Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: особенности его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения ОМС в России;
- раскрыть сущность ОМС в России;
- рассмотреть источники формирования бюджета ФОМС;
- рассмотреть основные направления использования средств ФОМС;
- представить основные направления дальнейшего развития ФОМС,

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1 Теоретические основы функционирования ФОМС……………………….
5
1.1 История возникновения ФОМС……………………………………
5
1.2 Взаимоотношения фонда при страховых отношениях…………..
7
1.3 Роль федерального ФОМС в экономике страны………………...
9
2 Анализ исполнения бюджета ФОМС ……………………………………..
12
2.1 Оценка формирования бюджета ФОМС………………………….
12
2.2 Анализ направлений расходования средств фонда………………
15
3 Перспективы развития федерального ФОМС…………………………….
19
Заключение…………………………………………………………………….
25
Список использованной литературы…………………………………………
28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пермский институт (филиал)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономического анализа и статистики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» на  тему:    

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: особенности его формирования

 

 

 

Выполнил студент 3 курса, группы ЭК– 32

Направление «Экономика»

профиль «Финансы и кредит»

Аброян Анна Агароновна

«_____» июня 2014 г.

_________________ (подпись студента)

Оценка ___________________________

«_____»____________________ 20__ г.

 

_______________________ И.Н. Главатских

 

 

 

 

 

 

Пермь  2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..

3

1 Теоретические основы функционирования  ФОМС……………………….

5

1.1 История возникновения ФОМС……………………………………

5

1.2 Взаимоотношения фонда при страховых  отношениях…………..

7

1.3   Роль федерального ФОМС в экономике страны………………...

9

2  Анализ исполнения бюджета ФОМС ……………………………………..

12

2.1  Оценка формирования бюджета  ФОМС………………………….

12

2.2  Анализ направлений расходования средств фонда………………

15

3  Перспективы развития  федерального ФОМС…………………………….

19

Заключение…………………………………………………………………….

25

Список использованной литературы…………………………………………

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

2013 год знаменателен для системы обязательного медицинского страхования двумя юбилеями: 20-летием образования фондов медицинского страхования и внедрением в практику закона о медицинском страховании в Российской Федерации и не менее важным событием - 100-летием начала обязательного страхования в России.

В настоящее время договорами об ОМС охвачено около 90% жителей РФ. В российской модели сочетаются бюджетное финансирование и ОМС, что позволяет ее охарактеризовать как бюджетно-страховую систему. Система ОМС как форма социальной защиты стала основным механизмом реформирования здравоохранения в стране.

К выполняемым ФФОМС задачам относятся финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь, установленных законодательством Российской Федерации. За счет средств обязательного медицинского страхования создаются и условия для выравнивания объема и повышения качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации, что является первостепенной задачей базовой программы обязательного медицинского страхования. В перечень задач системы обязательного медицинского страхования входит также обеспечение финансовой стабильности

Актуальность вопроса связана с продолжающим совершенствованием обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, которое невозможно без изучения социальных, экономических и политических предпосылок и опыта становления социального страхования в нашей стране. Цель настоящей работы заключается в изучении предпосылок и условий формирования обязательного медицинского страхования в России, анализе формирования доходов и расходов ФФОМС и направлений дальнейшего развития.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть историю возникновения  ОМС в России;

- раскрыть сущность ОМС в России;

- рассмотреть источники формирования бюджета ФОМС;

- рассмотреть основные направления использования средств ФОМС;

- представить основные направления  дальнейшего развития ФОМС,

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих между субъектами системы обязательного медицинского страхования по поводу формирования и распределения средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Объектом исследования выступают финансовые ресурсы ФОМС.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных авторов, посвященные исследованию проблем формирования и использования средств внебюджетных фондов, в том числе и фонда обязательного медицинского страхования, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации по медицинскому страхованию и социальному обеспечению,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОМС

 

1.1 История возникновения  ФОМС

 

Закон Российской империи «Об обеспечении рабочих на случай болезни» был принят 3 Государственной Думой 23 июня 1912 году и вступил в силу с января 1913 года. Его появлению предшествовала длительная и серьезная работа с преодолением разногласий, поиском компромиссов, с учетом динамично развивающейся политической обстановки в стране. Несомненно, большую роль в появлении этого закона сыграли революционные события 1905-1906 годов. Первый законопроект планировался к рассмотрению 1-й Государственной Думой уже в 1906 году, но она была распущена через три месяца от начала работы.

Застрахованным в больничных кассах полагались следующие пособия: пособия по болезни (в зависимости от наличия иждивенцев от 1/4 до 2/3 заработка); пособия по родам (от половины  до полного заработка); пособия по случаю смерти (от 20 до 30 среднедневных заработков).

Законом были установлены размеры страховых взносов. В основном рабочие платили взносы в размере от 1% до 2% от заработка, но в больничных кассах, где число застрахованных превышало 400 человек, разрешалось увеличить размер взноса до 3%. Точный размер взносов устанавливался на ежегодном общем собрании участников больничной кассы. Предприниматели были обязаны внести в кассу «приплату» в размере 2/3 от суммы, внесенной застрахованными рабочими. Таким образом, общий размер взносов составлял от 1,66% до 3,33% от фонда оплаты труда работников.

Принятие Государственной Думой закона о страховании рабочих в 1912 году явилось официальным началом отечественного медицинского страхования.

С установлением Советской власти произошло радикальное реформирование системы обязательного государственного медико-социального страхования. 30 октября 1917 года была принята Декларация Народного комиссариата труда "О введении полного социального страхования" [6, с.41].

26 февраля 1925 года на основании  Постановления Центрального исполнительного  комитета (ЦИК) и Совета Народных  Комиссаров (СНК) были произведены  следующие структурно-функциональные изменения в медико-социальном страховании:

-  четыре фонда социального  страхования были преобразованы  в два: фонд пенсий и других  пособий и фонд лечебной (медицинской) помощи застрахованным лицам;

-  установлен нормальный и  временный льготный страховой тариф для четырех групп предприятий-страхователей;

-  изменено подчинение созданных  фондов.

Произошло слияние кассовой и государственной медицины в бюджетно-страховую медицину. Введение бюджетно-страховой медицины характеризовалось ухудшением качества медицинского обслуживания застрахованных лиц.

На государственном уровне применялся остаточный принцип финансирования здравоохранения, а в медицинской отрасли использовались уравнительное финансирование медицинских учреждений и затратный механизм потребления бюджетных средств [9, с.116].

Попытка внести кардинальное изменение в стратегию и тактику развития государственной системы здравоохранения были предприняты XXYII съездом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Съезд КПСС в 1985 г. принял новую редакцию Программы КПСС и "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 года". В данных документах были определены конкретные пути развития здравоохранения, расширение научно медицинских исследований по прикладным проблемам, повышение качества медицинского обслуживания, укрепление реконструкции материально-технической базы медицинской отрасли в соответствии с новейшими достижениями науки и техники.

Новое возрождение медицинского страхования в Российской Федерации началось по прошествии 60 лет благодаря принятию 28 июня 1991 года Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" № 1499-1.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 

1.2 Взаимоотношения фонда  при страховых отношениях

 

Обязательное медицинское страхование осуществляется в форме договора между страхователем и страховой медицинской организацией (СМО). СМО в соответствии с действующим законодательством обязана защищать права и интересы застрахованных.

Основными вопросам организации системы обязательного медицинского страхования, призванными обеспечить выполнение Закона о медицинском страховании граждан Российской Федерации, являются:

- организация взаимодействия между  субъектами обязательного медицинского  страхования;

- организационно-методическое руководство  деятельностью территориальных  фондов обязательного медицинского страхования;

- разработка нормативной правовой  документации по вопросам организации  ОМС, в том числе Программы  государственных гарантий оказания  гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи;

- защита прав и законных интересов  граждан в системе ОМС, в том числе контроль объемов и качества оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС.

В качестве субъектов обязательного медицинского страхования Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) определены застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации и медицинские организации [1].

Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС [12, с.205].

В соответствии со статьей 11 Федерального закона страхователями для работающих граждан являются:

1) лица, производящие выплаты и  иные вознаграждения физическим  лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.

Страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования – являются  страховые организации, имеющие лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Для целей Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой [1].

Информация о работе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: особенности его формирования