Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 18:50, курсовая работа
Финансовый рынок представляет собой совокупность денежных и валютных рынков, рынков ценных металлов, рынков финансовых инструментов, включая ценные бумаги.
На рынке финансовых инструментов различают: основные (первичные) инструменты, производные (вторичные) инструменты. Последние являются сложными финансовыми инструментами, построенными на базе основных (более элементарных) инструментов.
К числу основных финансовых инструментов относятся ценные бумаги: банковский счет, облигации, акции. К производным финансовым инструментам относят: опционы, фьючерсные контракты, варранты, свопы, комб
Введение…………………………………………………………………………4
1. Финансовый рынок и его значение в современных условиях……………..6
2. Формирование финансового рынка - ключевая задача выхода из
кризиса экономики………………………………………………………………9
3. Финансовый рынок на современном этапе…………………………..……..19
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………......29
Распространение кризиса от частных проблем невозврата кредитов и прекращения финансирования за счет сложных структурированных продуктов к универсальному и повсеместному сокращению объемов межбанковской ликвидности показало, что во многих банках управление ликвидностью не соответствовало современным требованиям. Ранее, в более благоприятных условиях, многие финансово-кредитные учреждения, ориентируясь на оптовые источники финансирования, меньше беспокоились об управлении риском ликвидности, частично не учитывая реальные риски, а частично чрезмерно полагаясь на рефинансирование центральных банков. Поэтому сокращение объема ликвидности на оптовых рынках финансирования потребовало проведения несколькими центральными банками беспрецедентных объемов рефинансирования, чтобы ослабить давление на межбанковский денежный рынок.
Следует также отметить, что нестабильность финансовых рынков тесно связана с мировыми инфляционными процессами. По мнению журнала «The Economist», повышение темпов инфляции и темпов роста мировой экономики в последние годы частично объясняется усилением сложных взаимосвязей между развитыми и развивающимися странами. Развивающиеся экономики взяли на себя часть ответственности и, соответственно, часть риска за американский «мыльный пузырь» в сфере кредитования и рынка жилья. Однако, по-видимому, эти взаимосвязи имеют более глубокие корни, поскольку сформировались еще в начале 1990-х гг. после распада социалистического лагеря и возникновения новых стран с рыночной экономикой, для которых инфляционное развитие было основной формой трансформации экономических отношений.
Существенную роль в расширении финансового кризиса сыграла денежно-кредитная политика центральных банков, содействовавшая усилению уверенности финансово-кредитных учреждений в том, что проблемы с ликвидностью могут быть решены с помощью механизмов рефинансирования. Это привело к ослаблению кредитной дисциплины и поставило перед центральными банками новые задачи, касающиеся расширения спектра инструментов обеспечения ликвидности, а также усиления надзора и регулирования [10, с. 41].
Сложность ситуации заставила министров финансов и руководителей центральных банков стран «Большой семерки» обратиться в октябре 2007 г. к Форуму финансовой стабильности (Financial Stability Forum) с просьбой произвести анализ причин и последствий финансовой нестабильности, а также разработать рекомендации относительно повышения устойчивости финансовых рынков и финансовых учреждений. В апреле 2008 г. эта организация представила доклад, содержащий основные выводы и предложения по повышению устойчивости рынков и учреждений. Их можно сгруппировать по пяти основным направлениям:
1. Усиление пруденциального надзора за капиталом, ликвидностью и рисками.
2. Повышение прозрачности деятельности финансовых учреждений и совершенствование методов ее оценки.
3. Изменение роли и подходов к использовнию кредитных рейтингов.
4. Повышение роли и оперативности реагирования органов регулирования.
5. Использование новых механизмов денежно-кредитного регулирования и совершенствование управления стрессами в финансовом секторе.
Исходя из данных направлений преодоления сложившейся кризисной ситуации в деятельности мировых финансовых рынков, Форум финансовой стабильности рекомендовал МВФ, Базельскому комитету по банковскому надзору совместно с международными организациями по страховому надзору, стандартам бухгалтерского учета, аудиту и страхованию, ценным бумагам, а также центральным банкам и органам регулирования финансового сектора в течение 2008-2009 гг. разработать систему неотложных мер по смягчению рисков и проведению корректировки рынков, включая подготовку планов действий в непредвиденных ситуациях.
