (тариф)
определяется себестоимостью услуги и
установленной рентабельностью. Общие
тенденции формирования этих показателей
подчинены корпоративным
Сложившаяся нормативная система оплаты не позволяет учитывать реально понесенные производителем затраты, объемы фактического потребления и уровень потерь продукта в процессе его получения и доставки. Характерной особенностью коммунальных систем является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения.
Производитель не контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять счета за сверхнормативное использование своих услуг, а потребитель, не зная баланса по фактической подаче и фактическому потреблению, не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продукта действительно подлежащие включению в состав себестоимости и тариф. Следовательно, все потери коммунальных услуг оплачивает потребитель.
Все это свидетельствует о несовершенстве существующей процедуры ценообразования. Не вызывает сомнений, что эффективный анализ процессов нормирования и тарифообразования в ЖКХ должен быть основан на соотношении сложившегося уровня издержек производителей и уровня потребления конкретного вида продукции.
Проблема ценообразования в ЖКХ вызвана несовершенством существующей нормативной базы на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на местах.
Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в т. ч.:
– стимулировать предприятия ЖКХ к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;
– способствовать привлечению инвестиций в предприятия ЖКХ;
– обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов для предприятий ЖКХ;
– учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей ЖКХ;
– создавать механизмы снижения политизированности процесса установления тарифов на коммунальные услуги.
Процесс формирования тарифов
на коммунальные услуги должен заключаться
в поиске компромисса между техническими
задачами и финансовыми потребностями
поставщиков услуг и
Основой определения тарифов
на жилищно-коммунальные услуги служит
Методика планирования, учета и калькулирования
себестоимости услуг жилищно-
Методика разработана в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552; изменениями и дополнениями к этому Положению, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661; другими нормативными актами.
Методика предназначена
для организаций различных
Объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ.
Планирование себестоимости – один из основных этапов формирования экономически обоснованных тарифов.
Планирование затрат необходимо как для предприятий ЖКХ – естественных (технических) монополистов, так и для организаций, получающих право на заключение договора в результате конкурса. Во втором случае плановая себестоимость закладывается в тариф, являющийся стартовым при проведении конкурса.
Плановые затраты по каждой статье себестоимости определяются на основе:
– анализа фактических затрат и их изменения в планируемом периоде;
– применения установленных отраслевых и региональных норм и нормативов на виды затрат.
При планировании себестоимости, в частности, при расчете затрат по каждой ее статье, должны учитываться две группы факторов:
– понижающие величину себестоимости: реализация антизатратного механизма, мероприятий по ресурсосбережению и др.;
– повышающие величину себестоимости: индексы потребительских цен, определяющие уровень инфляции, а также внедрение технологических процессов, повышающих качество обслуживания.
Для расчета себестоимости единицы услуги необходимо предварительно определить себестоимость реализации общего объема услуг.
Плановая себестоимость единицы услуги определяется делением общей суммы плановых затрат на плановый объем услуг в натуральном выражении.
Прибыль (убыток) от реализации
услуг определяется как разница
между выручкой от реализации услуг
в действующих ценах без налога
на добавленную стоимость и
Федеральный закон от 30.12.04
№ 210 ФЗ "Об основах регулирования
тарифов организаций
Закон № 210-ФЗ разграничил полномочия всех уровней власти в области регулирования тарифов и надбавок. При этом особенно важными элементами являются:
для федерального уровня:
– определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, так как коммунальные организации в большинстве случаев являются локальными монополистами;
для органов государственной власти субъектов Федерации:
– установление системы
критериев доступности для
– установление тарифов на товары и услуги коммунальных организаций;
для органов местного самоуправления:
– установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и на товары и услуги коммунальных организаций;
– осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей.
Наличие методических основ для разработки цен и тарифов, – безусловно, положительный фактор в реформировании экономики и финансов ЖКХ. Однако методические основы формирования цен и тарифов на услуги ЖКХ необходимо и далее совершенствовать; а размер тарифов устанавливать в регионах с учетом:
– роста реальных доходов населения региона;
– установленных федеральными органами власти пределов повышения тарифов по регионам России;
– наличия мобильной и эффективной социальной защиты малообеспеченных граждан.
4.3 Доходы населения, инфляция
и тарифы на коммунальные
В отношении связи доходов населения, инфляции и тарифов на коммунальные услуги представляются важными следующие положения:
– нужно, чтобы местные власти, самостоятельно определяющие тарифную политику предоставления коммунальных услуг, учитывали уровень жизни населения конкретного региона;
– нельзя, чтобы темпы роста тарифов на регулируемые государством коммунальные услуги превышали темпы роста денежных доходов населения;
– платежи за коммунальные услуги не должны стимулировать рост цен на потребительском рынке.