Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:10, доклад
Финансовая система России- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система России- совокупность финансовых институтов,
каждый из которых способствует образованию
и использованию соответствующих денежных
фондов, и государственных органов и учреждений,
осуществляющих в пределах своей компетенции
финансовую деятельность. Наличие различных
институтов внутри финансовой системы
обусловлено тем, что финансы охватывают
своим воздействием всю экономику страны
и социальную сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1.Государственную бюджетную систему,
состоящую из федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации и бюджетов местного
самоуправления;
2. Внебюджетные специальные фонды;
3. Государственный и банковский кредит
(все вышеозначенные институты относят
к
централизованным финансам, которые используются
для регулирования экономики и социальных
отношений на макроуровне);
4. Фонды страхования (имущественного
и личного);
5. Финансы хозяйствующих субъектов и
отраслей, относящиеся к децентрализованным
финансам, которые используются для регулирования
и стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов
РФ Министерство финансов РФ, которое
является исполнительным органом, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики и осуществляющим
общее руководство организацией финансов
в РФ. Функции финансовой деятельности
выполняют также органы государственного
управления РФ и субъектов РФ в рамках
отнесенных к их компетенции сфер управления.
При этом существует система органов,
специально созданная для управления
финансами и осуществления контроля в
данной сфере, - это система финансово-кредитных
органов (в нее входят Министерство финансов
РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Систему кредитных учреждений возглавляет
Центральный банк РФ, который является
органом государственного управления
и осуществляет государственное руководство
в области банковской деятельности. Счетная
палата РФ является органом финансового
контроля за своевременным исполнением
всех статей федерального бюджета.
Федеральное казначейство контролирует
проведение бюджетной политики в целом.
Министерство РФ по налогам и сборам входит
в систему центральных органов государственного
управления. Таможенная служба является
источником пополнения государственной
казны, и возглавляет ее Государственный
таможенный комитет.
Рассмотрим отдельные звенья финансовой системы более подробно.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Основной целью бюджетной
Государственный и муниципальный кредит выражает совокупность экономических отношений между государством или муниципальными органами власти, с одной стороны, и другими экономическими субъектами – с другой, по поводу привлечения фондов денежных средств, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения, в результате чего Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование могут выступать в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К основным задачам государственного кредита можно отнести: финансирование бюджетного дефицита; проведение международной и региональной финансово-кредитной политики; поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности.
В последние годы особое значение в финансовой системе России стали играть финансы государственных и муниципальных предприятий, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании.
Деятельность государственных
корпораций регламентируется ст.71.1 ФЗ
от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях». Государственной корпорацией
признается не имеющая членства некоммерческая
организация, учрежденная Российской
Федерацией на основе имущественного
взноса и созданная для осуществления
социальных, управленческих или иных
общественно полезных функций. Первой
государственной корпорацией
Государственные корпорации обладают целым рядом особенностей: 1. создаются на основании федерального закона; 2. имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации, в результате чего контроль за имуществом выведен из под надзора Счётной палаты; 3. государственные корпорации по своему статусу отличны как от ОАО с преобладающим государственным участием (на них не распространяются положения о раскрытии информации), так и от государственных унитарных предприятий (они выведены из под контроля ряда государственных органов); 4. государственные корпорации подотчетны только Правительству РФ, в то время как другие органы государственной власти местного самоуправления не вправе вмешиваться в их деятельность.
Другой разновидностью государственного участия в функционировании децентрализованных финансов являются унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В Российской Федерации создаются и действуют два вида унитарных предприятий:
- унитарные предприятия,
- унитарные предприятия,
Несмотря на значительную долю государственного сектора в экономике любого государства, и России в том числе, ведущую роль в создании валового внутреннего продукта играют, тем не менее, финансы коммерческих предприятий.
Финансы коммерческих предприятий – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности. Роль финансов коммерческих организаций в функционировании финансовой системы страны заключается в том, что они являются: основным источником образования централизованных денежных фондов; главным направлением регулирующих действий государственных органов власти; ведущим источником образования финансовых ресурсов домашних хозяйств; основой для организации непрерывного процесса удовлетворения общественных потребностей; ключевым звеном в распределении и потреблении произведенного валового продукта.
Финансы некоммерческих организаций это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в процессе реализации социальных, общественных, образовательных, религиозных и иных задач, не связанных с извлечением прибыли. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в рамках решения поставленных перед ней задач.
Финансы домашних хозяйств – система формирования и использования денежных доходов отдельных групп лиц, проживающих в одном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместного потребления и накопления. Специфика финансов домашних хозяйств состоит в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством, которое обладает небольшим инструментарием их регулирования.
Финансы индивидуальных предпринимателей
совмещают в себе особенности
финансов коммерческих организаций
и личные финансы, при этом акцент
смещается в сторону