Нестабильность финансовых рынков продемонстрировала слабые стороны в управлении рисками банков и финансовых учреждений, занимающихся сложными структурированными продуктами, ценными бумагами, а также несовершенство контроля со стороны регуляторов и органов надзора за соблюдением требований к капиталу и ликвидности.
Ответственными за создание и обеспечение функционирования эффективной системы управления рисками являются, прежде всего, правление и высшее руководство финансово-кредитных учреждений. Поэтому роль высшего руководства в разработке стратегий управления риском и ликвидностью должна быть существенно усилена и находиться под постоянным контролем органов надзора.
Одним из важнейших аспектов совершенствования управления капиталом, ликвидностью и рисками является усиление пруденциального надзора за внебалансовой деятельностью банков, их инвестиционной и посреднической деятельностью с ценными бумагами. Необходима и разработка надежной операционной инфраструктуры для внебиржевых деривативов, которая должна предусматривать надлежащее качество правового механизма, обновление документации, расчетов и автоматизацию операций с финансовыми инновациями.
Форум финансовой стабильности относительно совершенствования пруденциального надзора за капиталом, ликвидностью и рисками рекомендует:
• усиление требований к капиталу;
• совершенствование управления ликвидностью;
• усиление надзора за управлением рисками, включая риски, связанные с операциями секьюритизации;
• наращивание буферных резервов капитала и ликвидности.
Период нестабильности финансового рынка и неликвидности как финансово-кредитных учреждений, так и отдельных инструментов, продемонстрировал важность проблемы наличия надежных оценок и достоверного раскрытия рисков, связанных со структурированными кредитными продуктами и внебалансовыми активами.
Ключевая роль в оценке состояния финансово-кредитных учреждений принадлежит стандартам бухгалтерского учета, которые определяют фундаментальную структуру финансовой отчетности. Выполнение требований стандартов бухучета и финансовой отчетности - необходимое условие для построения прозрачной и стабильной финансовой системы. Кроме того, благодаря усилиям участников рынка, аудиторов и регуляторов должно быть значительно улучшено качество финансовой отчетности в целях повышения надежности оценок и раскрытия рисков. Обеспечение необходимого уровня прозрачности возможно лишь при одновременном выполнении требований по раскрытию, учету и оценке всех или максимально возможного числа рисков. Совместное действие этих элементов позволит поддерживать рыночное доверие и дисциплину.
Таким образом, с целью повышения уровня прозрачности финансового сектора необходимо:
• совершенствовать методы раскрытия участниками рынка информации о рисках;
• использовать международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерского учета с целью полного раскрытия информации о внебалансовых активах;
• совершенствовать методы оценки и учета активов по справедливой стоимости;
• предавать гласности стратегию управления ликвидностью банка, в частности, указывать период, в течение которого он может обойтись без оптового рыночного финансирования;
• использовать новые методы стресс-тестирования ликвидности с более длительными периодами неликвидности финансирования;
• стандартизировать отдельные компоненты продуктов структурированного финансирования;
• подготовить рекомендации по управлению рисками, связанными с процессами секъюритизации, и обеспечить доступность этой информации для участников рынка.
Важную роль в оценке и распространении информации о структурированных кредитных продуктах играют рейтинговые агентства, оказывая существенное влияние на принятие инвесторами и другими участниками рынка инвестиционных решений относительно этих продуктов, а также формируя их политику и ожидания.
Однако практика последних лет показала как сложность и неоднозначность процессов рейтингования финансово-кредитных учреждений, так и недостаточную способность рейтинговых агентств адекватно, особенно в режиме «раннего предупреждения», реагировать на происходящие процессы. Еще более ненадежными оказались рейтинговые оценки сложных финансовых продуктов, для которых трудно было определить сумму потенциальных убытков, а иногда и сумму экспозиции, находящуюся под риском. Это связано с тем, что большинство таких инструментов первоначально внедрялось именно как инструменты хеджирования рисков или их оценка осуществлялась по справедливой стоимости [12, с. 44].
Обычно при проведении рейтинговой оценки структурированных кредитных инструментов учитывают базовый актив и сложившуюся на рынке ситуацию. Поэтому рейтинговые агентства для сложных структурированных некачественных долговых инструментов в 2005-2007 гг. устанавливали завышенные оценки, поскольку исходили из неадекватных исторических данных и производили в некоторых случаях расчеты с использованием некорректных моделей. Именно поэтому агентства утратили доверие инвесторов к производимым ими оценкам секьюритизированных инструментов.
Учитывая уроки кризиса, а также несовершенство разработанных подходов, рейтинговые агентства должны обеспечить более высокий уровень и качество процесса рейтингования. С этой целью им надо постоянно проводить мероприятия, направленные на улучшение операционных процессов во время процедуры рейтингования.
Для обеспечения качественного и надежного процесса рейтингования финансово-кредитных учреждений и финансовых инструментов специалисты форума финансовой стабильности рекомендовали IOSCO пересмотреть принципы Кодекса поведения для кредитных рейтинговых агентств и осуществлять свою деятельность в направлении:
• повышения качества и совершенствования организации процесса рейтингования;
• дифференцированного рейтингования учреждений и инструментов;
• предоставления расширенной информации о структурированных кредитных инструментах;
• совершенствования управления конфликтами интересов в процессе рейтингования сложных структурированных продуктов;
• совершенствования инструментария, моделей расчета и процедур установления рейтингов;
• адекватного использования инвесторами и регуляторами рейтингов как дополнительных инструментов для собственных расчетов и оценок рисков.
По мнению экспертов Форума финансовой стабильности, национальным органам финансового надзора отдельных стран еще до начала периода нестабильности на мировых рынках удалось выявить некоторые слабые места в деятельности финансово-кредитных учреждений или хотя бы высказать предположение об их существовании. Однако данные факты и проведенные мероприятия не позволили национальным органам регулирования и надзора нивелировать влияние негативных последствий на финансовую стабильность. Это обусловлено прежде всего тем, что процессы международного одобрения, согласования и реализации надзорных и контролирующих действий порой осуществляются медленно и сдерживают не только внедрение, но и объективную оценку инноваций на финансовых рынках. Поэтому органам надзора необходимо улучшить как координацию своей деятельности в целях совершенствования оценки рисков и развития политики сотрудничества, так и коммуникации между участниками рынка.
Таким образом, чтобы повысить роль и оперативность реагирования органов регулирования и надзора на возникающие риски, в ближайшее время центральные банки и органы регулирования должны реализовать следующие рекомендации:
- осуществить глубокое и всестороннее исследование причин и природы возникающих рисков;
- создать институт международных коллегий органов надзора;
- улучшить информационный обмен и кооперацию национальных органов надзора относительно оценки рисков финансовой стабильности;
- контролировать соблюдение финансово-кредитными учреждениями рекомендаций международных комитетов;
- активизировать разъяснительную и информационную работу международных организаций.
Одна из главных задач операционных структур центральных банков - обеспечение ликвидности финансово-кредитных учреждений при возникновении нестабильности. Напряженность на межбанковских рынках, сохраняющаяся с различной степенью интенсивности, начиная с августа 2007 г., скажем так, провела достаточно строгое тестирование эффективности операционных структур многих центральных банков, в частности, на внедрение и использование инновационных инструментов управления стрессами финансовой системы. Благодаря согласованным действиям международных организаций и центральных банков с декабря 2007 г. по март 2008 г. рыночное давление на финансовые компании существенно ослабло.
Проблемы ликвидности или платежеспособности характерны для банков и торговцев ценными бумагами разных стран, что придает им статус глобальных. Их решение чрезвычайно важно в контексте работы со слабыми и проблемными банками. Учитывая взаимопроникновение финансовых рынков, деятельность в данном направлении требует одновременно и консолидации усилий органов надзора в глобальном масштабе, и обеспечения более эффективной работы национальных регуляторов финансовых рынков. Органам надзора, в случае необходимости, следует усилить мероприятия по работе со слабыми банками как на национальном, так и на международном уровне (например, совершенствовать правовую структуру принятия решений, систему гарантирования депозитов).
Таким образом, с целью совершенствования деятельности центральных банков по обеспечению финансовой стабильности ФФС рекомендует:
- повышение оперативности механизмов монетарной политики в отношении поддержания ликвидности;
- координацию деятельности национальных органов надзора;
- усиление сотрудничества в сфере антикризисного управления;
- усиление национальных и транснациональных механизмов работы со слабыми и проблемными банками;