Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:26, курсовая работа
Финансовый рынок — это система рыночных отношений, представляющая собой сферу денежных операций, где объектом сделки являются свободные денежные средства населения, экономических субъектов и государственных структур, предоставляемые пользователям (заемщикам) либо под ценные бумаги, либо в виде ссуд.
Введение
1.Теоретические основы функционирования финансового рынка
1.1. Понятие и структура финансового рынка
1.2. Необходимость и значение функционирования финансового рынка в современных условиях
1.3.Государственное регулирование финансового рынка, его тенденции в Республике Беларусь
2.Анализ эффективности функционирования финансового рынка Республики Беларусь
2.1. Анализ валютного рынка в Республике Беларусь
2.2. Анализ основных показателей развития и функционирования денежного рынка Республики Беларусь
2.3.Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь
3. Перспективы развития финансового рынка Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Как уже было отмечено, переход к рыночным отношениям невозможен без развития финансового рынка.
Общественное назначение финансового рынка заключается том, что он выполняет ряд важных для успешного развития экономики функций:
– мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников;
– эффективно распределяет
аккумулированный свободный капитал
между многочисленными
– определяет наиболее эффективные
направления использования
– формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом;
– осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов;
– формирует условия для
минимизации финансового и
– ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов. [7 ,с.241]
Эффективные сегменты финансового рынка абсолютно необходимы для обеспечения мобилизации свободного капитала и поддержания экономического роста страны. При наличии только собственных накоплений субъекты рынка могли бы инвестировать не больше, чем накоплено, поэтому их инвестиционная активность была бы ограниченной. Если же размер намеченных инвестиций превышает сумму текущих сбережений, субъекты рынка просто вынуждены откладывать их осуществление до накопления требуемых средств. Из-за отсутствия финансирования субъектам рынка, не обладающим достаточным капиталом, пришлось бы отложить или отказаться от многих перспективных инвестиций или финансировались бы не самые лучшие проекты, т.е. капитал использовался бы не оптимальным образом. Субъектам рынка, не имеющим в своем распоряжении привлекательных вариантов инвестирования средств, ничего бы не оставалось, кроме как аккумулировать средства. С другой стороны, перспективные инвестиционные проекты не реализовывались бы из-за недостатка средств у фирм, имеющих инвестиционные альтернативы.
Все денежные потоки,
вне зависимости от источника
происхождения, обязательно
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что опыт функционирования финансового рынка представляет значительный интерес для отечественных государственных и коммерческих финансовых институтов в условиях становления в нашей стране экономики рыночного типа.
1.3 Государственное регулирование финансового рынка, его тенденции в Республике Беларусь
Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа.
С теоретической точки зрения государственное регулирование финансового рынка — это совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающая целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов. [9 ,с.209]
На практике государство в лице отдельных органов регулирует экономическую систему и управляет ею с помощью системы мер законодательного и контролирующего характера.
Содержание государственного регулирования составляют:
Целенаправленное воздействие государства на финансовый рынок осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами.
Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется путём установления обязательных требований к участникам финансового рынка, гарантии им равной информированности и гласности. Прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, обеспечивающих исполнение этих норм.
Косвенное государственное регулирование финансового рынка производится с помощью проведения налоговой, денежной политики, а также в области управления государственной собственностью и т.д.
В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органы государственного управления применяют к ним различные методы институционального и функционального регулирования.
Методы институционального регулирования имеют объектом финансовое положение конкретных финансовых институтов и обеспечивают качество управления ими. Институциональное регулирование, таким образом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования и охватывает все аспекты деятельности конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение объектов регулирования. К методам институционального регулирования относятся, например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институциональные методы регулирования широко применяются на финансовом рынке, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности требует контроля за финансовым положением участников с целью защиты интересов инвесторов и других субъектов этого рынка.
Методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций, т.е. выполнения конкретных функций. В большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на финансовом рынке важно не столько финансовое состояние участников, сколько то, как они обслуживают клиентов. Этим обусловливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования финансового рынка.
Методы функционального
регулирования рынка во многом
пересекаются с проблемами
В Республике
Беларусь регулятивная
Таким образом, главная задача на сегодняшний день - создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок, для привлечения инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. У Беларуси есть перспективы и пути для развития. Достаточно осознать, что экономические модели и механизмы не должны зависеть от мнения и желания людей постоянно - это необходимо лишь на начальном этапе, чтобы осознать необходимость построения системы, а дальше она будет работать самостоятельно на основе экономически обоснованных постулатов экономической эффективности, целесообразности, значимости, применяемости и востребованности.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ валютного рынка в Республике Беларусь
Функционирование валютного рынка является важным аспектом стабилизации макроэкономического и внешнеэкономического положения страны.
