Фирма – как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов значения фирм, изучение механизма функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике, рассмотреть особенности предпринимательской деятельности дальнего зарубежья, на примере США, и России.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие фирмы, ее сущность и сферу деятельности;
2. Изучить классификацию фирм, в соответствии с различными
признаками;
3. Раскрыть предпринимательскую деятельность фирмы;
4. Определить роль фирмы в рыночной экономике;
5. Рассмотреть основные вопросы функционирования хозяйственных
единиц в рыночной экономике;
6. Рассмотреть основные этапы функционирования хозяйственных единиц
в рыночной экономике.

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Теоретические основы функционирования фирмы как основного субъекта рыночных отношений. 5
1.1. Понятие, цели и функции фирмы 5-8
1.2. Теории фирм 9-11
1.3. Формы организации предпринимательской деятельности 12-15
Глава 2. Сущность фирмы как основной производственной единицы. 16
2.1. Механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике
16-18
2.2. Конкурентоспособность фирмы 19-21
Глава 3. Особенности предпринимательской деятельности фирмы дальнего зарубежья и России. 23
3.1. Особенности организации предпринимательской деятельности в США 22-23
3.2. Характерные черты предпринимательского потенциала России 24-25
Заключение 26
Библиографический список 27

Вложенные файлы: 1 файл

Фирма.Голощапова И.В.исправленный.docx

— 79.05 Кб (Скачать файл)

 

Итак, в условиях рыночной экономики предприятие действует  не как микрочастицы единого народнохозяйственного  комплекса страны, а как первичное  самостоятельное звено экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теории фирм

Углубленному анализу  фирмы как экономического феномена и одного из ведущих «актеров» современных рынков в немалой степени способствовали формирование и развитие неоинституциональных идей, все более утверждающих себя в качестве одного из ведущих направлений современного экономического анализа. Первоначально неоинституционализм разрабатывался как определенная реакция недовольства на ограниченность традиционных неоклассических и «технических» в своей основе взглядов на фирму как на «черный ящик», в рамках которого происходит трансформация располагаемых фирмой ресурсов в определенные, признаваемые рынком результаты

. Представители неоинституционального анализа, не ограничивая свои усилия критикой неоклассических представлений, выработали во многом новые подходы к фирме с позиции теории контрактов, трансакционных издержек и имущественных прав. Часть из этих идей была воспринята управленческими дисциплинами, включая теорию экономической организации, стратегический менеджмент и маркетинги ряд других. Это в немалой степени способствовало долгожданной интеграции экономической теории и управленческих дисциплин.

.В ответ на критику, а также на другие вызовы современности неоклассический взгляд на фирму претерпевает модификацию. Результатом усилий специалистов, стремящихся модернизировать и уточнить некоторые неоклассические представления, стал ряд новых идей. В их числе не только созданная усилиями Дж. Робинсон теория рынков с несовершенной конкуренцией и соответствующим поведением участников и модель монополистической конкуренции Э. Чемберлина, но и менеджериальная и поведенческая теории фирмы, а также в целом вписывающаяся в неоклассическую парадигму теория стейкхолдеров.

Формирование многообразных  теоретических подходов к экономическому феномену фирмы не могло не привести к стремлению их классифицировать. Соответствующие усилия неоднократно предпринимались и зарубежными, и отечественными специалистами. Динамизм экономической жизни, а также интенсификация научных исследований данной проблематики обусловливают необходимость продолжения работы в этом направлении.

Неоклассическая фирма. В неоклассической микроэкономике фирма, как хорошо известно, трактуется как производственная единица, которая трансформирует входные ресурсы (факторы) в рамках четко не определенного производственного процесса в результаты (выходы или объемы производства). Она представляет собой абстракцию, идеализированную форму бизнеса, чьи действия предопределяются чисто экономическими мотивами максимизации прибыли (или минимизации производственных издержек). В рамках данного, технического, подхода фирма оперирует в экзогенно задаваемой для нее среде, параметры которой находятся за пределами ее контроля.

