Фирма в совершенной и несовершеннй среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

ХХI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р. Макконнелла и С.Л.Брю:"Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу прикапитализме".

Вложенные файлы: 1 файл

фирма в совершенное и не совершенной среде.docx

— 70.29 Кб (Скачать файл)

1. Цены на ресурсы неизменны.  Это возможно в случае, когда  спрос определенной отрасли на  ресурсы составляет незначительную  часть общего объема спроса. Отрасль  может расширяться без существенного  влияния на цены и издержки. Расширение или сокращение отрасли  воздействуют только на объем  производства и не сказываются  на цене. Повышение спроса означает  перемещение соответствующей кривой  вправо вверх, в сторону более  высокой цены. Так как любая  фирма в отрасли находится  в положении ценополучателя, она будет рассматривать повышение цены как внешний фактор и реагировать на него увеличением объема производства с Q1 до Q2. Привлечение в производство новых фирм и ужесточение режима конкуренции приводит к увеличению рыночного предложения до Q3 и снижению цены до первоначального уровня. Таким образом, долговременное равновесие фирмы восстанавливается, а кривая предложения отрасли представляет собой абсолютно горизонтальную линию.

Мы рассмотрели отрасли с  постоянными издержками. Как правило, речь идет о применении традиционных ресурсов, используемых другими отраслями.

2. Цены на ресурсы возрастают. Большинство отраслей использует  специфические ресурсы, количество  которых ограничено. Их применение  определяет восходящий характер  издержек данной отрасли. По  мере расширения отрасли кривая  средних издержек сдвигается  вверх, т.е. вхождение новых фирм оказывает влияние на цены ресурсов, следовательно, на величину издержек. Вхождение новых фирм увеличивает спрос на ресурсы и повышает цену. Поэтому отрасль будет производить больше продукции только по более высокой цене. Здесь имеется в виду отрасль с возрастающими издержками.

3. цены на ресурсы снижаются.  Кривая долгосрочного предложения  имеет отрицательный наклон. С  укрупнением отрасли у неё  появляется возможность приобретать  большее количество факторов  производства по более низкой  цене. В этом случае кривые  средних издержек фирм смещаются  вниз и рыночная цена продукции  снижается. Это приводит к новому  долговременному равновесию отрасли  с большим количеством фирм, с  большим объемом производства  с более низкой ценой на  продукцию. Следовательно, в области  со снижающимися издержками кривая  долговременного совокупного предложения  отрасли имеет наклон вниз. В  любом случае в долгосрочном  периоде кривая предложения отрасли  будет более полога по сравнению  с кривой краткосрочного предложения,  поскольку, во-первых, возможность  использования всех ресурсов  в долгосрочном периоде позволяет  активнее влиять на изменение  цены (поэтому для каждой отдельной  фирмы, а следовательно, отрасли в целом кривая предложения будет более эластичной). Во-вторых, возможность входа в отрасль новых фирм и выхода из отрасли «старых» позволяет отрасли в большей степени, чем возможны в краткосрочном периоде, реагировать на изменение рыночной цены. Следовательно, выпуск продукции будет увеличиваться или уменьшаться на большую величину в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, в ответ на увеличение или уменьшение цены. Кроме того, точка минимума цены долгосрочного предложения отрасли выше по сравнению с точкой минимума цены краткосрочного предложения, так как все издержки являются переменными и должны быть возмещены.

 

    1. Фирма в условиях не совершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция - это рыночная ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое  влияет на его цену. Несовершенная  конкуренции, в зависимости от степени  нарушения свободной конкуренции, в свою очередь подразделяется на подвиды: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренции.

Если в условиях совершенной  или свободной конкуренции цена выступает как результат стихийного соотношения спроса и предложения  независимо от сознательных усилий отдельных  фирм, то в условиях несовершенной  конкуренции монополии получают возможность влиять на формирование цены.

Монополистом является единственный производитель в своей отрасли. Его продукт уникален и не имеет  близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объём предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.

Олигополией называют господство на рынке нескольких крупных фирм, чаще от 3 до 5 (автомобильные гиганты, добыча и переработка нефти).