Ряд значений курса одной валюты по отношению к другой за определенный промежуток времени даёт представление о динамике обеих валют относительно друг друга.
В данном разделе будет рассмотрена динамика официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США, евро и российскому рублю.
В таблице 2.1 представлена информация о среднем официальном курсе белорусского рубля по отношении к иностранным валютам за 2008 - 2010 гг.
Таблица 2.1 – Средний официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам за 2008 – 2010 гг.
белорусских рублей
Год |
Средний официальный курс белорусского рубля по отношению к: | ||
российскому рублю |
доллару США |
евро | |
2008 |
86,17 |
2 136,29 |
3 134,80 |
2009 |
88,06 |
2 792,54 |
3 885,38 |
2010 |
98,11 |
2 978,10 |
3 949,89 |
Примечание – Источник:[11, с. 150; 12, с.107]
Рассмотрим динамику среднего официального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю за 2008-2010 гг. Для этого рассчитаем цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста и прироста, среднее значение официального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю за 2008 – 2010 гг., среднегодовые абсолютный прирост, темп роста и темп прироста официального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю за анализируемый период. Воспользуемся следующими формулами для расчета вышеперечисленных статистических показателей: ; ; ; ; ; ; ; ; ; . За базисный уровень выберем средний официальный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю за 2008 г. Результаты вычислений представим в таблице 2.2:
Таблица 2.2 – Динамика среднего официального белорусского рубля по отношению к российскому рублю за 2008-2010 гг.
Год |
, бел. руб. |
, бел. руб. |
, % |
, % |
, % |
, % |
, бел. руб. |
, бел. руб. |
, % |
, % |
2008 |
- |
- |
100 |
- |
0 |
- |
90,78 |
5,97 |
106,7 |
6,7 |
2009 |
1,89 |
1,89 |
102,2 |
102,2 |
2,2 |
2,2 | ||||
2010 |
11,94 |
10,05 |
113,9 |
111,4 |
13,9 |
11,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка на базе данных Бюллетеней банковской статистики
На основании данных таблицы 2.2 можно сделать выводы, что по сравнению с 2008 годом средний официальный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю вырос в 2009 г. на 1,89 бел. руб., в 2010 г. - на 11,94 бел. руб. В 2010 г. средний официальный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю вырос на 10,05 бел. руб. по сравнению с официальным курсом белорусского рубля к российскому рублю в 2009г.
По сравнению с 2008г. в 2009 г. средний официальный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю (в бел. руб.) увеличился на 2,2%, в 2010 – на 13,9 %. В 2010 г. официальный курс белорусского рубля к российскому рублю (в бел. руб.) по сравнению с 2009 г. вырос на 11,4%.
Средний официальный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю за 2008 – 2010 гг. составил 90,78 бел. руб. за 1 российский рубль. В среднем ежегодно за период 2008 – 2010 гг. средний официальный курс белорусского рубля к российскому рублю увеличивался на 5,97 бел. руб. за 1 российский рубль ( на 6,7%).
Изучив показатели динамики среднего официального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю за 2008 – 2010 гг., можно сделать вывод, что наблюдается понижение стоимости белорусского рубля в этот период по отношению к российскому рублю, т.к. за единицу национальной валюты в 2010 г. можно было приобрести меньшее количество российских рублей по сравнению с 2008г.
Причинами данного понижения курса являются:
- различия в уровне
процентных ставок двух стран
– Республики Беларусь и
- государственное макрорегулирование экономики в рассматриваемых странах;
- различные уровни инфляции в РБ и России.
Далее изучим динамику среднего официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США за 2008-2010 гг. Для этого рассчитаем цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста и прироста, среднее значение официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США за 2008 – 2010 гг., среднегодовые абсолютный прирост, темп роста и темп прироста официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США за анализируемый период. Воспользуемся следующими формулами для расчета вышеперечисленных показателей динамики : ; ; ; ; ; ; ; ; ; . За базисный уровень выберем средний официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США за 2008г. Результаты вычислений представим в таблице 2.3:
Таблица 2.3 – Динамика официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США за 2008 – 2010 гг.