Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – дать понятие финансового рынка, изучить структуру, сущность и его роль в экономике.
В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:
-изучить финансовый рынок, его механизм и роль в экономике.
-проанализировать формирование и развитие финансового рынка в Республике Беларусь;
-рассмотреть перспективы развития финансового рынка в Республике Беларусь;

Содержание

1. Понятие, сущность, структура и функции финансового рынка 5
1.1. Финансовый рынок и его механизм 5
1.2. Функции финансового рынка 7
1.3. Роль финансового рынка в экономике 9
2. Формирование и развитие финансового рынка в Республике Беларусь 12
2.1. Характеристика и формирование финансового рынка Беларуси 12
2.2.Состояние финансового рынка 15
2.3.Финансовые инструменты 17
2.4.Финансовые институты 19
2.5.Регулирование финансового рынка 21
2.6.Особенности регулирования финансового рынка 23
2.7. Изменение финансового рынка в Республике Беларусь в 2010 году 27
3. Перспективы развития финансового рынка в Республике Беларусь

Вложенные файлы: 1 файл

Моя Курсавая финансовый рынок.docx

— 781.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Формирование и развитие  финансового рынка в Республике  Беларусь

 

2.1. Характеристика и  формирование финансового рынка  Беларуси

 

Развитие  национального финансового рынка  напрямую зависит от макроэкономической ситуации в экономике, проведения соответствующих реформ (приватизация, реструктуризация предприятий) и государственной политики в отношении финансового сектора.

 Банковский  сектор, являясь наиболее развитым  сегментом финансового рынка  страны, на всех этапах развития  несколько опережал в своем  развитии другие отрасли экономики.  С 1997 года его развитие замедлилось  и характеризуется ухудшением основных показателей, что убедительно доказывает: в сложившейся ситуации банковская система не может быть локомотивом, тянущим за собой производство, сельское хозяйство и другие отрасли экономики. Помимо этого, белорусские банки практически приостановили мероприятия по собственному развитию - наращиванию своей капитальной базы в виде основных средств и нематериальных активов, номинальный прирост которых вызван прежде всего переоценкой имеющихся средств. Со второй половины 1995 года величина проблемных кредитов сравнима или превышает собственный капитал банковской системы. Из-за недостаточного ресурсного потенциала банковская система не может удовлетворить кредитные потребности экономики и поэтому ее способность оказывать воздействие на экономику страны значительно ограничена. Банковская система Беларуси не может выполнять в условиях макроэкономической стабильности свои прямые кредитно-депозитные функции, а уровень внутренних кредитов в ВВП Беларуси находится ниже среднего уровня местных кредитов в ВВП для рыночных экономик, находящихся на сопоставимом уровне ВВП на душу населения в соответствии с паритетом покупательной способности. Это также подтверждает недостаточную роль банковского сектора в национальной экономике. Фактически банковская система Беларуси не осуществляет эффективную аккумуляцию денежных средств и их перераспределение для финансирования прибыльных проектов. В целом она не имеет возможности (поскольку отсутствуют эффективный институт банкротства, стабильная макроэкономическая ситуация, свобода и независимость участников рынка) и стимулов эффективно работать. Также ограничен вход на рынок иностранных финансовых институтов, которые могли бы привнести новые технологии, капитал, навыки и повысить конкуренцию в банковском секторе, что положительно сказалось бы на состоянии местных финансовых посредников.

Рынок ценных бумаг, представленный в основном государственными обязательствами, используется прежде всего в интересах финансирования дефицита государственного бюджета  и не выполняет при этом функцию  эффективного перераспределения финансовых средств для развития экономики и достижения экономического роста. Развитие рынка корпоративных ценных бумаг сдерживается вследствие множества факторов как организационно-технического, так общеэкономического характера. Кроме того, страховая система Беларуси и иные финансовые посредники не могут оказать сколь-либо значительного воздействия на финансовый рынок страны и имеют очень ограниченное значение для инвестиционных процессов в Беларуси.

Низкая  доля сбережений ВВП, их неэффективный  характер и высокая степень долларизации экономики также обострили проблемы хрупкости банковской системы и высокой рисковости кредитных операций. Финансовая система по своей сути осталась нетрансформированной и недокапитализированной.

