Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:42, курсовая работа
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные задачи и цели которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации
развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере (нанотехнологии, коммуникационные технологии и т.д.), создание Венчурной компании и Банка развития (последние находятся в стадии становления), финансирующих и кредитующих рисковые инновационные и другие инвестиционные проекты;
развитие рыночных форм государственно-частного инвестиционного партнерства (деловое участие, софинансирование, создание совместных корпораций, государственные гарантии и др.) в приоритетных отраслях экономики (авиастроение, судостроение, деревоперерабатывающая промышленность, отдельные отрасли военно-промышленного комплекса);
переориентация средств Инвестиционного фонда РФ исключительно на инвестиционные проекты отраслей перерабатывающей промышленности;
разработка механизмов эффективного инвестиционного взаимодействия Венчурной компании (Венчурного фонда), Банка развития и Инвестиционного фонда РФ;
полноценная прямая и косвенная бюджетная поддержка инновационных и научно-технических малых предприятий, привлечение малого бизнеса к государственным инвестиционным программам;
разработка программы развития социальных инвестиций и ускоренного развития строительства социального жилья.
3. Направления совершенствования финансовой политики России
В настоящее время ожидается создание государственного страхового фонда для страхования финансовых вложений, а также отработка механизма инвестирования, при котором должны быть сведены до минимума финансовые риски инвесторов.
Сравнивая законодательства стран ближнего зарубежья (бывших союзных республик), можно отметить, что при сходстве многих формулировок в ряде стран принят режим большого благоприятствования иностранным инвестициям по сравнению с российскими условиями. Например, законодательства таких стран, как Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения, предусматривают полное или частичное освобождение от налога на прибыль в первый год эксплуатации совместного предприятия. На Украине, а Казахстане, Литве, Эстонии предусмотрено снижение его в последующий период.
В некоторых государствах предусмотрены таможенные льготы для совместных предприятий (тарифные — Россия, Украина, Туркмения, Молдавия, Эстония и нетарифные — Молдавия). Все эти меры направлены на компенсацию последствий неблагоприятного инвестиционного климата в этих странах и косвенную подстраховку иностранных инвестиций от избыточного риска.
При дальнейшем развитии инвестиционной деятельности в России следует руководствоваться не только соображениями высокой рентабельности инвестиционных проектов, но и политическими интересами. Россия является богатой страной, несмотря на серьезные экономические потрясения последнего века. Она располагает огромными природными богатствами, к которым нужно относиться бережно и тратить разумно. Немалую роль в этом должны сыграть иностранные инвестиции. Страны Западной Европы заинтересованы в финансировании ресурсных отраслей России, так как целью этой политики является получение дешевых энергоносителей. Прежде чем принимать такую помощь, следует самым тщательным образом просчитать все возможные финансовые последствия для России. Вместе с тем необходимо ориентироваться на вложение капитала российских фирм в экономику других государств. Результаты таких вложений могут оказать позитивное влияние на экономическое положение России в мире и способствовать развитию отечественных предприятий. Дальнейший рост экономики России возможен лишь в случае активизации инвестиций в инновационные проекты предприятий различных отраслей народного хозяйства, предусматривающие развитие научно-технического прогресса.
Реализация ликвидных ценных бумаг в целях увеличения собственного капитала промышленных предприятий в настоящее время может быть серьезным источником формирования капитала предприятия, в отличие от первого этапа приватизации, через акционирование, когда акции предприятий реализовывались в основном в обмен на приватизационные чеки. Второй этап приватизации вносит существенные коррективы.
В настоящее время все большее значение приобретает оценочная деятельность для определения рыночной стоимости имущества организаций, правовые основы которой прописаны в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В этом законе даны определения оценочной деятельности и рыночной стоимости объекта оценки, установлен перечень объектов оценки.
