Учет нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать особенности учета нематериальных активов.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность нематериальных активов;
- дать характеристику стоимостным оценкам нематериальных активов;
- рассмотреть порядок документального оформления нематериальных активов;
- раскрыть порядок учета поступления и выбытия нематериальных активов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЁТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность нематериальных активов………………………...-
1.2. Оценка и документальное оформление нематериальных активов…..8
1.3. Учёт поступления и выбытия нематериальных активов…………….11
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЁТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………17
2.1. Учёт поступления нематериальных активов…………………………-
2.2. Учёт выбытия нематериальных активов……………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по БФУ.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЁТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ…………………………………………………………………………5 

       1.1. Понятие и сущность нематериальных активов………………………...-

1.2. Оценка и документальное оформление нематериальных активов…..8

       1.3. Учёт поступления и выбытия нематериальных активов…………….11

2. ОСОБЕННОСТИ УЧЁТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………17

2.1. Учёт поступления нематериальных активов…………………………-

2.2. Учёт выбытия нематериальных активов……………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Нематериальные  активы – часть внеоборотных активов  организации, к которой относят  объекты, не имеющие материально-вещественной структуры, принадлежащие организации  на праве собственности, используемые ею в производственных целях в  течение длительного периода, приносящие доход и оформленные согласно требованиям законодательства.

Наиболее  простыми примерами неосязаемых  активов являются: патенты, авторские  права, цена фирмы, торговые марки, особые привилегии, лицензии, формулы, технологии.

Нематериальные  активы долгосрочны и нематериальны  только в физическом смысле. Они  учитываются по стоимости приобретения, т.е. по сумме, которая уплачена за них.

Необходимо отметить, что до недавнего  времени в нашей стране отсутствовало  само понятие нематериальных активов. С развитием рыночных отношений это понятие не только вошло в теорию российского бухгалтерского учета, но и стало применяться на практике. Правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций устанавливает Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007).

Так как учет нематериальных активов является чрезвычайно важной составляющей бухгалтерского учета, то тема курсовой работы безусловно всегда будет оставаться актуальной.

Цель  курсовой работы – исследовать особенности учета нематериальных активов.

Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность нематериальных активов;

- дать характеристику стоимостным оценкам нематериальных активов;

- рассмотреть порядок документального оформления нематериальных активов;

- раскрыть порядок учета поступления и выбытия нематериальных активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЁТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

1.1. Понятие и сущность нематериальных активов

 

Нематериальные активы  представляют собой совокупность объектов долгосрочного  пользования (свыше 1 года), не имеющих  материально-вещественной формы, но необходимых  предприятиям и организациям для  эффективного осуществления хозяйственной  деятельности. Они обладают стоимостью и способностью  приносить  организации  экономические выгоды, т. е. доход.

Слово «нематериальный» (intangible) происходит от латинского tangere и означает «касаться, осязать». Следовательно, нематериальная собственность является собственностью, которую нельзя осязать, ощутить, потому что ее субстанция невещественна. Более точно о нематериальных активах можно сказать, что они бестелесны. Многие объекты учета нематериальны. Таковыми являются: дебиторская задолженность, расходы будущих периодов, вложения в ценные бумаги [2, стр.107].

В бухгалтерском понимании нематериальных активов принято различать: идентифицируемые НМА, к числу которых относятся  интеллектуальная собственность (ИС) и  некоторые другие имущественные  права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года); и неидентифицируемые НМА, иногда называемые активами типа гудвилл. В бухгалтерском понимании гудвилл (деловая репутация) возникает только при покупке фирмы. Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения) [7,стр.235].

В некотором смысле символ деловой  репутации (гудвилл) - это товарный знак. Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых  работ или оказываемых услуг  юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является брэнд.

Брэнд - различающее название и/или  символ, предназначенный для идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров конкурентов. Таким образом, брэнд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные[12,стр.178].

Таким образом, НМА в бухгалтерском  смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной).

Согласно Международных Стандартов Финансовой Отчетности  04 «Нематериальные активы», нематериальный актив как объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый не денежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей [11,стр.28].

Для признания нематериального  актива необходимо наличие способности  приносить налогоплательщику экономические  выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака) [9,стр. 486].

 К нематериальным активам  не относятся: 

а) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и технологические работы;

б) не законченные и не оформленные  в установленном законодательством  порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы;

в) материальные носители (вещи), в  которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации;

г) финансовые вложения.

В отличие от правил бухгалтерского учета, Налоговый кодекс относит  к нематериальным активам, в частности  «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в  отношении промышленного, коммерческого  или научного опыта». Это очень  существенно, так как большинство  результатов интеллектуальной деятельности на российских предприятиях охраняется именно как ноу-хау. Под термином «ноу-хау» часто понимают знания, неотчуждаемые от конкретного человека или от компании (предприятия). Эти знания могут повышать стоимость компании, но не могут быть активами в традиционном смысле. Если речь идет о технических или технологических ноу-хау, то наиболее полно и точно этот термин (know-haw) определен в инструкциях Европейского Союза, а именно: «ноу-хау» означает массив технической информации, которая является секретной, существенной и идентифицированной в любой подходящей форме [5,стр.135].

 

 

 

 

1.2. Оценка  и документальное оформление  нематериальных активов

 

Нематериальные  активы чрезвычайно сложно оценивать. В значительной степени это относится  к объектам, не идентифицируемым или  неотъемлемым от других активов.

Оценка  нематериальных активов при их принятии к текущему бухгалтерскому учету  производится по-разному в зависимости  от источника поступления. В соответствии с действующими в настоящее время  нормативными актами нематериальные активы принимаются на учет по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат, связанных с  их приобретением, изготовлением и  доведением до состояния, пригодного для  использования в запланированных  целях[10,стр.243].

Первоначальная  стоимость определяется для объектов:

  • приобретенных за плату у других организаций и лиц – по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию (оплата консультативных услуг, регистрационные сборы, пошлины и др.);
  • внесенных в счет вклада в уставный капитал – по согласованной стоимости;
  • полученных безвозмездно от других организаций и лиц – по рыночной стоимости на дату оприходования;
  • созданных на предприятии – в сумме фактических затрат [4,стр.359].

Сведения  о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Нематериальные  активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в балансе они отражаются по остаточной стоимости.

Остаточная  стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению.

Если  нематериальные активы покупаются отдельно или в составе других активов, определение их стоимости подобно  расчету стоимости здания или  оборудования при идентичных обстоятельствах. Однако, если нематериальный актив  создается на предприятии, расчет его  стоимости сопровождается не только трудностями оценки активов, возведенных  хозяйственным способом, но и трудностями  самого расчета. Проблемы оценки могут  быть решены на основе использования  известных методов оценки стоимости, но результаты, вероятно, будут произвольными, если они включают в себя распределение  совокупных затрат [8,стр.207].

Оценка  гудвилла. Гудвилл в большинстве фирм – самый активный значительный актив. Нередко он облегчает манипулирование активами фирмы, поскольку ему не присущи такие характеристики, как идентифицируемость и обособленность. В результате сложились три подхода к определению его стоимости:

  • оценка репутации фирмы;
  • текущая дисконтированная оценка разности между ожидаемой будущей прибылью и нормативной (среднеотраслевой) прибылью от всех активов фирмы, кроме гудвилла;
  • остаточная стоимость (master valuation account), которая представляет собой превышение стоимости предприятия в целом (как бизнеса) над совокупностью оценок его чистых материальных и нематериальных активов.

В ряде случаев  эти три подхода применялись  и при оценке других нематериальных активов.

Оценка  репутации фирмы. Иногда считается, что гудвилл обусловлен выгодными деловыми контактами фирмы, благоприятными взаимоотношениями ее сотрудников и высокой репутацией среди клиентов. Эти обстоятельства, в свою очередь, определяются выгодным местоположением фирмы, монопольными привилегиями, высокой квалификацией администрации и другими факторами. Сумма превышения цены, за которую может быть продано действующее предприятие, над совокупной стоимостью всех активов фирмы (за исключением гудвилла) представляет собой плату за эти нематериальные достоинства фирмы, которые были созданы ее предыдущими владельцами. Такой подход предполагает, что данная сумма может учитываться как самостоятельный актив фирмы. Это означает, что факторы, формирующие гудвилл, также не идентифицируемы, как, например, и фирменное имя (имя фирмы).

Однако  большинство из названных достоинств фирмы имеют непосредственное к  конкретным активам, включая и нематериальные. Удачное местоположение, например, означает более высокую стоимость  земли и зданий по сравнению с  аналогичными, но расположенными в  других местах. Безупречная репутация  связана с оценкой торговой и  фирменной марки. Гудвилл, если он вообще рассматривается как самостоятельный актив, отражает только не распределяемую по другим активам часть превышения оценки фирмы над стоимостью ее чистых активов, по существу отражая результат высокого качества управления делами и монопольные привилегии фирмы в целом [1,стр.391].

Для учета  движения нематериальных активов используют следующие первичные документы:

  • акт приемки нематериальных активов;
  • акт списания нематериальных активов;
  • карточку учета нематериальных активов (ф. НМА-1).

Согласно  Положению по ведению бухгалтерского учета организации могут самостоятельно разработать формы первичных документов.

Информация о работе Учет нематериальных активов