Монополистическая конкуренция –  это такое состояние рынка, когда  имеется достаточно большое количество производителей (20-70 фирм), предлагающих похожую, но не идентичную (с точки  зрения покупателей) продукцию. Эта  форма конкуренции наиболее близка к совершенной или чистой конкуренции. Здесь фирма становится своеобразным монополистом своей марки товара (например, шоколад «Сникерс», зубная паста «Колгейт»). Здесь контроль фирмы над ценой небольшой, почти  невозможен тайный сговор фирм в отношении объёма производства и цен.

Термин «несовершенная конкуренция» в конце ХIХ - начале ХХ веков означал экономическое несовершенство, неэффективность из-за нарушения механизма выравнивания прибыли, ограничения производства. Поддерживая более высокую цену, компании получают больше прибыли, а потребитель теряет. Это неизбежно приводит к застойным явлениям в производстве и к безработице, а в конечном итоге к нестабильности.

В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую.

Естественная монополия - единственная фирма, обслуживающая весь рынок  вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности, обусловленных  экономией на масштабах производства. Во многих случаях высокая степень  концентрации производства обусловлена  технологически. Например, система  водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения.

Иногда естественная монополия  обусловлена ограниченностью (уникальностью  определённых факторов и условий  производства, в частности, природных  ресурсов).

Организационная монополия – выступает  как объединение одинаковых по профилю  видов деятельности предприятий  и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).

Технологическая (техническая, производственная) монополия - предприятие (объединение), контролирующее. Производство и сбыт определённой продукции, специфика  технологии производства которой обусловливает крупные размеры. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма. Объектами монополизации могут быть: а) метод изготовления продукции; 6) узкая предметная специализация. Спрос на определённый продукт может быть удовлетворён одним или несколькими предприятиями (фабрика по изготовлению фильтров для сигарет).

Экономическая монополия - исключительный контроль над определённым видом  торгово-промышленной деятельности. Она  возникает путём договорённости и соглашений между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции. Объектами соглашений выступают  квоты, цены рынки сбыта.

 

 

    1. Поведение фирмы в условиях чистой монополии

С понятием чистой монополии мы сталкиваемся тогда, когда какая-то одна из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей.

Чистая монополия – рыночная структура, в которой одна фирма является продавцом продукта, заменители товара отсутствуют, фирма представляет по существу всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.

Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает  влияния на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное число продукции. В противовес этому  чистая монополия диктует на рынке  цену, ибо является основным поставщиком  этого вида продукции.

Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии, но также и  к «частичным монополиям» — довольно распространенному в экономике  явлению. В каких же формах проявляются  эти барьеры?

На пути проникновения фирм в  отрасль, прежде всего, становятся относительно низкие издержки производства. Уровень  технической и технологической  оснащенности современных производств  настолько высок, что эффективное  малозатратное производство может быть достигнуто только при весьма крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, сталелитейной, нефтехимической и некоторых других отраслей экономики. Каждая из них контролирует до одной трети рынка своих товаров. Естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в эти отрасли. Малым фирмам это не под силу, так как необходим длительный срок накопления для достижения нормального для отрасли объема производства. Но задача вхождения в отрасль крупному производству также практически не разрешима. Новому производству очень сложно получить денежный капитал, а он должен быть весьма огромен. В итоге получается, что контролируют производства ряд базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющие ее.

В общественном хозяйстве существуют такие отрасли, которые рассматриваются  как естественные монополии. Это, например, электрические и железнодорожные  компании, водо-, газоснабжение и  т.д. Им обычно предоставляются исключительные государственные привилегии, а другим их просто не получить. В свою очередь  и конкуренцию в подобных отраслях допускать невозможно. Вода постоянно  должна быть в квартире, а это  достигается при жесткой монополии  работ по водоснабжению городов  и населенных пунктов.

Государство устанавливает также  легальные барьеры для проникновения  в ту или иную сферу занятости. Это достигается посредством  выдачи патентов и лицензий. Патенты  представляют собою государственные  удостоверения, выдающиеся частным  лицам или предприятиям с целью  узаконения их изобретательских прав и защиты этих прав от захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями. Фирмы в таком  случае достигают монопольной степени власти на рынке научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и эта монопольная власть ставит барьер на пути проникновения в отрасль других фирм или государственных организаций.

Вступление в отрасль или  род деятельности может быть ограничено также посредствам выдачи государственных  лицензий. Последние предоставляют  исключительное право фирмам или  каким-то государственным организациям на производство определенных товаров  или их реализацию. Так, в большинстве  стран государство обладает исключительным правом на продажу алкогольных напитков, производство медицинских препаратов и т.д.

Средством преграды для проникновения  конкурентов в отрасль может  служить институт частной собственности. Фирма или консорциум, владеющие  месторождением полезных ископаемых (руд, бокситов, минеральных удобрений), конечно  же, будет препятствовать появлению  конкурентов в роде своей деятельности. Аналогичное складывается во многих отраслях экономики.

Препятствием на пути проникновения  в отрасль являются приемы нечестной  конкуренции, допускаемые старыми  представителями отрасли по отношению  вновь вступающих или своих «собратьев»-конкурентов. Может быть распространена ложная информация о продукте конкурента, а также оказано давление на поставщиков ресурсов и на банки с целью непредоставления кредитов. В этом же направлении используется ценообразование. Хотя многие из подобных действий являются противозаконными, тем не менее, они часто используются конкурирующими фирмами.

Для монополии характерной является ситуация, при которой цена превышает  предельный доход. Нисходящая кривая спроса означает, что чистый монополист может  увеличить объем производства и  реализации только в том случае, если снизит цену. Именно это, т.е. необходимость  снижения цены с целью увеличения продаж, становится причиной того, что  предельный доход становится меньше цены для каждого варианта выпуска, кроме первого. Следует иметь  в виду, что падение цены относиться не только к дополнительной единицы  проданной продукции, но и ко всем другим единицам продукции, которые  в ином случае могли быть реализованы  по более высокой цене.

Монополист не свободен полностью  в процессе установления цены или  объема производства. Нисходящая кривая спроса означает, что высоким ценам  соответствуют низкие объемы продаж, а небольшим — существенные объемы реализации. По определению, спрос является эластичным, если уменьшение цены приводит к росту валового дохода. В случае неэластичного спроса падение цены вызывает уменьшение валового дохода.

Возникает вопрос, может ли монополист без конца наращивать производство и поставлять продукцию на рынок? Он может каждый раз снижать цену, увеличивать производство и приумножать  валовой доход, но это не может  продолжаться беспредельно, ибо он столкнется с неэластичностью спроса на продукцию. Монополист никогда но захочет понижать цену на неэластичном отрезке своей кривой спроса, потому что это приведет к сокращению валового дохода, увеличению издержек производства и снижению прибыли.

Иначе говоря, монополист в интересах  сохранения прибыльности производства всегда будет избегать неэластичного  спроса в пользу некоторой комбинации цена — объем производства в условиях эластичности спроса на продукцию. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация будет давать больший прирост валового дохода, чем идти на увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство до такого объема, при котором предельный доход станет равным предельным издержкам.

Поскольку увеличение объема производства сопряжено с ростом издержек производства, монополист не желает вступать, а противоречие с последними и, руководствуясь экономическими соображениями, сочтет более выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене.

 

    1. Олигополизм: Сущность и механизм

Олигополия характерна для рынка, где действует несколько (но немного) фирм, производящих одно- или разнородную продукцию. Вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в получении информации и в области ценообразования. Данная рыночная структура типична для сталелитейной промышленности, производства автомобилей, сигарет и т.п.

Под олигополией следует понимать ситуацию на рынке, когда число фирм в отрасли настолько мало, что  каждая при формировании своей ценовой  политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Об олигополии обычно говорят тогда, когда малое число фирм господствует на рынке однородного или дифференцированного  продукта. Такое положение обычно характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой  торговли.

Информация о работе Фирма в совершенной и несовершеннй среде