Серьезными проблемами финансового рынка Беларуси являются отсутствие четкого, ясного и эффективного законодательства как в отношении финансовых институтов и ликвидов, так и в отношении смежных областей экономики, а также необходимость повышения доверия домашних хозяйств и субъектов хозяйствования к банкам и финансовым инструментам. Законодательства стран, имеющих в конце XX века развитые финансовые рынки и длинный список экономических завоеваний, формировались более 100 лет. В течение этого срока развитыми странами были отработаны не только общие принципы функционирование различных сегментов финансового рынка и их взаимодействие, но и большое количество отдельных деталей, поэтому нет необходимости изобретать систему заново. Целью государственной политики не может быть создание новой, не похожей на другие финансовой системы. При этом не имеет существенного значения, каковы структура и инструменты финансовой системы, важен результат - эффективность финансовой системы, ее влияние на долгосрочный экономический рост и стабильность внутренней валюты. Финансовые системы развитых стран отвечают основным критериям - стабильности, эффективности и справедливости, поэтому только используя опыт стран, находящихся в авангарде экономического развития, наш собственный путь трансформации можно будет пройти не за 100 или 200 лет, а за значительно меньший интервал времени (о чем свидетельствует опыт наиболее успешных переходных экономик). При этом основные законодательные приоритеты записаны в Директивах ЕС для финансового сектора, первая из которых в отношении банков (Первая банковская директива) увидела свет в 1977 году, в отношении фондовых рынков (Директива о листинге на фондовой бирже) — в 1979 году.

Таким образом, основными тенденциями, характеризующими развитие финансового рынка Беларуси, являются, отсутствие либерализации, позволяющей свободно устанавливать тарифы на финансовые услуги и распределять кредиты; ухудшение платежеспособности финансовых институтов; отсутствие стимулирующей конкуренции между финансовыми посредниками; несоответствие банковских и иных финансовых законов и правил мировым стандартам; сильная зависимость экономики страны от макроэкономических шоков со стороны внешних рынков.

Тип финансовой системы Беларуси, основанной преимущественно  на банках, за десять лет развития сформировался, и менять его нет необходимости в силу отсутствия в ближайшем будущем реальных альтернатив. Сложившаяся к середине 1999 года структура финансового рынка Беларуси представляет собой германо-японский тип финансовой системы, который характеризуется тесным взаимодействием (сращиванием) промышленных и банковских корпораций. Исходя из этого, все дальнейшее развитие финансовой системы Беларуси должно основываться на первоочередном развитии каркаса системы, то есть банковского сегмента, которое невозможно без достижения хотя бы относительной макроэкономической стабилизации и возобновления процесса структурных реформ реального сектора.

 

2.2.Состояние финансового рынка

 

В целом  финансовый рынок Республики Беларусь (РБ) в сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок с наибольшей степенью влияния государства в сочетании с крайней ограниченностью финансового и в особенности фондового рынков.

Отправной точкой рыночных преобразований в Республике Беларусь, явилась начавшаяся в 1993 г. приватизация государственной собственности  посредством эмиссии и безвозмездной  передачи государством гражданам РБ целевых именных приватизационных чеков «Имущество». В целом основываясь на тех же либеральных принципах, таких как право граждан Республики Беларусь на безвозмездное получение приватизационных чеков (по соответствующей квоте) с возможностью последующей их продажи, передачи их в управление доверенным лицам или организациям, обмена чеков на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов, а также, что наиболее важно, использования чеков при приобретении акций, долей, паев приватизируемых государственных предприятий, процесс приватизации госсобственности Республики Беларусь не достиг того уровня разгосударствления, достигнутого указанными выше странами.

Одной из причин неполного достижения заявленных целей приватизации госсобственности явилось то, что, помимо документарной  формы приватизационных чеков, всем гражданам, а также юридическим лицам, участвующим в приватизации, в подразделениях государственного Сберегательного банка «Беларусь» (бывшего республиканского Сбербанка) открывались специальные (чековые) счета. Таким образом, обращение приватизационных чеков осуществлялось посредством произведения идентичных записей как в сертификате - документарной форме чека, так и на индивидуальных чековых счетах, следствием чего явилось (при декларируемой защите прав граждан и недопущении злоупотреблений при приватизации госсобственности) существенное ограничение обращения приватизационных чеков, выразившееся, в частности, в большой распыленности приватизационных чеков и их недостаточной аккумуляции институциональными инвесторами.

