Фирма – как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов значения фирм, изучение механизма функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике, рассмотреть особенности предпринимательской деятельности дальнего зарубежья, на примере США, и России.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие фирмы, ее сущность и сферу деятельности;
2. Изучить классификацию фирм, в соответствии с различными
признаками;
3. Раскрыть предпринимательскую деятельность фирмы;
4. Определить роль фирмы в рыночной экономике;
5. Рассмотреть основные вопросы функционирования хозяйственных
единиц в рыночной экономике;
6. Рассмотреть основные этапы функционирования хозяйственных единиц
в рыночной экономике.

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Теоретические основы функционирования фирмы как основного субъекта рыночных отношений. 5
1.1. Понятие, цели и функции фирмы 5-8
1.2. Теории фирм 9-11
1.3. Формы организации предпринимательской деятельности 12-15
Глава 2. Сущность фирмы как основной производственной единицы. 16
2.1. Механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике
16-18
2.2. Конкурентоспособность фирмы 19-21
Глава 3. Особенности предпринимательской деятельности фирмы дальнего зарубежья и России. 23
3.1. Особенности организации предпринимательской деятельности в США 22-23
3.2. Характерные черты предпринимательского потенциала России 24-25
Заключение 26
Библиографический список 27

Вложенные файлы: 1 файл

Фирма.Голощапова И.В.исправленный.docx

— 79.05 Кб (Скачать файл)

По данным Администрации  малого бизнеса США, в стране в 1994г. насчитывалось 22,1 млн. предприятий, так  называемых «деловых единиц», включающих корпорации, партнерства и единоличные  компании. Единоличная компания –  основная стартовая площадка для последующего развития фирмы. Такая компания является собственностью юридического лица.  В 1994г. единоличных предприятий в США было 16,0 млн. или 72,4% всех деловых структур. В этом же году корпораций насчитывалось 4,5 млн. или 20,4%, а партнерских фирм и того меньше – 1,6 млн. или 7,1%.

Компания с ограниченной ответственностью – комбинированная  структура, сочетающая в себе черты партнерства (только участников облагаются налогом) и корпорации (ограниченная имущественная ответственность участников). Приходим к выводу, что для бизнеса, которому требуется имидж, подходит корпорация, а для налогового планирования – компания с ограниченной ответственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.    Характерные  черты предпринимательского потенциала  России

Возникновение предпринимательства  в России и его широкое распространение  связывают с XVII – XVIII вв. В годы правления Петра I (1682-1725) оно получает наибольшее развитие. А в 90-е годы XIX предпринимательство становится массовым явлением, в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. Курс на ликвидацию рыночных экономических связей был взят после двух последовательных революций  (Февральской и Октябрьской 1917 г.). Но реанимация предпринимательства в России началась только в 1990-е годы.

В соответствии с ГК РФ на сегодняшний день в России могут  создаваться следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:12 хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. В числе хозяйственных товариществ – полное товарищество и коммандитное товарищество. Хозяйственные общества могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственность, с дополнительной ответственностью, дочерних и зависимых обществ.

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок).

 Доля государства сохраняется весьма заметной как в национальном богатстве, так и в собственности акционерных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этими продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.13

В этой связи чрезвычайно  важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

В частности, одна из ключевых задач государства – оказание финансово кредитной поддержки  предпринимательству, особенно малому и среднему, принятию стабильного  законодательства, в том числе  налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления  отечественного предпринимательства  должно стать создание соответствующей институциональной структуры – развития бизнес – инкубаторов ( в 1998г. их было 58), информационно-консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог сказанному выше, делаем выводы, что фирма, как субъект  рыночных отношений, является ключевым звеном. Это можно объяснить тем, что в современной рыночной экономике фирма является основным производителем товаров и услуг. нормальное функционирование фирм обеспечивается предпринимателями. Предпринимательские способности – это экономический ресурс, включающий в себя предпринимательскую инфраструктуру, предпринимательскую культуру и этику.