Поведенческая теория фирмы (бихевиористская). Основы этой теории были сформулированы в ставшей классической работе Р. Cайерта и Г. Марча. Как и менеджериальный подход, поведенческая теория фирмы развивает положение о наличии у фирмы множества сформировавшихся интересов, реализация которых ограничена внешними для нее факторами. При этом сама фирма представляет собой своеобразную коалицию различных действующих лиц, которая объединяет собственников, менеджеров, персонал компании, покупателей, поставщиков, инвесторов и др. Все эти персонажи имеют в фирме свой собственный интерес, удовлетворение которого часто осуществляется за счет других членов данной коалиции. Процедура согласования этих интересов, которая представляет собой своеобразные переговоры, находится в центре принятия фирмой основных решений. Процесс согласования интересов и принятия решений имеет в своей основе представление об ограниченной рациональности, которой руководствуются все участники соответствующего процесса. Что касается содержания самих интересов, то для каждого из участников коалиции оно имеет весьма специфическое выражение. Так, скажем, для менеджеров и персонала отдела продаж интерес может состоять в возрастании объема реализуемой продукции, для рабочих – в росте самого выпуска продукции и т. д.

С рассмотренными выше менеджериальным  и поведенческим подходами соприкасается теория стейкхолдеров. Для нее также характерны ориентация на анализ и согласование разнообразных интересов заинтересованных в фирме «актеров» с выходом на ряд значимых для организации управления бизнесом рекомендаций.

Развитие экономических  представлений о фирме осуществлялось не только в границах неоклассической  парадигмы путем критического переосмысления ее некоторых наиболее очевидных  упрощающих предпосылок, но и на базе ряда активно формирующихся новых направлений. К их числу относится новая институциональная теория. современная экономическая теория, принадлежащая к неоклассическому направлению, начало которой положила книга Рональда Коуза «Природа фирмы», вышедшая в 1937 году. Однако интерес к этой сфере проявился лишь к концу 1970-х годов в США, а затем в Европе. Сам термин был введен в научный оборот Оливером Уильямсоном. Неоинституционализм – яркое проявление тенденции проникновения методов микроэкономического анализа в смежные социальные дисциплины. По сравнению с неоклассической теорией неоинституционализм вводит новый класс ограничений обусловленных институциональной структурой общества и сужающей поле индивидуального выбора. Кроме того вводятся поведенческие предпосылки – ограниченной рациональности и оппортунистического поведения.

Теория трансакционных издержек, имущественных прав и границы фирмы. В отличие от агентского подхода, в котором анализируются взаимоотношения между различными «актерами», вне зависимости от того, находятся ли они внутри одного и того же предприятия (либо какой-то другой организационной единицы) или за его пределами, теория трансакционных издержек ставит следующие центральные с точки зрения теории фирмы вопросы, а именно: где должна производиться продукция – внутри фирмы или за ее пределами (в таком случае ее нужно будет покупать). При этом мы имеем дело с так называемым решением «производить или покупать» и связанным с ним вопросом о «естественных» или эффективных границах фирмы.4

Формированию более полных и адекватных теоретических представлений  о фирме в рамках неоинституционального подхода способствовало обращение ряда ее представителей, к числу которых принадлежит О. Уильямсон, к теории имущественных прав. Как и подход трансакционных издержек, данная теория исходит из наличия неполных контрактов. Одним из центральных здесь является вопрос о том, в какой мере распределение имущественных прав оказывает воздействие на поведение рыночных «актеров», включая стимулирование инвестиций в так называемые специфические активы.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Формы организации предпринимательской деятельности

Формы организации предпринимательства  различают в зависимости от того, действует ли предприниматель индивидуально или в сговоре с другими; для ведения бизнеса использует только собственное имущество или привлекает его со стороны; привлекает ли наемную силу или использует только личный труд.

Индивидуальное предпринимательство  – простейшая форма ведения дел. Люди вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, как физическое лицо с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Существуют и другие виды предпринимательской деятельности без образования юридического лица: временные трудовые коллективы, товарищества, аренда имущества предприятия и другие.

Юридическое лицо – организация, имеющая имущественные права  и обязанности и выступающая  в качестве самостоятельного субъекта права. Имущество юридического лицо обособлено от имущества его членов. Предпринимательская деятельность юридических лиц – коллективное предпринимательство, хотя по закону учредителем может быть и один человек, но в любом случае юридическое лицо действует на основании учредительных документов.

