Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:42, курсовая работа
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные задачи и цели которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации
Введение
На практике различают финансовую политику государства и субъектов хозяйствования. Финансовая политика государства направлена на выполнение им своих функций, а финансовая политика субъектов хозяйствования — на извлечение прибыли. Государственная финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, нацеленных на обеспечение устойчивого экономического роста, повышение качества жизни граждан и укрепление финансовой системы страны. Без эффективной финансовой политики невозможно осуществление государством своих социально-экономических, экологических, управленческих и оборонных функций.
Финансовая политика — емкое понятие, которое включает в себя более частные элементы: бюджетную, налоговую, таможенную, ценовую, инвестиционную и денежно-кредитную политику.
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные задачи и цели которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обуславливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.
1. Финансовая политика и ее сущность
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Таким образом, финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.
Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.
Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.
В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:
1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производственных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.
Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.
2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общественного и оборонного значения.
Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного перераспределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.
Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств.
3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.
4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов финансовых отношений. Он включает:
методы распределения национального дохода;
способы образования государственных бюджетных фондов (общегосударственного и региональных);
методы образования государственных целевых фондов;
виды платежей в бюджет и целевые фонды;
финансовое планирование и прогнозирование;
финансовый контроль.
5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Фискальная политика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).
Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве — это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют:
финансовое регулирование и стимулирование производства;
финансирование научно-технического прогресса;
страховая защита общественного производства.
Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.
2. Особенности финансовой политики в Российской Федерации в условиях рыночных отношений
В современной России определяющей является федеральная политика. Она строится на правительственных программных документах среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития страны, бюджетного и межбюджетного реформирования, бюджетных и иных посланиях Президента РФ и других стратегических документах.
Важнейшей стратегической целью современной финансовой политики является разработка и реализация эффективной системы полноценного финансового обеспечения и финансового стимулирования ускоренного стабильного экономического роста в стране, позволяющего в относительно короткие сроки выйти на лидирующие позиции в мировом экономическом пространстве и повысить благосостояние граждан.
В последние четыре года темпы роста ВВП в России составляли примерно 6% в год. По объему ВВП Россия входит сейчас в десятку наиболее развитых стран. Государственный долг России снизился до 10% ВВП — это один из самых низких уровней среди развитых стран. На базе государственно-частного партнерства создаются Венчурная компания, авиастроительная, судостроительная и другие корпорации. В 2007 г. в России впервые принят трехгодичный федеральный бюджет (2008-2010).
Бывший Стабилизационный фонд РФ разделен на два — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, но прежде часть его средств и других средств федерального бюджета решено направить на следующие цели: Банку развития, Инвестиционному фонду, Российской венчурной компании — 300 млрд руб.; Фонду реформирования ЖКХ — 250 млрд руб., в том числе на переселение из аварийного жилья — 100 млрд руб., на ремонт жилого фонда — 150 млрд руб.; на автодороги и благоустройство городов — 100 млрд руб.; Российской корпорации нанотехнологий — 180 млрд руб.; на развитие фундаментальной науки 89 млрд руб.; на развитие библиотечного дела — 20 млрд руб.
Несмотря на достигнутые успехи, в области финансов остается много проблем, которые требуют корректировки финансовой политики:
рост ВВП достигается преимущественно за счет добывающих отраслей и отраслей первичной переработки природного сырья;
сохраняется высокая зависимость государственных финансов от нефтегазовых доходов;
средства Инвестиционного фонда РФ направляются опять же в основном на инвестиционную поддержку государственных сырьевых компаний («Газпром», «Роснефть» и др.);
сохраняется практика построения бюджета преимущественно от доходов с характерными для него искусственным профицитом и избыточными финансовыми резервами, не используемыми в интересах развития национальной экономики;
застопорилась пенсионная реформа (средняя пенсия не покрывает стоимости прожиточного минимума, не работает накопительная система, снижается коэффициент среднего размера трудовой пенсии к средней заработной плате с 31% в 2002 г. до 24% в 2007 г., при том что его минимальный размер, принятый в развитых странах, ‒ 40%, растет дефицит бюджета ПФР);
сохраняется низкий уровень оплаты труда основной массы работников.
Рассмотрим направления совершенствования государственной финансовой политики в России, основанные на концепции «экономики потребления» - современной модификации неокейнсианской школы регулирования спроса с элементами концепции «экономики предложения» (неокейнсианского направления, ориентированного на регулирование предложения), с учетом особенностей современной России.
Необходимость разработки и реализации в России модели экономики, ориентированной на потребление, а в ее составе — финансовой политики «экономики потребления», назрела давно. Последняя представляет собой политику финансового стимулирования эффективного потребительского (производственного и личного) спроса, т.е. спроса, вызывающего реальный рост потребления и предложения (производства) товаров и услуг. Иначе говоря, эффективный потребительский спрос — это платежеспособный спрос, реализованный в потреблении, вызывающий адекватный рост предложения (производства) товарной массы.
Государственная финансовая политика «экономики потребления» включает расходную, доходную (в том числе налоговую) и инвестиционную политику.
Приоритетами расходной политики в рамках реализации концепции «экономики потребления» должны стать:
построение бюджетов, бюджетного процесса и всего государственного финансового хозяйства на расходном принципе, т.е. от расходов;
разработка государственных (федеральных и региональных) социальных нормативов и стандартов и финансирование социальных расходов на их основе;
планирование и финансирование расходов по результативным показателям на основе программно-целевого метода;
расширение практики применения рыночно ориентированных форм и методов финансирования расходов, нацеленных на стимулирование экономического роста и изменение структуры личного потребления и платежеспособного спроса;
повышение эффективности расходов и финансирования ЖКХ, дорожного хозяйства и других инфраструктурных отраслей;
создание эффективной и справедливой пенсионной системы и системы медицинского страхования, а также повышение эффективности бюджетных расходов внебюджетных фондов.
Переход к построению государственного финансового хозяйства, а в его составе — бюджетов и бюджетного процесса по принципу от расходов имеет стратегическое значение и выступает центральным звеном новой финансовой политики государства. В соответствии с расходной концепцией функционирования государственного финансового хозяйства в первую очередь определяется объем общественных благ и государственных расходов на их финансирование, затем — цена этих благ для общества (объем налоговых платежей с учетом неналоговых доходов), после чего осуществляется поиск доходных источников. Иначе говоря, государство должно предъявлять свой спрос на налоги с учетом фактического предложения общественных благ (в их оценке по сумме государственных расходов). Такой подход в большей степени соответствует рыночной экономике, нежели принцип построения бюджета от доходов, о чем свидетельствует финансовая практика дореволюционной России и многих современных рыночно развитых стран. Уместно вспомнить слова известного русского финансиста А.И. Буковецкого о том, что в государственном финансовом хозяйстве решающее значение имеют не доходы, а расходы, поскольку в случае необходимости государство может увеличить свои доходы за счет средств частного хозяйства[1].
Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации