Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – дать понятие финансового рынка, изучить структуру, сущность и его роль в экономике.
В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:
-изучить финансовый рынок, его механизм и роль в экономике.
-проанализировать формирование и развитие финансового рынка в Республике Беларусь;
-рассмотреть перспективы развития финансового рынка в Республике Беларусь;

Содержание

1. Понятие, сущность, структура и функции финансового рынка 5
1.1. Финансовый рынок и его механизм 5
1.2. Функции финансового рынка 7
1.3. Роль финансового рынка в экономике 9
2. Формирование и развитие финансового рынка в Республике Беларусь 12
2.1. Характеристика и формирование финансового рынка Беларуси 12
2.2.Состояние финансового рынка 15
2.3.Финансовые инструменты 17
2.4.Финансовые институты 19
2.5.Регулирование финансового рынка 21
2.6.Особенности регулирования финансового рынка 23
2.7. Изменение финансового рынка в Республике Беларусь в 2010 году 27
3. Перспективы развития финансового рынка в Республике Беларусь

Вложенные файлы: 1 файл

Моя Курсавая финансовый рынок.docx

— 781.46 Кб (Скачать файл)

Такие институциональные  инвесторы, как оставшиеся со времен безвозмездной раздачи приватизационных чеков СИФы (всего осталось 5 из более 50), хотя и преобразовываются постепенно в классические инвестиционные фонды, находятся фактически в зачаточном состоянии вследствие указанных выше причин и вынуждены выполнять скорее декоративные функции (по крайней мере, до начала полномасштабной приватизации госсобственности и реального, а не государственного, акционирования).

Негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в Республике Беларусь, по всей видимости, пока просто нет, ввиду только начавшегося в 2002 г. процесса реформирования существующей еще с советского времени системы пенсионного обеспечения.

 

2.5.Регулирование финансового рынка

 

В контексте  международного опыта развития финансовых рынков развитых стран систему регулирования финансового рынка Республики Беларусь можно рассмотреть в виде трехуровневой системы регулирования, включающей:

♦ уровень национального законодательства;

♦ уровень органов государственного регулирования;

♦уровень саморегулирования финансового рынка.

К основным базовым документам, определяющим основы и особенности функционирования финансового рынка Республики Беларусь, относятся:

♦ приватизационные законы (основной из которых закон РБ от № 2468-XII 06.07.1993 г. <Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь>), устанавливающие основные принципы и порядок приватизации государственной собственности;

♦ Закон РБ№ 1512-XII от 12.03. 1992 г. <О ценных бумагах и фондовых биржах> с последующими изменениями и дополнениями, определяющий единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи;

♦ постановление Совета Министров Республики Беларусь (СМ РБ) № 456 от 08.05.1997 г. <О защите прав инвесторов>, устанавливающее ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг за невыполнение требований государственного регулирующего органа;

♦ закон РБ № 280-3 от 09.07. 1999 г. <О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь>, определяющий правовые основы осуществления депозитарной деятельности и структуру депозитарной системы Республики Беларусь;

♦ банковский кодекс Республики Беларусь № 441-3 от 25.10.2000 г., законодательно устанавливающий основные принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирование отношений между ними, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Основными органами государственного регулирования  финансового рынка Республик  Беларусь являются Национальный банк Республик Беларусь (НБ РБ), Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь (КЦБ РБ) и Министерство финансов Республики Беларусь.

На каждый из указанных государственных регуляторов  соответствующими законами возложены определенные функции (приложение 1).

Также к  органам государственного регулирования  финансового рынка Республик  Беларусь, помимо указанных выше государственных  регуляторов, можно отнести Министерство экономики Республики Беларусь, в  состав осуществляемых функций которого включены:

♦ проведение чековых или денежных аукционов по продаже пакетов акций, находящихся в государственной собственности (в рамках деятельности Фонда государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь);

♦ проведение антимонопольной политики в целях защиты и развития конкуренции на финансовом рынке Республики Беларусь (в рамках деятельности департамента по антимонопольной политике).

Функции регулирования финансового рынка  Республики Беларусь на уровне саморегулирования  выполняют структурообразующие  инфраструктурные организации, образованные указом Президента Республики Беларусь № 366 от 20.07. 1998 г. <О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг>, - ОАО <Белорусская валютно-фондовая биржа> и ГП <Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг>.

Собственно  институт саморегулируемых организаций (СРО) финансового рынка Республики Беларусь пока еще не получил должного развития, а существующие в настоящее время ассоциации коммерческих банков и участников рынка ценных бумаг статуса СРО не имеют и выступают скорее в качестве общественных объединений, лоббирующих интересы своих немногочисленных членов.

 

2.6.Особенности регулирования финансового рынка

 

Характерной особенностью системы регулирования  финансового рынка Республики Беларусь является высокая степень централизации  не только в отношении государственного регулирования (Минфин РБ - эмиссия  государственных ценных бумаг и управление госдолгом, НБ РБ - банковское и валютного регулирование, КЦБ РБ - профессиональные участники рынка ценных бумаг), но и в целом функционирования финансовых рынков, реализованной путем создания единого пространства по обращению основных финансовых инструментов (валюты, государственных и корпоративных ценных бумаг) в связках <Нацбанк - биржа (БВФБ) - операторы финансового рынка> и <Центральный депозитарий (РЦД) - депозитарии - эмитенты>, а также за счет участия государства в структурообразующих инфраструктурных организациях - БВФБ (через участие НБ РБ в капитале биржи) и РЦД (госпредприятие).

В качестве основных различий сформированной в  Республике Беларусь модели финансового  рынка и существующей в Российской Федерации финансовой системы (в первую очередь в свете интеграционных процессов создания Союзного государства) можно выделить следующие:

♦ отсутствие требований к деятельности специализированного регистратора как исключительной (функции реестродержателя и депозитария могут осуществляться в рамках единой лицензии на депозитарную деятельность, что фактически привело к преобразованию всех существовавших ранее специализированных регистраторов в так называемые <депозитарии эмитентов>);

♦ отсутствие прямых ограничений на совмещение различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также банковской деятельности (ограничения на ведение посреднической, коммерческой и доверительной (в качестве управляющей компании инвестиционного фонда) деятельности установлены для депозитариев, а также для банков (по коммерческой деятельности) только в отношении ценных бумаг обслуживаемых ими эмитентов);

♦ централизованную двухуровневую модель депозитарной системы, реализованную в виде центрального депозитария (РЦД) и связанных с ним корреспондентскими отношениями депозитариев, осуществляющих междепозитарные переводы между собой только через корреспондентские счета, открытые в центральном депозитарии;

♦ наличие единственного организатора торговли (БВФБ), осуществляющего биржевую торговлю всеми основными финансовыми инструментами (иностранная валюта, государственные и корпоративные ценные бумаги, производные финансовые инструменты);

♦ доминирующее участие государства (государственных органов) в капиталах структурообразующих финансовых институтов (крупнейших банков, валютно-фондовой биржи, центрального депозитария).

В отношении  возможности совмещения профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, а также кредитными организациями всех возможных видов деятельности на рынке ценных бумаг, включая регистраторскую деятельность, что в сочетании с весьма условными лицензионными требованиями привело к образованию множества организаций, обладающих при малой капитализации пакетом лицензий, сочетающих как торговые, так и учетные функции (брокер, дилер, управляющий, регистратор-депозитарий), необходимо отметить, что такое совмещение неизбежно порождает дополнительные, по отношению к имеющимся профильным, риски, обусловленные конфликтом интересов и выражающиеся, в частности, в обмене инсайдерской информацией между торговыми и учетными подразделениями профучастника, а также неправомерном использовании активов клиентов при совершении торговых операций.

Все изложенное выше, а также неразвитое пока в  Республике Беларусь страхование ответственности  профессиональных участников рынка  ценных бумаг дают основание считать  не вполне достаточным уровень надежности профессиональных участников (в первую очередь в части осуществления  регистраторско-депозитарной деятельности) и соответственно защиты прав инвесторов вследствие недостаточной проработанности вопросов управления рисками, совмещения различных видов деятельности на рынке ценных бумаг, адекватных фактически неограниченной степени такого совмещения.

Справедливости  ради следует отметить, что при  отмеченных высоких рисках профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, прежде всего связанных с возможностью совмещения всех видов деятельности, абсолютные величины возможных потерь достаточно невелики, что объясняется крайней неразвитостью фондового рынка корпоративных ценных бумаг, а также отсутствием рыночных котировок, а следовательно, и ценовых ориентиров возможных потерь для абсолютного числа выпусков корпоративных ценных бумаг. Однако в будущем, по мере развития фондового рынка Республики Беларусь, вопросы эффективного управления рисками, связанными с профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, потребуют особого внимания со стороны как государственных регулирующих органов, так и профессионального сообщества этой страны.

Что касается сформированной в Республике Беларусь централизованной двухуровневой депозитарной системы, образованной центральным  депозитарием и его корреспондентами - депозитариями второго уровня, то при неоспоримом достоинстве такой системы, выражающемся в создании в рамках страны единого учетного пространства по корпоративным ценным бумагам, необходимо отметить, что создание такой системы происходило административными, а не рыночными методами, что в перспективе может привести (при недостаточном антимонопольном контроле) к злоупотреблению центральным депозитарием своим доминирующим положением. Кроме того, принимая во внимание очевидное нежелание государственных структур Республики Беларусь терять контроль над государственной собственностью, передавая или продавая ее частным инвесторам, а также значительные политические и страновые риски, связанные в первую очередь с авторитарным, по сути, характером управления в государстве, нельзя поручиться, что в случае <политической необходимости> централизованная депозитарная система не станет инструментом государственного или административного давления на инвесторов, в том числе при разрешении вполне вероятных в будущем приватизационных споров.

При отмеченных выше причинах общей неразвитости финансового  и особенно фондового рынков Республики Беларусь, выражающейся, в частности, в крайне низких объеме и ликвидности рынка корпоративных ценных бумаг, в целом финансовая система Республики Беларусь обладает всеми атрибутами, присущими цивилизованному финансовому рынку. При этом необходимо отметить, что формирование финансовой системы Республики Беларусь, происходящее с некоторым отставанием от формирования финансовых систем стран - бывших советских республик, происходило с учетом как положительных, так и отрицательных результатов проводимых ими реформ, позволяя тем самым соотносить свои действия с опытом государств-первопроходцев.

 

2.7.Изменение финансового рынка в Республике Беларусь в 2010 году

 

Большинство операций на валютном рынке в 2010 году осуществлялось в долларах США, доля которых вместе с тем значительно снизилась относительно предыдущего года, тогда как объем валютных операций с евро и российскими рублями увеличился.

 Оборот  внутреннего валютного рынка в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,7 процента и достиг 111,99 млрд. долларов США, в том числе оборот внебиржевого рынка снизился на 44,4 процента (76,41 млрд. долларов США), оборот биржевого рынка вырос на 50,4 процента (21,22 млрд. долларов США), оборот наличного рынка вырос на 15,1 процента, до 14,36 млрд. долларов США.

В валовом  объеме операций с иностранной валютой на валютном рынке

преобладали сделки с долларом США (57,8 процента). По сравнению с 2009 годом доля этой валюты снизилась на 7,5 процентного пункта при росте удельного веса евро с 27,9 до 31,9 процента. Доля российского рубля на валютном рынке Республики Беларусь выросла с 6,8 до 9,4 процента. Объем операций с другими иностранными валютами несколько увеличился, но оставался незначительным – их доля составила 1 процент против 0,1 процента в 2009году.

При проведении курсовой политики Национальный банк в 2010 году применял привязку белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей доллар США, евро и российский рубль с равными весами, что позволило существенно снизить риски, связанные со взаимными колебаниями обменных курсов данных валют.

 Среднее  дневное изменение стоимости  корзины иностранных валют в  2010 году составило 0,15 процента  при диапазоне его колебаний  от минус 1,25 до плюс 0,71 процента. Среднее дневное изменение курса белорусского рубля к доллару США в 2010 году составило 0,08 процента при диапазоне от минус 1,05 до плюс 0,57 процента (в 2009 году – 0,21 процента при диапазоне от минус 1,54 до плюс 1,78 процента).

Дневное изменение курса белорусского рубля  к евро в 2010 году находилось в пределах от минус 1,85 до плюс 2,07 процента (в 2009 году – от минус 2,6 до плюс 2,2 процента), к российскому рублю – от минус 2,07 до плюс 1,54 процента (в 2009 году – от минус 3,2 до плюс 5,3 процента).

Средневзвешенный  курс белорусского рубля к доллару  США как на внебиржевом рынке, так и на рынке наличной валюты в 2010 году отклонялся от курса, установленного Национальным банком, в среднем на 0,6 процента.

Поддержание стабильности курса белорусского рубля и привлекательные процентные ставки по рублевым депозитам обеспечили сохранение более высокой доходности рублевых сбережений по сравнению с доходностью сбережений в иностранной валюте, тем самым способствуя повышению интереса со стороны вкладчиков к осуществлению вкладов в национальной валюте.

Информация о работе Финансовый рынок