Факторы производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

ЭВ экономической теории можно встретить различные подходы к классификации факторов производства. В марксистской теории выделяют три фактора: труд, предмет и средства труда. Иногда их формируют в группы и выделяют личный и вещественный факторы. К личному фактору относится рабочая сила, представляющая собой совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются в процессе производства; к вещественным – предметы и средства труда, составляющие в совокупности средства производства.
Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три классических основных вида: земля, капитал, труд, но также выделяют и четвертый фактор производства – предпринимательская способность. Разберем каждый из факторов производства более детально.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Механизм начисления заработной платы  использовался в интересах экономического развития и в последующем; он является действенным средством повышения производительности труда и в настоящее время. Разработаны различные системы заработной платы, при этом особое внимание уделяется сдельной форме заработной платы. Первой такой системой, получивший значимый экономический и социальный резонанс, явилась система тейлоризма, названная по имени ее создателя американского инженера Ф. Тейлора. С целью оптимального расчета выработки одного рабочего осуществлялся хронометраж трудовых операций, для чего подбирались наиболее опытные, достаточно молодые рабочие и с помощью секундомера фиксировались все профессиональные движения, производимые про изготовлении определенной детали. После этого тщательно анализировались все движения, убирались ненужные, в результате чего определялся оптимальный режим рабочих движений, которому потом обучались все рабочие. Благодаря этому возрастала производительность труда. Причиной разработки других систем заработной платы явилась ограниченность физических возможностей человеческого организма. Так возник фордизм – система, названная по имени американского предпринимателя Г. Форда. В отличие от тейлоризма, где ритм трудовым операциям задавался мускульной энергией рабочего, Г. Форд произвел технические усовершенствования и внедрил конвейерную систему. Теперь ритм трудовых операций определялся конвейером. Производительность труда еще более возросла, что позволило не только значительно увеличить доходы предпринимателей, но и выделить часть средств для стимулирования труда рабочих.

Тейлоризм и фордизм послужили  основой для формирования других систем заработной платы, таких, как  сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, штрафная, повременно-премиальная и т.д. Общим для них было то, что они зависели от физических возможностей человека, касались его чисто экономических интересов – получения большей заработной платы. В то же время было замечено, что не только экономический интерес побуждает работника лучше трудиться, очень важными оказались социальный, психологический, нравственно-этический, семейно-бытовой аспекты жизнедеятельности человека. В связи с этим появились системы участия в прибылях, аналитической оценкой работ, человеческих отношений, пожизненного найма и т.д.

Система участия в  прибылях сводится к тому, что предприниматели часть дохода выделяют для поощрения рабочих, продают им акции и выплачивают по ним дивиденды, включают рабочих в различные управленческие структуры.

Система аналитической  оценки работ рассчитана на использование принципа коллективизма для активации трудовой длительности работника. Сущность системы сводится к тому, что для бригадных рабочих устанавливается аккордная оплата, т.е. общий объем заработной платы, а рабочие сами дифференцируют согласно коэффициенту трудового участия. Таким образом устанавливается зависимость заработка каждого от результатов труда всей бригады.

Система человеческих отношений также нацелена на использование коллективистских начал в психологии рабочего. Однако, в отличии от предыдущей системы, она привязана не столько к экономическому содержанию заработной платы, сколько к нравственно-этическому аспекту отношений людей. Здесь особое внимание уделяется микроклимату в трудовом коллективе, налаживанию контактов с руководством предприятия, развитию состязательности, сотрудничеству, обмену опытом и т.д.

Система пожизненного найма характерна для японской экономики. Для нее особое значение имеют отношения патернализма, т.е. заботы, внимания руководителей фирмы по отношению к наемным работникам. При этом речь идет о заботе не столько о занятых на предприятии рабочих, сколько о их семьях и даже семьях ближайших родственников. Включенный в систему пожизненного найма работник не только сам оказывается обеспечен пожизненной работой на фирме, подобная стабильность занятости гарантируется всей его семье. Для семей работников строятся пансионаты, детские дома, школы, им представляются другие социальные блага. При нынешней экономической и социальной напряженности система пожизненного найма является важным фактором  экономической и социально-нравственной стабильности. В рамках этой системы предусматривается использование труда национальной квалифицированной рабочей силы.

Номинальная и реальная заработная плата. Размер заработной платы служит важным показателем уровня жизни населения, однако только по ее величине еще нельзя судить об экономическим и социальном благополучии народа. В связи с этим для характеристики уровня жизни, сопоставлению по этому показателю разных стран, а также разных категорий населения внутри страны используются понятия номинальной и реальной заработной платы.

 Номинальная заработная плата представляет собой сумму денег, которая начисляется и выплачивается работнику за его труд на предприятии или в учреждении. Она подразделяется на повременную и сдельную заработную плату.

Реальная заработная плата – это совокупность материальных благ и услуг, который работник может купить на свою номинальную заработную плату. Ее величина зависит от размера номинальной заработной платы и уровня цен на товары и услуги. Динамика реальной заработной платы находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной – уровня цен.

Тарифная система. Она применяется для организации заработной платы и ее дифференциации. Тарифная система – это совокупность нормативов, посредством которых государство (рынок) регулирует уровень заработной платы рабочих и служащих по отраслям и регионам страны в соответствии с их народнохозяйственным значением, а также внутри отдельных отраслей в зависимости от видов производства, квалификации работников, характера и условий их труда.    

 Тарифная система состоит из трех элементов:

    1. тарифная ставка – это установленный размер оплаты труда рабочего соответствующего разряда за час или день работы;
    2. тарифно-квалификационный справочник представляет собой нормативный документ, служащий для тарификации работ и присвоения квалификационных разрядов рабочим;
    3. тарифный коэффициент, характеризующий тарифную сетку, представляет собой отношение тарифной ставки того или иного разряда к тарифной ставке первого разряда, принимаемой за единицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Предпринимательская способность.

 

Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли.

Современное понимание предпринимательства сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.

Взгляды классиков явились одним  из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие, а в предпринимательстве - эксплуататорскую сущность. Лишь много позже на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали его решающее значение для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию, а Й. Шумпетер дал этому фактору современное его название - предпринимательство и определил основные функции предпринимательства:

  • создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
  • введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа  производства;
  • завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
  • использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
  • введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.

Для характеристики предпринимательства  как экономической категории  центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

Объект предпринимательства - наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. "Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отрасли с целью создания своей монополии или подрыва чужой" - Й. Шумпетер.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным  условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.

Вторым условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третье условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.

Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.

Современные экономисты трактуют прибыль  как вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства.

Прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т.д.). Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке.

Однако кроме бухгалтерских, явных  издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые фирма также должна учитывать при оценке экономических результатов своей деятельности. Это платежи за ресурсы, которыми владеет и которые использует фирма. Они получили название альтернативных издержек, т.е. издержек упущенных возможностей. Хотя фирма не выплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании данные ресурсы могли бы принести доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли фирмы. В этом случае мы получим экономическую (чистую) прибыль.

В условиях совершенной конкуренции, т.е. в статичной экономической  системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической  прибыли. Предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая войдет в полные издержки будет платой за его труд по организации и ведению дела. Такой доход - плата за управление в экономической теории получил название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное для него предложение о работе по найму.

Но вознаграждение фактора предпринимательства  происходит не только из нормальной прибыли, которая входит в экономические  издержки, но и из возможного излишка  дохода, превышающего явные и неявные  издержки, т.е. из экономической прибыли. Эти излишки образуются следующим образом. Рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: нехватка информации, концентрация производства в руках немногих фирм, выпуск новых, неизвестных ранее изделий - одним словом, экономики находится в состоянии непрерывного развития, динамического преобразования, что придает ей известную неопределенность. В основном такое состояние экономической системы обусловлено действиями предпринимателей, ищущих свои ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет к нарушению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то период одни предприниматели оказываются в более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить какие-то инновации, купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный рынок свою продукцию и т.д. Это порождает состояние неопределенности, в которой приходится искать правильные решения и т.д.

Информация о работе Факторы производства