Фирма – это самостоятельная  хозяйственная единица различных  форм собственности, которая объединяет ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность – это деятельность по производству товаров и предоставлению услуг, которая должна приносить предприятию прибыль или коммерческую выгоду.

Конечная цель фирмы –  это за счет максимизации прибыли  упрочить свои позиции на рынке.

Конкурентная стратегия  фирмы – это ее основной рабочей  инструмент.

Как правило, фирмы группируются по нескольким критериям: по формам собственности, характеру ее деятельности, размерам, отраслевой принадлежности и другие.

АО – это более развитая форма собственности, в то время  как наиболее устойчивой является полное товарищество, а более безопасной – коммандитное товарищество.

Конкурентоспособность фирмы  – это способность к производству и реализации продукции, которые по качественным или ценовым параметрам превосходят товары фирм-конкурентов.

Проводя сравнение между  деятельностью фирм в России и  США видим, что в США предпринимательство  более развито, потому что у них  становление шло десятилетия, правовые акты, которые способствуют усилению предпринимательской деятельности уже существуют. Перед российской экономикой сейчас стоит задача перевода старых предприятий на рыночную экономику, то есть следует перестроить отношения в рамках компаний, расширить экономическую демографию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Библиографический  список:

    1. Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы). – М.: ИНФРА, 2008, 601 с.
    2. Гражданский кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) Глава 4. Юридические лица, ст. 66-123;
    3. Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия. – М.:ИНФРА,2004, 597 с.
    4. Королев И.С. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. – М.: Юристъ, 2003, 604 с.
    5. Коуз Р./пер. с англ. Фирма, рынок, право. – М.: Новое издательство, 2007; 224с.
    6. Линдблом Ч. / пер. с англ. Рыночная система. Что это такое. Как она работает. – М.:ВШЭ, 2010; 199с.
    7. Маневич В.Е., Козлова Е.А., Чернявский С.В. Теории рыночной экономики. – М.: ГУУ, 1999; 238с.
    8. Пахомова Н.В. Теория фирм в контексте современной экономики // Вестник Санкт-Пербургского университета. – 2007. - №5;
    9. Розанова Н.М. Введение в современную экономику: Популярно о фирме. Банке, применении экономических знаний и многом другом. – М.: Дело, 2013, 256с.
    10. Солдатов В. Организация деятельности – инструмент экономического управления. - http://www.finansy.ru
    11. Уварова Г.В., Анташов В.А. Экономический советник менеджера. – М.: Издательский дом «Экономическая газета»;
    12. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.: Дело, 2000; 696с.
    13. Ясин Е. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными // Вопросы экономики. – 2007. - №9.
    14. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика (Учебное пособие). – М.: Дело, 2000, 456 с.

 

1 Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, с. 54.

2 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика (Учебное пособие). – М.: Дело, 2000, с.89

3 Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы). – М.: ИНФРА, 2008, с. 133

4 Пахомова Н.В. Теория фирм в контексте современной экономики // Вестник Санкт-Пербургского университета. – 2007. - №5;

 

5 Гражданский кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) Глава 4. Юридические лица, ст. 66-123;

6 Розанова Н.М. Введение в современную экономику: Популярно о фирме. Банке, применении экономических знаний и многом другом. – М.: Дело, 2013, стр. 166-169.

7 Королев И.С. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. – М.: Юристъ, 2003, стр. 99-103

8 Коуз Р./пер. с англ. Фирма, рынок, право. – М.: Новое издательство, 2007, стр. 77-78

9 Линдблом Ч. / пер. с англ. Рыночная система. Что это такое. Как она работает. – М.:ВШЭ, 2010; стр. 134

10 Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.: Дело, 2000; стр. 276-277

11 Уварова Г.В., Анташов В.А. Экономический советник менеджера. – М.: Издательский дом «Экономическая газета»

12 ГК РФ ст. 66-123.

13 Ясин Е. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными // Вопросы экономики. – 2007. - №9.

 


Информация о работе Фирма – как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике