Фирма в совершенной и несовершеннй среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

ХХI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р. Макконнелла и С.Л.Брю:"Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу прикапитализме".

Вложенные файлы: 1 файл

фирма в совершенное и не совершенной среде.docx

— 70.29 Кб (Скачать файл)

Количество субъектов олигополии может быть разное, все зависит  от концентрации продаж продукции в  руках той или другой корпорации или фирмы. В свою очередь концентрация продаж обусловлена характером издержек и существующими барьерами для  вступления в отрасль.

Важнейшей чертой для превращения  фирмы в олигополию или ее вступления в олигополистическую отрасль является эффект масштаба. Дело в том, что  существует целый ряд производств, эффективное функционирование которых  возможно только по достижении производственными  мощностями определенного масштаба. Только при этих условиях становится возможным достижение приемлемых для  получения нормальной прибыли издержек производства. Достигнуть этого рубежа может не каждая фирма, ибо это  требует огромных средств. Поэтому  эффект масштаба становится труднопреодолимым  препятствием. Может возникнуть вопрос, как добиться большего эффекта масштаба? Чаще всего это происходит за счет эффекта слияния, когда одна или  несколько конкурирующих фирм или  корпораций сливаются в одну более мощную, имея целью увеличить рыночную долю продукта и добиться большего эффекта масштаба.

Другой важной причиной слияния  фирм выступает стремление усилить  власть на рынке, получить возможность  оказывать влияние на ценовую  политику. К тому же слияние приводит к эффекту “крупного покупателя”: приобретение товаров крупными партиями всегда более выгодно, чем мелкими  партиями.

Важной чертой, характеризующей  олигополию, выступает всеобщая взаимозависимость  субъектов олигополии. Это особенно четко проявляется в ценовой  политике. Если одна из фирм снизила  цену, другие немедленно должны отреагировать  на подобное действие, в противном  случае потеряют покупателей на рынке. Иногда такие действия оказываются  весьма “болезненными” для инициатора конкурирующих действий. Поэтому  не случайно ни одна фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не рассчитав возможные  ответные действия конкурентов. Такая  взаимозависимость в действиях  выступает уникальным свойством  олигополии.

Рассмотренные ранее виды конкуренции  относятся к довольно ясно очерченным рыночным классификациям, олигополию такой назвать нельзя. Олигополистический рынок может быть создан как 2—3 фирмами, полностью контролирующими рынок, так и 6—8 фирмами, которые контролируют 70—80 % рынка. Это осложняет определение цены и объема производства. Дело еще более осложняется за счет элемента всеобщей взаимозависимости между субъектами олигополистического рынка. В итоге получается, что либо олигополистические цены остаются «жесткими» и меняются редко, либо, если они и меняются, то у всех субъектов практически одновременно. И тем не менее вариации здесь могут быть разные. Если допустить, что на рынке действуют три конкурента и один из них снизил цену, как в таком случае будут поступать другие конкуренты? Чтобы избежать возможности потерять покупателей, они также снизят цены. А что произойдет, если один из конкурентов повысит цену? В данном случае он рискует потерять покупателей и двое других ему мешать не будут, ибо покупатели первого продавца перейдут к ним. Это наиболее вероятные действия в случае, если конкуренты не сговариваются вести единую политику цен.

Возьмем случай, когда фирмы заключают  тайное соглашение о том, чтобы зафиксировать  цены, разделить или распределить рынки во имя того, чтобы избежать конкуренции между собою. В таком  случае цена и объем производства будут устанавливаться таким  же образом, как при чистой монополии.

Может сложиться ситуация, когда  фирмы тайного соглашения не заключают, но понимают наличие лидерства на рынке. Поэтому, если “господствующая” фирма меняет цену, все другие подстраиваются к ней и автоматически следуют  ее примеру.

Наконец, фирма может использовать иную модель ценового поведения и  применить принцип “издержки  плюс”. В таком случае издержки производства определяются с учетом полной загрузки производственных мощностей или  частичной и к ним добавляется наценка, обеспечивающая получение прибыли. В зависимости от складывающейся на рынке конъюнктуры фирма определяет свое поведение и свои действия.

 

Глава 2. Анализ конкурентной среды предприятия на примере ЭПХ «Элита»

В результате оценки конкурентоспособности продукции  могут быть приняты следующие  пути повышения конкурентоспособности:

– изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

 

– изменение порядка проектирования продукции;

– изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;

– изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;

– изменение порядка реализации продукции на рынке;

– изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;

– изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции;

– изменение системы стимулирования поставщиков;

– изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

В конечном результате необходимо нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение  в производство новых, более совершенных  изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение  качественных и потребительских  характеристик при снижении цен  на выпускаемые изделия, что и  должно в итоге создать условия  для победы в конкурентной борьбе.

Для повышения  эффективности работы ф/х «Маслянка» основные мероприятия должны быть направлены на активизацию маркетинговой деятельности.

Практическое  значение имеет использование конкретных маркетинговых приемов, ориентированных на привлечение клиентов.

Чтобы сегодня  создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто, модернизировать организацию  и управление, но, и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главное при  этом - умение определить и быстро, эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества.

Все усилия организации и управлении направлены на развитие тех его качеств или  реализуемой им продукции, которые  выгодно отличают фирму от потенциальных  или реальных конкурентов. Недаром администрация эпх «Элита» сформулировала свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники хозяйства.

Четкая  ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, постоянный их поиск  как внутри предприятия, так и  извне предопределяют весь набор функций, выполняемых аппаратом управления предприятия, состав управленческих подразделений, их подходы к разработке хозяйственной стратегии.

Повышение конкурентоспособности - верный шаг  к успеху предприятия в сфере  его деятельности. Для оценки деятельности предприятия целесообразно проанализировать и оценить экономический потенциал, т.е. совокупность ресурсов, имеющихся  в распоряжении предприятия и  способности к использованию  ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального дохода.

Для повышения конкурентоспособности ЭПХ «Элита» я предлагаю следующие мероприятия,:

1. Ускорить  работу по модернизации существующего  оборудования;

2. В целях  повышения конкурентоспособности  освоить технологию выращивания  рапса;

3. Рассмотреть  вопросы формирования дилерской  сети в регионах Украины на  базе существующих региональных  центров по торговле зерновыми;

4. Рассмотреть  вопрос ценообразования для основных  дилеров с целью усиления конкурентоспособности ЭПХ «Элита».

Для обеспечения  и повышения уровня конкурентоспособности  фирмы необходимо учитывать особенности  требований рынка (цена, условия поставки, ассортимент), а также замечания  и предложения потребителей по качеству продукции.

Для повышения  уровня конкурентоспособности ЭПХ «Элита» необходимо ускорить работу по модернизации устаревшего оборудования, совершенствованию технологии выращивания зерновых, внедрению новых технологий производства и мероприятий по ускоренному изготовлению и внедрению новых гибридов.

Основные  мероприятия по развитию производства, повышению технического уровня и качества продукции ЭПХ «Элита»

Мероприятия по развитию производства, повышению  технического уровня и качества продукции ЭПХ «Элита»

Наименование  мероприятия

Цель  мероприятия

Сумма затрат

1 Мероприятия,  обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции

1 Модернизация  технологической линии.

Расширение  ассортимента, выполнение прогнозных показателей 120 тыс. тыс.

2 Внедрение  технологии капельного орошения  полей

Выпуск конкурентоспособной продукции 80 тыс. тыс.

3 Увеличение  объемов производства

Снижение себестоимости продукции 50 тыс. тыс.

2 Внедрение  в производство перспективных  технологий и новых видов продукции:

1 Выращивание  рапса

Выращивание нового вида продукции, расширение ассортимента, выполнение прогнозных показателей 40 тыс. тыс.

2 Освоение  технологии выращивания рапса

Выращивание нового вида продукции, расширение ассортимента, выполнение прогнозных показателей 35 тыс. гтыс.

3 Реконструкция  и расширение вспомогательного  хозяйства:

1 Разработка  технической документации, внедрение  и наладка комплексной системы  автоматического энерго учета

Обеспечение автоматического учета энергоресурсов, экономия потребления электроэнергии 20 тыс. тыс.

2 Реконструкция  насосной станции с установкой  дополнительных мощностей

Обеспечение работоспособности вновь вводимого и действующего оборудования 72 тыс. тыс.

 

Заключение

О конкурентоспособности  продукции сегодня говорят все  больше и больше руководителей предприятий. Однако до сих пор для многих из них точное значение этого понятия остается неопределенным.

Термин  «конкурентоспособность» применяют  относительно отрасли, предприятия, продукции, услуги. Изучением конкурентоспособности  занимаются специалисты в области  маркетинга, менеджмента, товароведения, микро и макроэкономики. Тем не менее, главным элементом конкуренции  на рынке выступает продукция  или товар. С помощью этой рыночной категории потребитель удовлетворяет  имеющиеся у него потребности, а  производитель получает прибыль. Следовательно конкурентоспособность именно продукции является базовым понятием конкуренции.

В магистерской работе был рассмотрен комплексный  целевой анализ производства и реализации продукции, а также выявление  основных показателей влияющих на конкурентоспособность ЭПХ «Элита».

Конкуренция - борьба независимых экономических  субъектов за ограниченные экономические  ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Наличие конкурирующих фирм порождает такое  явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Наиболее  известной маркетинговой моделью  описания конкуренции на рынке, используемой в отечественной и зарубежной литературе, является модель «пяти  сил конкуренции» Портера.

После выявления  и оценки своих главных конкурентов  компания должна разработать маркетинговые  стратегии конкуренции, которые  позволят наилучшим образом пози-ционировать ее предложение по отношению к предложениям конкурентов.

Деятельность  подсобного хозяйства протекает достаточно успешно. За 1 год на 4% возросла выручка от реализованных услуг. Произошел рост чистой прибыли за счет уменьшения себестоимости продукции, в связи с переходом на отечественные ингредиенты и уменьшения расходов на маркетинг. Несмотря на то, что расходы на стимулирование сбыта возросли, значительно снизились расходы на «раскрутку», что привело к незначительному уменьшению расходов на маркетинг.

 

 

Список  использованной литературы

  1. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Издательство Дом «Вильямс»,
  2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента
  3. В. Д. Камаев «Экономическая теория»
  4. Кудров В. Современная мировая экономика и Россия. / В. Кудров // Вопросы экономики
  5. Основы микроэкономики. Учебник. М., 2000.
  6. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика.

Информация о работе Фирма в совершенной и несовершеннй среде