Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:10, доклад

Краткое описание

Финансовая система России- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система России.docx

— 16.30 Кб (Скачать файл)

Финансовая система России- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.  
Финансовая система РФ включает в себя:  
  1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;  
  2. Внебюджетные специальные фонды;  
  3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к  
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);  
  4. Фонды страхования (имущественного и личного);  
  5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.  
      Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).   
     Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.   
     Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Рассмотрим отдельные  звенья финансовой системы более  подробно. 

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.  

Основной целью бюджетной системы  является перераспределение валового внутреннего продукта для финансового  обеспечения решения ключевых экономических, социальных, культурных и политических задач государства. В рассматриваемом  звене наиболее полно проявляются  все функции финансов одновременно: посредством таких инструментов, как налоги, акцизы, таможенные пошлины  и пр. осуществляется перераспределение  ВВП, а целый ряд государственных  органов (Казначейство, Федеральная  налоговая служба, Счетная палата РФ и пр.) организуют систему контроля над таким распределением. 

Государственный и муниципальный  кредит выражает совокупность экономических  отношений между государством или  муниципальными органами власти, с  одной стороны, и другими экономическими субъектами – с другой, по поводу привлечения фондов денежных средств, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения, в результате чего Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование могут выступать в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К основным задачам государственного кредита можно отнести: финансирование бюджетного дефицита; проведение международной и региональной финансово-кредитной политики; поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности. 

В последние годы особое значение в финансовой системе России стали  играть финансы государственных  и муниципальных предприятий, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании.  

Деятельность государственных  корпораций регламентируется ст.71.1 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Государственной корпорацией  признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Первой государственной корпорацией стала  ГК «Агентство по страхованию вкладов». В последние годы для реализации наиболее важных программ развития экономики  и социальной сферы было создано  около десятка государственных  корпораций, среди которых отметим  Российскую корпорацию нанотехнологий, ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, ГК «Ростехнологии», ГК по атомной энергии «Росатом», Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства. 

Государственные корпорации обладают целым рядом особенностей: 1. создаются  на основании федерального закона; 2. имущество, переданное государственной  корпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации, в результате чего контроль за имуществом выведен  из под надзора Счётной палаты; 3. государственные корпорации по своему статусу отличны как от ОАО с преобладающим государственным участием (на них не распространяются положения о раскрытии информации), так и от государственных унитарных предприятий (они выведены из под контроля ряда государственных органов); 4. государственные корпорации подотчетны только Правительству РФ, в то время как другие органы государственной власти местного самоуправления не вправе вмешиваться в их деятельность. 

Другой разновидностью государственного участия в функционировании децентрализованных финансов являются унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В Российской Федерации создаются  и действуют два вида унитарных  предприятий:

- унитарные предприятия, основанные  на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие  и государственное предприятие  субъекта Российской Федерации,  муниципальное предприятие;

- унитарные предприятия, основанные  на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие,  казенное предприятие субъекта  Российской Федерации, муниципальное  казенное предприятие. 

Несмотря на значительную долю государственного сектора в экономике любого государства, и России в том числе, ведущую  роль в создании валового внутреннего  продукта играют, тем не менее, финансы  коммерческих предприятий. 

Финансы коммерческих предприятий  – это система экономических  отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности. Роль финансов коммерческих организаций в функционировании финансовой системы страны заключается в том, что они являются: основным источником образования централизованных денежных фондов; главным направлением регулирующих действий государственных органов власти; ведущим источником образования финансовых ресурсов домашних хозяйств; основой для организации непрерывного процесса удовлетворения общественных потребностей; ключевым звеном в распределении и потреблении произведенного валового продукта. 

Финансы некоммерческих организаций  это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в процессе реализации социальных, общественных, образовательных, религиозных и иных задач, не связанных с извлечением прибыли. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в рамках решения поставленных перед ней задач. 

Финансы домашних хозяйств – система  формирования и использования денежных доходов отдельных групп лиц, проживающих в одном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместного потребления и накопления. Специфика финансов домашних хозяйств состоит в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством, которое обладает небольшим инструментарием их регулирования. 

Финансы индивидуальных предпринимателей совмещают в себе особенности  финансов коммерческих организаций  и личные финансы, при этом акцент смещается в сторону коммерческих финансов, поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей связана, в первую очередь, с коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли  на свой страх и риск.


Информация о работе Финансовая система России