Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:59, научная работа
Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации в части, связанной с получением и использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, либо связанные с использованием или управлением федеральной собственностью, а также с предоставлением им федеральными органами налоговых, таможенных и иных льгот. Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использованием иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям.
Задачами Счетной палаты являются:
Счетная палата проводит предварительные, текущий и последующий контроль исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также использования и управления государственной собственностью независимо от того, находятся ли они под частным или государственным контролем. Новым направлением деятельности Счетной палаты является осуществление аудита эффективности. Аудит эффективности или аудит «надлежащей отдачи от вложенных средств» рассматривает использование государственными организациями ресурсов, предоставленных им для осуществления правительственной политики, программ и проектов. В аудитах эффективности может осуществляться проверка правительственных расходов, например, на закупки товаров и услуг. В ходе аудита обычно изучают вопросы экономичности, эффективности и результативности, но избегают комментировать лежащие в их основе политические решения. При проведении аудита эффективности используется целый ряд различных методологий диагностики и анализа, таких как сопоставление исходных показателей процесса и результативности, статистический анализ, опросы, мета-анализ и другие. Наиболее сложным вопросом проведения аудита эффективности является собственно измерение эффективности, под которым понимается количественное выражение итогов и результатов по отношению к целям политики. Показатели эффективности отражают выполненные задачи и достигнутые результаты, которые не могут быть измерены или трудно поддаются прямому измерению. При измерении эффективности одним из ключевых факторов является подтверждение лежащих в ее основе систем данных. Аудит эффективности представляет собой один из видов системного аудита. Системы данных должны быть соотносимы с реальностью, четко определенными, состоятельными и поддающимися проверке. Оценка системы данных позволяет аудитору определить риск ошибки в отчетной информации. Результаты аудита эффективности носят оценочный, рекомендательный характер.
Основными формами контроля Счетной палаты являются тематические проверки и ревизии. При выявлении нарушений руководителям проверяемых организаций направляются представления для принятия мер по их устранению, а в случаях выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы. При выявлении фактов нарушения финансовой дисциплины и законности, приносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право выдавать предписания, обязательные для исполнения. В случае, если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной думой может принять решение о приостановлении всех видов расчетных операций нарушителя. Предписание Счетной палаты может быть обжаловано в судебном порядке. Счетная палата не имеет полномочий применения административных мер воздействия к нарушителям финансовой дисциплины. На уровне субъектов схожие функции выполняют Контрольно-счетные палаты.
Главным органом финансового контроля со стороны Администрации Президента является Главное контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с его указом. К числу основных функций данного управления относятся: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений Главное контрольное управление имеет право направлять предписания об их устранении. По результатам проверок Управление вносит предложения на рассмотрение Президента. Применять какие-либо санкции к нарушителям самостоятельно Главное контрольное управление не имеет.
В соответствии с административной реформой, начатой в 2004 г., функция контроля отделена от других функций органов власти. Федеральные министерства перестали выполнять функции финансового контроля. За ними в качестве основных функций определены выработка единой государственной политики и нормативно-правовое регулирование в своих сферах деятельности. Функции контроля и надзора возложены на специально созданные органы исполнительно власти – федеральные службы.
В ведении Министерства финансов существуют следующие службы: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба), Федеральная налоговая служба.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) стала основным органом государственного финансового контроля в системе исполнительной власти. Она унаследовала полномочия, территориальные подразделения прежнего контрольно-ревизионного аппарата Минфина России. Кроме того, на Росфиннадзор возложены обязанности органа валютного контроля. На Росфиннадзор и его территориальные подразделения возложены функции по проведению ревизий и тематических проверок финансово хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов; по контролю финансовой деятельности бюджетных организаций. По результатам ревизий, проверок сотрудники Росфиннадзора в случае выявления нарушений в финансовой сфере направляют руководству нарушителя предложения по их устранению и контролируют ход исполнения. В случае обнаружения крупных хищений и недостач денежных средств, товарно-материальных ценностей результаты ревизий, проверок направляются в правоохранительные органы.
Федеральное казначейство, получившее статус федеральной службы, было создано в 1992 г. для организации, осуществления и контроля за исполнением федерального бюджета Российской Федерации, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов, повышения оперативности финансирования государственных программ. Федеральное казначейство является самостоятельным юридическим лицом. Следует отметить, что органы казначейства в России появились в 1863 г., когда в составе министерства финансов был образован Департамент государственного казначейства. Он являлся исполнительным органом, осуществлявшим сбор государственных доходов, их хранение и перечисление денежных сумм из уездных в губернские казначейства или в Госбанк. В 1917 г. после революции, органы казначейства были упразднены.
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственный финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами различным участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам федеральных внебюджетных фондов. В своей деятельности Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу в процессе контроля.
Органы Федерального казначейства имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления и не поступения средств от хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов; выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.
Федеральная налоговая служба (ФНС) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов; осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право проверять финансовые документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые сведения (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятия соответствующих документов и приостановления операций по счетам в банках в случаях нарушения финансовой дисциплины последними.
Налоговые проверки бывают камеральные и выездные. Налоговые органы имеют право проверять только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе полученных деклараций и иных документов. Для проведения выездной проверки необходимо специальное разрешение руководства налогового органа. По одним и тем же налогам в течение календарного года нельзя проводить более одной выездной проверки по конкретному налогоплательщику.
Особое место в системе финансового контроля занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу (находится в ведении Президента РФ). Создана для противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и призвана координировать деятельность в этой сфере других органов федеральной исполнительной власти.
Среди основных функций федеральной службы по финансовому мониторингу следует выделить:
Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ осуществляют государственный финансовый контроль, связанный с перемещением товаров через таможенную границу России.
Центральный банк РФ наделен значительными полномочиями в области государственного и финансового контроля. В его структуре функционирует специальный контрольный орган – Департамент банковского надзора, на который возложены функции проверки соблюдения коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности. В зависимости от вида нарушений коммерческими банками Центральный банк имеет право применять к ним различные меры воздействия от наложения штрафов до отзыва лицензии и ликвидации коммерческого банка.
По отношению к нарушителям бюджетного законодательства органы государственного финансового контроля могут применять следующие меры:
Таким образом, в практике финансового бюджетного надзора и контроля в Российской Федерации преобладает финансовый контроль соответствия кассовых расходов плановым показателям, а также законности и целевому использованию бюджетных средств, мошенничества, хищений и коррупции. Меньше внимания отводится вопросам анализа результативности и эффективности расходования бюджетных средств. В тех случаях, когда органы финансово-бюджетного надзора и контроля оценивают эффективность расходования бюджетных средств, содержание данного контроля не вполне соответствует содержанию аудита эффективности, реализуемому в международной практике [Афанасьев, Кривогов, с. 248]. Представляется, что переход системы государственных финансов на бюджетирование, ориентированное на результат, потребует проведения аудита эффективности в полном объеме.
Негосударственный финансовый контроль. Подразделяется на внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями, клиентами и аудиторский контроль. Внутрифирменный контроль может осуществляться финансово-экономическими подразделениями и ревизионными комиссиями предприятий, организаций. Положение о статусе этих органов определяется внутренними нормативно-правовыми актами. Органы внутреннего контроля контролируют как правомочность совершения тех или иных операций представительными и исполнительными органами управления организации, так и осуществляют контроль эффективности и целесообразности затрат, в том числе в инвестиционные проекты, а также оценку и контроль финансового состояния предприятия.