По ГК РФ существуют следующие  организационно-правовые формы коллективного бизнеса:5

    • полное товарищество;
    • товарищество на вере;
    • общество с ограниченной ответственностью;
    • общество с дополнительной ответственностью;
    • акционерное общество (открытое, закрытое);
    • производственный кооператив;
    • государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации  представлены потребительскими оперативами, общественными и религиозными организациями, фондами, учреждениями. Юридические лица могут создавать по договору между собой объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Основные хозяйственные общества или товарищества могут иметь дочерние или зависимые хозяйственные общества.

Остановимся подробнее на организационно-правовых формах бизнеса:

Товарищество – объединение  лиц, которые лично участвуют  в делах фирмы. Полным считается товарищество, в котором участники занимаются предпринимательской деятельностью и несут взаимную ответственность по обязательствам принадлежащим им имуществом, согласно заключенному договору. Сделки могут совершаться только с согласия всех участников. Прибыли и убытки распределяются согласно долям участников в уставном капитале. В случае смерти одного из участников, его наследник может вступить в товарищество с согласия других участников. Товарищество может быть преобразовано или вообще ликвидировано, если остается только один участник.

Товарищество на вере –  товарищество, в котором имеется один или несколько участников, которые несут риск убытков только в пределах внесенных ими сумм. Они не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности компании.

Общества с ограниченной ответственностью – общество, созданное  одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных размеров, установленных учредительными документами. Участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. Деятельность таких обществ регламентируется учредительным договором и уставом. Общее собрание участников является высшим органом. ООО может быть преобразовано в производственный кооператив или акционерное общество. Ликвидируется общество только со взаимного согласия его участников. Выход из общества свободный. При выходе участник может продать свою долю в уставном капитале.

Общества с дополнительной ответственностью, в отличии от ООО, солидарно несут ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Акционерное общество –  общество, уставной капитал которого разделен на акции. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут убытки, согласно стоимости принадлежащих им акций.

Производственный кооператив – добровольное объединение граждан для совместной деятельности на основе членства, личного участия и объединения имущественных паевых взносов.

Муниципальные и государственные  предприятия действуют в форме унитарных предприятий. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Совместные предприятия  – особая форма предпринимательства (предприятия с участием иностранного капитала).

В мировой практике сложились  три основных типа фирм, каждый из которых  имеет свои преимущества и недостатки:

    • единоличное предприятие;
    • корпорация;
    • партнерства.

Рассмотрим теперь подробнее  организационно-экономические формы  предпринимательства, к которым относятся финансово-промышленные группы, концерны, консорциумы, ассоциации, синдикаты, картели.6

Финансово-промышленные группы – это относительно новая организационно-экономическая  форма предпринимательства. Группы представляют собой сосредоточение в одних руках торгового, банковского, страхового и промышленного капиталов, интеллектуального потенциала организаций и предприятий.

Концерн – многоотраслевое  акционерное общество, которое контролирует предприятие через систему участия. Он получает контрольный пакет акций тех компаний и предприятий, которые являются по отношению к нему дочерними. В то же самое время дочерние компании могут обладать контрольными пакетами акций других акционерных компаний, которые могут быть расположены не только внутри страны, но и за ее пределами.

Консорциум – объединение  предпринимателей для проведения крупных  финансовых операций совместно. Данное предпринимательское объединение  имеет возможность крупных финансовых вложений в какой-либо проект, при  этом риск, который возникает при  данного рода вложениях уменьшается, так как  ответственность раскладывается на множество участников. Консорциумы возникают либо на стыке различных отраслей, либо в новых отраслях в условиях научно-технической революции.

Ассоциации – одна из форм добровольного объединения  экономически самостоятельных организаций, предприятий, которые это же самое время могут входить и в другие объединения. Обычно в состав данных образований входят организации и предприятия односпециализированные и расположенные на определенной территории. Цель создания ассоциаций – это совместное решение экономических, технических, социальных, производственных и других задач.

Информация о работе Фирма – как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике