Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:59, научная работа

Краткое описание

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое планирование и прогнозирование.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Сценарные условия разрабатываются, как правило, в двух вариантах (ожидаемом и базовом) исходя из прогнозируемого и из базового уровня цены на нефть. Сценарные условия разрабатываются Министерством экономического развития и торговли РФ, рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Правительством РФ. Представляемые в Правительство РФ Министерством экономического развития и торговли РФ сценарные условия должны соответствовать проекту сценарных условий, с учетом которого осуществлялась разработка основных направлений налоговой и таможенной политики и основных показателей перспективного финансового плана, рассмотренных и согласованных Бюджетной комиссией.

На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики. Основные показатели перспективного финансового плана разрабатываются с целью определения общего объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на исполнение расходных обязательств Российской Федерации в плановом периоде при заданных сценарных условиях. Делается не менее, чем два варианта расчета. В составе перспективного финансового плана в качестве самостоятельного раздела представлены основные параметры федерального бюджета. Состав показателей данного раздела приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Перспективный финансовый план Российской Федерации на ____ - ____ годы

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

(млрд руб.)

Показатели

Отчетный

Текущий

Плановый период

 

год

год

1-й год

2-й год

3-й год

Федеральный бюджет

         

Доходы

         

Расходы – всего

         

   в том числе межбюджетные трансферты

         

   из них:

         

         бюджетам других уровней

         

         государственным внебюджетным  фондам

         

Профицит (+), дефицит (-)

         

   Фонд будущих поколений

         

Средства на начало года

         

Поступления

         

Использование(включая долгосрочное погашение внешнего долга РФ)

         

Средства на конец года

         

Пенсионный фонд Российской Федерации

         

Доходы без межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

         

Доходы с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

         

Расходы

         

Профицит (+), дефицит (-)

         

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

         

Доходы без межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

         

Доходы с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

         

Расходы – всего

         

    в том числе межбюджетные трансферты

    территориальным  фондам обязательного 

    медицинского  страхования

         

Профицит (+), дефицит (-)

         

Фонд социального страхования Российской Федерации

         

Доходы без межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

         

Доходы с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

         

Расходы

         

Профицит (+), дефицит (-)

         

Государственный долг Российской Федерации

         

На начало года – всего

         

    в том числе:

         

            внешний

         

            внутренний

         

Наконец года - всего

         

    в том числе:

         

            внешний

         

            внутренний

         

Справочно:

         

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды

         

Доходы без межбюджетных трансфертов

         

Доходы с учетом межбюджетных трансфертов

         

Расходы

         

Профицит (+), дефицит (-)

         

Итого по бюджетной системе Российской Федерации

         

Доходы

         

Расходы

         

Баланс

         

Государственный и муниципальный долг

         

 

Основные направления долговой политики содержат анализ и прогноз объема и структуры государственного долга Российской Федерации, обоснование предложений по объемам заимствований на внутреннем и внешнем рынках, оценку стоимости обслуживания и объемов погашения государственного долга Российской Федерации в плановом периоде. Основные показатели перспективного финансового плана и основные направления долговой политики разрабатываются Министерством финансов РФ, рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Правительством РФ с внесением им в случае необходимости изменений в основные направления налоговой и таможенной политики и (или) в сценарные условия.

На третьем этапе разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана. Проект разрабатывается Министерством финансов РФ, рассматривается Бюджетной комиссией и одобряется Правительством РФ.

При разработке проекта федерального бюджета Министерством финансов РФ могут быть подготовлены предложения (в части, касающейся расходов  инвестиционного характера, - согласованные с МЭРТ РФ) о внесении изменений в одобренный Правительством РФ перспективный финансовый план в связи с уточнением основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Указанные предложения рассматриваются Бюджетной комиссией и Правительством РФ одновременно с рассмотрением проекта федерального бюджета.

В случае внесения в проект федерального бюджета при его рассмотрении Государственной думой Федерального собрания РФ изменений, влекущих за собой возникновение расхождений с показателями утвержденного перспективного финансового плана, Министерство финансов РФ представляет в Правительство РФ предложения о внесении соответствующих изменений в утвержденный перспективный финансовый план.

Разработка проекта федерального бюджета. Исходной базой для разработки проекта федерального бюджета, прежде всего, являются: (а) Бюджетное послание Президента РФ; (б) перспективный финансовый план; (в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год. Проект федерального бюджета разрабатывается в три этапа.

На первом этапе формирования проекта федерального бюджета разрабатываются основные характеристики федерального бюджета в составе показателей перспективного финансового плана на очередной год, а также основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Порядок разработки основных параметров прогнозов на среднесрочную перспективу и на очередной год определяется Правительством РФ. Министерство финансов РФ доводит до субъектов бюджетного планирования одобренные Правительством РФ в составе перспективного финансового плана предельные объемы бюджетов субъектов бюджетного планирования на очередной год и плановый период (включая распределенные МЭРТ РФ предельные объемы расходов инвестиционного характера). Одновременно Министерство финансов РФ направляет субъектам бюджетного планирования методические указания по формированию бюджетных проектировок на очередной год.

На втором этапе субъекты бюджетного планирования в соответствии с методическими указаниями Министерства финансов РФ распределяют предельные объемы своих бюджетов на очередной год по главным распорядителям средств федерального бюджета, статьям функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ, бюджетным целевым программам и представляют указанное распределение, а также иные документы и материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, в Министерство финансов РФ. В части, касающейся расходов инвестиционного характера, а также государственного оборонного заказа, указанное распределение подлежит согласованию с МЭРТ РФ.

На третьем этапе Министерство финансов РФ на основе представленных субъектами бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует проект федерального бюджета и прилагаемые к нему материалы и после рассмотрения Бюджетной комиссией вносит их в Правительство РФ. Параметры проекта должны соответствовать основным показателям перспективного финансового плана. При необходимости корректировки ранее одобренных Правительством РФ основных показателей перспективного финансового плана Министерство финансов РФ вносит соответствующие предложения в Бюджетную комиссию и в Правительство РФ.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз – это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование – это, прежде всего, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъектами финансовой системы.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие: (1) методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.); (2) методы обработки пространственных и временных совокупностей; (3) методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста; (4) методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

2. Планирование на уровне  хозяйствующего субъекта

Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли. Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы: (1) Каков размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь? (2) Каким образом будет использоваться этот капитал? (3) Может  ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы и если нет, то каковы возможные источники привлечения финансовых ресурсов? (4) На какие уровни поступления денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

Главными функциями текущего планирования являются: (1) определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления производственной, инвестиционной, маркетинговой, научно-проектной и изыскательской деятельности, а также социальных проектов; (2) планирование себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг); (3) планирование денежных потоков; (4) планирование (прогнозирование) прибыли от деятельности предприятия в целом; (5) планирование доходности инвестиций.

Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только горизонтом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Как уже отмечено выше, финансовой планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и т. д. Выделяют следующие этапы финансового планирования: (1) исследование финансовых результатов деятельности предприятия; (2) разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов; (3) определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий; (4) прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе, собственных источников и внешних источников финансирования; (5) создание и поддержание системы управления финансами предприятия; (6) разработка процедур оперативного изменения сформированных планов.

Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, представляющих собой по сути модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т. д. Существуют разные подходы как к технике разработки бизнес-плана, так и к степени детализации, глубине проработки, структуры бизнес-плана. Однако, независимо от того, как решаются указанные выше вопросы, неотъемлемой частью бизнес-плана выступает финансовый план, в котором планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены в стоимостных показателях.

Финансовый план выступает в качестве инструмента финансового обеспечения всей деятельности предприятия и одновременно характеризует финансовые результаты этой деятельности. Финансовый раздел в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основным направлениям:

  • разработка проектных показателей освоения рынков и предполагаемого объема продаж;
  • расчет различных видов себестоимости (полной, усеченной, в том числе производственной, прямой и др.); здесь важное значение имеет учет затрат, связанных с маркетинговыми исследованиями, рекламой, основанием рынков;
  • проектирование годовых потоков денежных средств и определение финансовых результатов, что предполагает прогнозы динамики поступления выручки, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, оптимизацию налоговых платежей и т. п.; расчеты по прибыли должны согласовываться с текущим и перспективным потенциалов предприятия, а также с ограничениями, которые определяются в других разделах бизнес-плана;
  • определение необходимых размеров инвестиций, источников финансовых ресурсов по расширению производства, их эффективности и воздействия на прибыль.

При разработке финансового раздела бизнес-плана необходимо учитывать, что предприятиям различных отраслей, сфер деятельности присущи специфические финансовые характеристики. Для одних типичным может быть относительно высокая задолженность по краткосрочным займам, для других – по долгосрочным. Может быть разной и оборачиваемость активов и отдельных их элементов, и рентабельность, и эффективность использования имеющихся у предприятия средств.

Информация о работе Финансовое планирование