Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: особенности его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения ОМС в России;
- раскрыть сущность ОМС в России;
- рассмотреть источники формирования бюджета ФОМС;
- рассмотреть основные направления использования средств ФОМС;
- представить основные направления дальнейшего развития ФОМС,

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1 Теоретические основы функционирования ФОМС……………………….
5
1.1 История возникновения ФОМС……………………………………
5
1.2 Взаимоотношения фонда при страховых отношениях…………..
7
1.3 Роль федерального ФОМС в экономике страны………………...
9
2 Анализ исполнения бюджета ФОМС ……………………………………..
12
2.1 Оценка формирования бюджета ФОМС………………………….
12
2.2 Анализ направлений расходования средств фонда………………
15
3 Перспективы развития федерального ФОМС…………………………….
19
Заключение…………………………………………………………………….
25
Список использованной литературы…………………………………………
28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Данные по ассигнованиям, предусмотренным на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования в 2011–2014 годах, приведены в таблице 3.

Таблица 3  - Данные по ассигнованиям, предусмотренным на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования

Основные показатели

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Утверждено Федеральным

законом от 30.11.2010г.

Удельный вес, %

Утверждено Федеральным

законом от 30.11.2011г.

Удельный вес, %

Утверждено Федеральным

законом от 03.12.2012г.

Удельный вес, %

Утверждено Федеральным

законом от 03.12.2012г.

Удельный вес, %

Расходы, всего, в т.ч.:

772,9

100

916,3

100

1 059,3

100

1 208,8

100

субвенции для финансового обеспечения организации ОМС на территориях субъектов РФ

496,2

64,2

611,5

66,7

985,4

93,0

1 154,6

95,5


 

В 2014 году Фонд продолжит финансирование:

- программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, нацеленных на повышение качества предоставляемой гражданам Российской Федерации медицинской помощи. На их реализацию планируется направить 52,7 млрд. рублей;

- единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. На эти цели будут направлены остатки средств на 1 января 2014 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, и средства нормированного страхового запаса Фонда;

- расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по оплате родовых сертификатов в сумме 19,03 млрд. рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в составе бюджета Фонда формируется нормированный страховой запас, который предполагается использовать на цели, установленные частью 1 статьи 5 Федерального закона, в том числе на поощрение страховых медицинских организаций и медицинских организаций за достижение наилучших показателей в своей деятельности [7, с.18].

 

 

 

3.   ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОМС

 

Перейдем теперь к рассмотрению совершенствования ОМС. В настоящее время основной проблемой системы обязательного медицинского страхования в РФ является недостаток финансирования, что связано в первую очередь с несбалансированностью программ обязательного медицинского страхования по видам и объемам медицинской помощи с размерами финансирования, невыполнение субъектами РФ своих обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме, отсутствие механизмов реализации этих обязательств, низкая управляемость системы обязательного медицинского страхования.

За все время существования системы обязательного медицинского страхования остается неразрешенной проблема перечисления взносов на обязательного медицинского страхования неработающего населения субъектами РФ.

Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

Результаты сборов страховых взносов и наличие задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость  значительной  работы по совершенствованию методов сбора страховых взносов.

Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.

В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. в рамках модернизации системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи предусмотрены следующие мероприятия, например, на 2010 – 2015 гг.:

- переход на экономически обоснованные тарифы медицинской помощи;внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;

- переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования;

- паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС.

Важное значение для модернизации ОМС имеет закон «Об обязательном медицинском страховании», который вступил в силу с 1 января 2011 года.

Данным «законом устанавливается минимальный размер платежа за неработающее население в систему ОМС». Эта мера с одновременным повышением ставок страховых взносов приведет к увеличению наполнения системы ОМС до 1,2-1,3 трлн. руб. в 2013-2015 гг. [9, с.117].

Также, начиная с мая 2011 года, гражданам выдаются полисы единого образца, которые  действуют на всей территории страны, что позволило получать бесплатную медицинскую помощь на всей территории страны, независимо от места прописки или места реального жительства. Другое новшество - приобретение человеком права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача.

Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности и они должны быть включены реестр ОМС.

Правда необходимо отметить, что небольшие компании не могут обеспечить работу по улучшению качества медицинских услуг, поэтому для повышения эффективности работы страховых медицинских организаций повышены требования к их уставному капиталу, минимальное значение которого с 1 января 2012 года увеличилось с 30 млн. до 60 млн. рублей, что определит естественный процесс сокращения и укрупнения компаний.

Важно отметить, что возрастает число негосударственных медицинских организаций в системе ОМС: в 2010 году участвовало 618 негосударственных медицинских организаций, в 2011 г. – 642, в 2012 г. – планируется 739. В 2013 году число негосударственных медицинских организаций, входящих в систему ОМС, будет значительно увеличено в связи с переходом на полный тариф [9, с.119].

В качестве одного из важнейших направлений развития ФОМС определена оптимизация финансово-экономической базы системы здравоохранения.

Другая важная задача – совершенствование программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В соответствии со ст.41 Конституции во всех государственных и муниципальных медицинских учреждениях медицинская помощь должна оказываться бесплатно.

С 2013 года осуществляется всеобщая диспансеризация населения, проводится экстракорпоральное оплодотворение, осуществлен переход скорой медицинской помощи на финансирование из системы обязательного медицинского страхования.

В настоящее время также активно развивается государственно-частное партнерство. В этом направлении немало сделано, в два раза увеличено количество частных учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования по программе государственных гарантий. Для работы в будущем году уже зарегистрировалось еще большее их количество - уже 17,5 % всех медицинских организаций, оказывающих бесплатную помощь - это частные организации.

Впервые в 2013 году в качестве норматива объема медицинской помощи установлены посещения с профилактической целью, нормативы по оказанию неотложной медицинской помощи. С 2014 года в целях развития медицинской реабилитации выделен норматив ее объема в специализированных больницах и центрах, отделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю медицинская реабилитация.

Объемы и нормативы финансирования медицинской помощи будут постепенно увеличиваться. К 2016 году подушевой норматив финансирования составит 12 642,1 рублей, что превысит норматив 2012 года на 65% (7 633,4 рублей).

С 2015 года базовая программа обязательного медицинского страхования увеличивается на 189 миллиардов. В 2014 году в сферу ОМС войдут 300 видов специализированной медицинской помощи, а суммарно к 2015 году – полторы тысячи видов специализированной медицинской помощи.

Кроме того, дополнительное финансирование позволит расширить контингент больных, которым оказывается высокотехнологичная  помощь и в 2014 году она дополнительно будет оказана почти 65 000 пациентов.

В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи ежегодно разрабатывается Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь

В соответствии с разделом «Критерии доступности и качества медицинской помощи» Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в субъектах Российской Федерации устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества, позволяющие оценить эффективность реализации территориальных программ государственных гарантий.

С точки зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они реально улучшают его положение в системе ОМС: не нужно платить за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит высокое качество медицинской помощи. С точки зрения общества административные затраты на ОМС станут окупаться, если эта система будет вносить существенный вклад в повышение эффективности функционирования здравоохранения.

Особенно важно привлечь население к различным формам общественного контроля за деятельностью медицинских учреждений. С этой целью необходимо начать создание общественных советов в медицинских организациях. Они призваны обеспечить максимальную гласность в отношении показателей деятельности учреждений (в том числе и выбор некоторых показателей), исключить чрезмерную их коммерциализацию, привить прозрачные формы распределения поступлений от платных форм обслуживания [8, с.117].

Столь же важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации уже давно существуют.

Федеральным фондом ОМС проводится анализ накопленного положительного опыта территориальных фондов, страховых медицинских организаций по популяризации системы ОМС в целом, проведении мероприятий, направленных на ознакомление граждан с основными нормативными правовыми актами по ОМС, правах на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества.

В рамках этой деятельности ФФОМС проводится информационно-разъяснительная работа в плане организации информирования граждан с использованием наглядных материалов (буклеты, плакаты), проведение выставок, семинаров, а также с использованием средств массовой информации (бесплатные газеты, общедоступные сайты) по размещению материалов, касающихся вопросов защиты прав граждан в системе ОМС.

Для усиления работы в данном направлении Федеральным фондом ОМС запланировано проведение ряда совещаний, круглых столов, конференций, посвященных данной проблематике.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Информация о работе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: особенности его формирования