Основной  же причиной неадекватно малого объема финансового (в особенности фондового в части корпоративных ценных бумаг) рынка Республики Беларусь, а также крайней ограниченности финансовых инструментов является фактический отход от провозглашенных целей программы приватизации государственного имущества, подмененной квазиприватизацией народного хозяйства государственными же или окологосударственными структурами. В итоге при существующих затруднениях в обращении приватизационных чеков, при значительной доле предприятий, до сих пор находящихся в государственной собственности, и при крайне скудном предложении интересных, с точки зрения инвесторов, приватизируемых предприятий, при доминирующем участии государства и/или окологосударственных структур в акционерных капиталах приватизированных предприятий, доля которого в общем объеме выпусков ценных бумаг составляет более 70%, а суммарный объем обращаемых на фондовом рынке (биржевом и внебиржевом) акций составляет менее 5% совокупного объема выпусков акций всех ОАО) при неоднократно откладываемых сроках окончания льготной приватизации это не могло не привести к общей неразвитости финансового рынка, дефициту как внутренних, так и внешних инвестиций в реальный сектор экономики и в конечном счете к продолжающейся в течение десятилетия (с начала рыночных преобразований) стагнации экономики Республики Беларусь в целом.

 

2.3.Финансовые инструменты

 

Как и  у стран с развитыми финансовыми  рынками, в Республике Беларусь имеются (правда, со значительными структурными особенностями) следующие основные финансовые инструменты:

♦ инструменты денежного рынка, в первую очередь национальная валюта (белорусский рубль) и иностранные валюты (объем валютных торгов в 2002 г. на Белорусской валютно-фондовой бирже - БВФБ составил всего 2334,7 млн долл., а по видам валют (в млн долл. США) соответственно: доллар США - 1588,7 (67% от общего объема), российский рубль - 569,4 (25%), евро - 150,0 (7%), остальные валюты - в сумме до 1% от общего объема (рис. 1);

♦ ценные бумаги (государственные облигации, корпоративные акции и облигации, векселя), по данным БВФБ, в 2002 г. суммарные обороты на организованном рынке ценных бумаг составили 4,18 трлн. бел. руб. (эквивалентно 2,3 млрд. долл., равные объему валютных торгов), а по видам ценных бумаг были зафиксированы следующие обороты (в млрд. бел. руб., на 01.01.2003 г. официальный обменный курс составлял 1920 бел. руб. за 1 долл.): государственные ценные бумаги (ГКО и ГДО, выпускаемые от имени правительства Министерством финансов Республики Беларусь) - 3638,1 (87% от суммарных оборотов), продажа принадлежащего Республики Беларусь пакета акций ОАО <НГК ''Славнефть''> (10,83% уставного фонда) - 395,2 (9,5%), векселя РУП <Белтрансгаз> - 137,7 (3,3%), краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь (КО НБ) - 8,1 (0,2%), облигации местных займов (ОМЗ) - 1,3 (0,03%) и, наконец, годовые объемы биржевых торгов по акциям белорусских предприятий (помимо НГК <Славнефть>), включенных в листинг (всего 105 эмитентов, из них 75 были включены в котировальные листы по инициативе отраслевых министерств, т.е. в принудительном порядке, при этом по 84 выпускам акций (80% объема всех выпусков акций, допущенных к обращению на бирже) сделок вообще не происходило), составили чуть более 0,8 млрд бел. руб. (около 400 тыс. долл. США), что составило менее 0,02% от суммарного биржевого оборота (рис. 2). При этом необходимо отметить, что объем внебиржевого рынка акций белорусских предприятий в 2002 г. составил 9,6 млрд бел. руб. (около 5,5 млн долл.), что примерно в 12 раз превышает объемы биржевых сделок с акциями;

♦ а также производные финансовые инструменты, ориентированные на курсы валют и котировки ценных бумаг, - данный сектор финансового рынка пока находится в стадии формирования.

На основании  представленных данных можно констатировать, что в 2002 г. в качестве основных финансовых инструментов Республики Беларусь выступали иностранные валюты (в первую очередь доллар США и российский рубль - в сумме 2158,1 млн долл., и 92% от объема валютных торгов), а также государственные ценные бумаги (ГКО и ГДО) - 2021,7 млн долл. (87% от суммарного оборота по ценным бумагам). При этом совокупный объем рынка акций белорусских предприятий, обращающихся большей частью на внебиржевом рынке (более 90% суммарного оборота акций), составляет всего около 10,4 млн долл. (0,25% от суммарного годового оборота по всем видам ценных бумаг) и отражает в основном операции по скупке выставляемых на продажу акций госпредприятий, что свидетельствует об отсутствии полноценного рынка корпоративных ценных бумаг, а также подтверждает тезис о крайне ограниченных объемах свободного акционерного капитала как результат фактически <замороженной> приватизации государственной собственности.

 

2.4.Финансовые институты

 

В составе  финансовых институтов - организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на финансовом рынке Республики Беларусь, можно выделить операторов (финансовых посредников) и инфраструктурные институты финансового рынка, а также в качестве институциональных инвесторов - инвестиционные фонды и страховые компании. В свою очередь, в составе финансовых посредников выделяются кредитные организации (включая небанковские кредитно-финансовые организации), операторы фондового рынка (брокеры/дилеры, доверительные управляющие), а в составе инфраструктурных институтов - учетные институты (регистраторы и депозитарии) и фондовые биржи.

Состав  и численное соотношение профессиональных участников финансового рынка Республики Беларусь также имеют ряд особенностей (в сравнении с российской моделью). Характерной чертой профессионального сообщества Республики Беларусь является малочисленность составляющих его финансовых институтов. Так, по данным Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ), на 01.09.2003 г. всего было 29 действующих банков, из них 23 банка - с иностранным участием, а на долю 6 государственных банков, являющихся проводниками государственной социально-экономической политики, в 2002 г. приходилось до 90% от общего объема активных банковских операций. Совокупный капитал банковской системы Республики Беларусь, по данным НБ РБ, на 01.04.2003 г. составил 1519,2 млрд бел. руб., а суммарные активы - 6984,8 млрд бел. руб., из них 4332,9 млрд бел. руб. - кредиты юридическим и физическим лицам (62% суммарных активов).

Суммарное количество профессиональных участников - операторов фондового рынка (включая кредитные организации), по оценке БВФБ, в 2002 г. составляло немногим более сотни организаций, а действующих в настоящее время учетных институтов (депозитариев и депозитариев эмитента, в которые трансформировались существовавшие ранее специализированные регистраторы и осуществляющих, таким образом, в одном лице функции как реестродержателя, так и депозитария), по данным КЦБ РБ, было около 60 (включая банки и некредитные организации - совместители). В качестве организатора торговли (фондовой биржи) в Республике Беларусь в настоящее время представлена единственная организация - Белорусская валютно-фондовая биржа, совмещающая в одном лице функции фондовой и валютной бирж.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь, по состоянию на 01.07.2003 г. на страховом  рынке республики действовали 34 страховые  организации, из них 3 - государственные (Белгосстрах, Белэксимгарант, РДУСП <Стравита>), и 1 страховой брокер. Страхование  жизни и дополнительной пенсии осуществляют 6 страховых организаций. Общая сумма страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию по состоянию на 01.07.2003 г. составила 96,2 млрд бел. руб., за аналогичный период 2002 г. - 71,0 млрд бел. руб,. т.е. прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 25,2 млрд бел. руб., или 35,5%. Сумма поступивших страховых взносов с учетом принятых в перестрахование (2,2 млрд бел. руб.) и переданных в перестрахование (8,8 млрд бел. руб.) за первое полугодие 2003 г. составила 89,6 млрд бел. руб. По сравнению с прошлым годом прирост составил 23,3 млрд бел. руб., или 35,1%. Доля Белгосстраха в общей сумме страховых взносов, собранных страховщиками республики, составила 51,7 млрд бел. руб., или 57,7%.

Информация о работе Финансовый рынок