Под оценочной деятельностью понимается деятельность по определению рыночной оценки или иной стоимости объектов.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Переоценку основных фондов до 1998 г. организации проводили преимущественно с применением среднегрупповых индексов, установленных Госкомстатом России в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Теперь они имеют право самостоятельно один раз в год проводить переоценку основных фондов. Кроме того, организации имеют право применять метод прямого пересчета стоимости основных фондов по рыночным ценам. Возникающая при этом разница в стоимости основных средств относится на добавочный капитал предприятия.
Переоценка основных производственных фондов, проводимая с 1 января 1998 г. независимо от форм собственности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 522 «Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценки основных фондов», приводит к значительному росту стоимости реального капитала, которым владеют промышленные предприятия. Это связано с тем, что переоценка производится путем индексации балансовой стоимости основных фондов в соответствии с индексом инфляции. У предприятий возникает возможность под разницу между балансовой стоимостью основных фондов и их рыночной стоимостью провести дополнительную эмиссию ценных бумаг (акций). При хорошей рекламной компании акции можно размещать среди массовых инвесторов.
Крупных инвесторов привлекает продажа пакетов акций, принадлежащих государству, на открытых инвестиционных конкурсах.
Порядок проведения и организации инвестиционных конкурсов разработан в Положении «Об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий». Под приватизацией по инвестиционному конкурсу понимается продажа в частную собственность принадлежащих государству пакетов акций акционерных обществ.
В инвестиционном конкурсе, который может быть открытым по составу участников и закрытым по форме подачи заявок, могут принимать участие физические и юридические лица, включая иностранных инвесторов.
Критерием выбора победителя является максимальный объем инвестиций, определяемый как общая величина инвестиций, дисконтированная с учетом срока осуществления инвестиций по ставке рефинансирования Банка России, действующей на дату подведения итогов конкурса.
К обязательным условиям конкурса относят:
осуществление объемов предложенных инвестиций в срок не более трех лет с момента заключения договора купли-продажи;
внесение в течение месяца с момента заключения договора купли-продажи не менее 20% общего объема инвестиций на расчетный счет предприятия-эмитента, в том числе 0,5% этой суммы в равных долях на счета соответствующего комитета по управлению имуществом и фонда имущества;
оплату приобретаемого пакета акций по номинальной стоимости;
соблюдение сроков внесения инвестиций, предусмотренных планом приватизации предприятия как дополнительное требование.
С точки зрения привлечения крупных инвестиций целесообразно создать благоприятные условия для скупки акций у трудового коллектива предприятия, распределенных на льготных условиях на первом этапе приватизации. Процесс скупки акций у работников предприятий крупными инвесторами идет не первый год, но носит пока полулегальный характер, в то время как объективно именно крупные держатели акций заинтересованы в инвестициях на долгосрочной основе, чтобы избежать банкротства предприятий.
Одно из возможных направлений преодоления инвестиционного спада — привлечение иностранного капитала. Иностранный капитал привлекают в Россию такие особенности, как огромный потенциальный рынок в сочетании со значительными запасами ископаемых и сырья, все еще не имеющих реальной рыночной стоимости, высокий профессиональный и квалификационный уровень рабочей силы. Расширение торговли и иностранных инвестиций могло бы привлечь в Россию современные технологии, продукцию и ноу-хау для решения важнейших проблем структурной перестройки экономики и одновременно привести к появлению новых рабочих мест и возможностей для развития экономики стран Западной Европы и США как в ближайшее время, так и на длительную перспективу.
Причинами, препятствующими иностранным инвестициям, являются:
нестабильность и неопределенность в законодательстве, особенно огромные и непредсказуемые изменения в налогообложении;
неопределенность владения, особенно природными ресурсами, связанная со спорами с органами управления различных уровней;
нестабильность финансовой системы, усугубляемая банкротствами банков и дефицитом платежеспособности;
высокая стоимость и сложность организации офисов, серьезные визовые ограничения и трудности в передвижении по стране из-за слабо развитой сети дорог и транспорта;
серьезные проблемы инфраструктуры. Слабая инфраструктура транспорта и телекоммуникаций также препятствует развитию торговли и инвестиций. Отсутствие культуры бизнеса в России в период становления рыночной экономики также является тормозом, поскольку различное понимание многих сторон бизнеса (например, интеллектуальной собственности, показателей оценки бизнеса и т.п.) вызывает непонимание сторон (иностранные предприниматели рассматривают соотношение затрат и доходов прежде чем сделать значительные инвестиции, а российские предприниматели чаще всего рассматривают количественные показатели выхода продукции независимо от затрат и доходов);
скудность коммерческой и рыночной информации — серьезный недостаток российского рынка, особенно для малых и средних компаний. Мало региональной информации о местных ресурсах, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуре, о наличии валюты или товаров, доходах населения. Недостаток коммерческой и рыночной информации серьезно затрудняет поиск и оценку потенциальных деловых партнеров, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Иностранные компании отмечают, что ведение дел чрезвычайно затрудняется полным отсутствием информации о деловой репутации российских партнеров;
невозможность финансовой и коммерческой поддержки со стороны правительства США и стран Западной Европы из-за финансового кризиса.
Все перечисленные факторы обуславливают значительный риск инвестиций в Россию, что резко снижает их эффективность. По данным Коммерческого департамента США, компании осознают большой риск и необходимость больших затрат, но не связывают эти затраты с получением больших прибылей. По мнению специалистов, если правительство России заинтересовано в иностранных инвестициях, то необходимо предпринять ряд мер, направленных на уменьшение риска инвестиций. В том числе:
a) предоставить гарантии на контракты;
b) при крупных инвестициях решить вопросы владения и ответственности за выполнение контрактов. Многие компании готовы к крупным инвестициям, особенно в сырьевые отрасли, при условии, если ими будут получены гарантии со стороны правительства России и своего правительства;
c) установить долговременный налоговый режим, поскольку инвестиции, выгодные при одной налоговой ставке, становятся убыточными, если налоговые ставки повышаются;
d) обеспечить большую надежность банковской системы, включая деятельность иностранных банков на территории России;
e) решить проблему существующего платежного баланса, так как многие компании, имевшие дело с Россией, не желают продолжать свой бизнес до тех пор, пока не получат причитающиеся им долги или пока эти долги не будут по крайней мере подтверждены и оговорены условиями их погашения;
f) решить юридические вопросы подписания контрактов, выдачи лицензий и т.д.;
g) сделать более доступными законы и постановления России и обеспечить их публикацию в специально предназначенных для этого изданиях;
h) обеспечить надежный механизм возвращения прибылей, заработанных иностранными компаниями и совместными предприятиями, поскольку ни одна фирма не будет рисковать собственными средствами, если она не может рассчитывать на прибыль от этих вложений. Должны быть созданы условия свободного возвращения прибыли и появиться уверенность, что возможность ее возвращения не будет ликвидирована или пересмотрена.
Создание стабильной рыночной экономики, разработка законодательной базы, включая права собственности, требуют времени. Однако макроэкономическая стабильность необходима, и Правительство РФ принимает меры по уменьшению неопределенности и снижению риска инвестиций, чтобы таким образом расширить приток иностранных инвестиций.
На уровне государственной финансовой политики, направленной на привлечение иностранного капитала, есть понимание того, что иностранные инвесторы рассчитывают величину риска вложения капитала в страну для определения «премии» за риск. Экспертная оценка риска вложения капитала в страну проводится по нескольким направлениям.
Риск с точки зрения активов учитывает возможности политики национализации и экспроприации, привлечения финансовых ресурсов в стране, гарантии прав патентов, лицензий и контрактов.
Риск с точки зрения предпринимательского климата учитывает:
политическую стабильность;
отношение общественности к иностранным инвестициям;
законодательство, регулирующее права собственности;
обстановку в стране;
правовое регулирование в целом;
государственное вмешательство в управление предприятиями;
Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации