Фирма – как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов значения фирм, изучение механизма функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике, рассмотреть особенности предпринимательской деятельности дальнего зарубежья, на примере США, и России.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие фирмы, ее сущность и сферу деятельности;
2. Изучить классификацию фирм, в соответствии с различными
признаками;
3. Раскрыть предпринимательскую деятельность фирмы;
4. Определить роль фирмы в рыночной экономике;
5. Рассмотреть основные вопросы функционирования хозяйственных
единиц в рыночной экономике;
6. Рассмотреть основные этапы функционирования хозяйственных единиц
в рыночной экономике.

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Теоретические основы функционирования фирмы как основного субъекта рыночных отношений. 5
1.1. Понятие, цели и функции фирмы 5-8
1.2. Теории фирм 9-11
1.3. Формы организации предпринимательской деятельности 12-15
Глава 2. Сущность фирмы как основной производственной единицы. 16
2.1. Механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике
16-18
2.2. Конкурентоспособность фирмы 19-21
Глава 3. Особенности предпринимательской деятельности фирмы дальнего зарубежья и России. 23
3.1. Особенности организации предпринимательской деятельности в США 22-23
3.2. Характерные черты предпринимательского потенциала России 24-25
Заключение 26
Библиографический список 27

Вложенные файлы: 1 файл

Фирма.Голощапова И.В.исправленный.docx

— 79.05 Кб (Скачать файл)

Синдикат – объединение  предпринимателей одной отрасли  для сбыта продукции, тем самым  уменьшая излишнюю конкуренцию между  ними.

Картель – это соглашение между организациями, предприятиями одной отраслевой направленности о разделе рынков сбыта,  о ценах на продукцию и услуги, долях общем объемах производства и другое.

В рыночных условиях мы не перестаем  оглядываться на зарубежные страны, поэтому  хочется отметить основные формы  коммерческих предприятий в экономически развитых странах:7

  • частнопредпринимательская фирма – фирма, в которой ее владелец ведет все дела в собственных интересах. Он и управляет предприятием, и получает прибыль, и, соответственно, несет ответственность по всем обязательствам компании.

Владелец предприятия  вправе нанимать и увольнять работников, заключать контракты и договоры. Главное преимущество такой организации  деятельности в простоте ее организации, свободе действий, достаточно серьезной  мотивации (вся прибыль сосредотачивается в одних руках). Но такая фирма не лишена и недостатков. Главным из которых является ограниченность материальных и финансовых ресурсов, неограниченная ответственность и другие.

  • партнерство;
  • корпорация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сущность фирмы как основной производственной единицы.

     2.1.   Механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике

       Главной хозяйственной единицей рыночной экономики является фирма или предприятие. Предприятие – это субъект предпринимательской деятельности, который действует самостоятельно на свой страх и риск. Эта деятельность направлена на неоднократное извлечение прибыли от пользования имуществом, оказания услуг, продажи товаров или другого вида хозяйственных операций. Предприятие должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.

В условиях рынка роль предприятия  видоизменяется и ее изменения происходят по ряду направлений, таких как:8

    • в сложившихся условиях рынок выдвигает предприятиям условие работать так, чтобы выпуск продукции и услуг был не только результатом деятельности, но и обеспечивал превышение доходов над расходами. Тем самым приходим к выводу о том, что, чем выше данное превышение, тем эффективнее функционирует предприятие;
    • если раньше стоял вопрос только о выпуске как можно большего количества продукции, то теперь появляются и другие, например, как ее реализовать, сбыть, и наращивание объемом производства будет целесообразно только при гарантированности сбыта;
    • самостоятельность предприятия по многим вопросам его деятельности приходит на смену существующим ранее ограничениям государства, что в свою очередь приносит больший риск банкротства или несостоятельности предприятия. Предприятие можно вывести за рамки экономической сферы, потому что оно не смогло работать в условиях рыночной экономики и, следовательно, должно ее покинуть.

Из этого видно, что  поведение фирмы, организации, предприятия  в условиях рынка существенно  меняется, и эти изменения затрагивают  множество вопросов их деятельности.

Любая фирма является открытой экономической системой, независимо от ее отраслевой принадлежности, формы собственности, оказываемых услуг, организационно-правовой формы или выпускаемой продукции. Постараемся представить эту систему в следующем виде:

 

Попробуем детально разобрать  эту схему. Мы уже отметили, что  в рыночной экономике перед предприятием стоит две главные задачи: произвести продукции и найти каналы сбыта для ее реализации. От того как успешно будут решены эти задачи зависит процветание предприятия или его несостоятельность. Предприятию необходимо изучить рынок, для того чтобы понять, какой ассортимент необходимо производить, в каком количестве. Прежде чем начать изготовление какой-либо продукции, а следовательно и расходовать ресурсы следует заняться маркетингом. Причем маркетингом нужно заниматься непрерывно и до запуска производства, и во время, и после, поэтому на схеме маркетинг есть и на входе и на выходе.

Для принятия более рационального  решения следует сначала собрать, а потом и проанализировать достоверную  информацию, которая включает в себя:

    • характеристику рынка: количество потребителей, способы покупки готовой продукции и услуг, отношение покупателей к продукции, срокам и условиям доставки, условия продаж однотипных товаров у конкурентов;
    • общую характеристику товаров и услуг: приемлема ли цена для большего количества покупателей, нужен ли сервис или нет, являются ли эти товары полуфабрикатами или готовыми изделиями, товарами промежуточного или конечного потребления;
    • состояние рассматриваемого рынка: между производителями существует конкуренция или нет, если да, то каков ее уровень;
    • каналы распространения товаров: количество посредников между потребителями и производителями, если они имеются;
    • ограничения со стороны закона: есть ли законодательно закрепленные ограничения, препятствующие маркетинговой деятельности;
    • уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные задачи фирмы, которые учитывают ситуацию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также рассматривает тенденции их развития;
    • материальные, финансовые, интеллектуальные и другие ресурсы, которые необходимы для достижения поставленных целей; 
    • перспективные: цели фирмы (до 5 лет), задачи, возникающие при этом и обеспечение необходимыми для их достижения ресурсами;
    • оперативные или текущие: те цели и задачи, которые выдвигаются конъюнктурой рынка и не противоречат стратегическим долговременным целям;

Теперь, возвращаясь опять  к схеме, стоит обратить внимание на то, что на входе предприятие  потребляет определенного типа ресурсы  для того, чтобы на выходе, то есть при окончании производственного  процесса получить трансформированные ресурсы, то есть ресурсы с уже  иной потребительской стоимостью.

Соотношение ресурсов на входе  и выходе является содержанием понятия  экономики предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.    Конкурентоспособность фирмы

Основной целью каждой фирмы в рыночной экономике остается сохранение и расширение своих позиций  на рынке, стабильное получение прибыли, а при возможности и ее увеличение. Когда такое возможно?! Только при ориентации предприятия или фирмы на максимизацию прибыли, при которой обеспечение достаточно высокой конкурентоспособности является главным ее средством достижения. Конкурентное преимущество одной или нескольких фирм, которые выпускают однотипную продукцию или оказывают одинаковые услуги на определенной территории, выявляется в результате их конкурентной борьбы.

Конкурентное преимущество – это то, что отличает определенную фирму или предприятие от их конкурентов и тем самым обеспечивает его превосходство на рынке. Обычно такое преимущество связано либо с более низкими издержками на производство одного и того же товара, либо с более высоким качеством этого же товара, сравнивая с конкурентами. Экономисты выделяют две главные рыночные стратегии:9

    • Стратегия меньших затрат: то есть выпуск товаров с меньшими издержками, в сравнении с конкурентами, что обеспечивает фирме большую прибыль, которая является разницей между примерно одинаковыми ценами и более низкими издержками;
    • Стратегия дифференциации: то есть создание для потребителя большей ценности товара в виде более высокого качества товаров или услуг, особых потребительских свойств, что будет проявляться в более высоких ценах и соответственно в более высокой прибыли, в сравнении с конкурентами.

Для фирмы важно проанализировать те конкурентные преимущества, которыми она располагает, и выбрать одну из стратегий для увеличения прибыли. Необходимость точной ориентации своей  стратегии, как и любой другой экономический выбор, связан с ограниченностью  производственных ресурсов. Совмещение элементов двух стратегий ведет к падению эффективности предприятия. Однако из этого не следует вывод о том, что фирма, выбравшая первую стратегию, не должна заботиться о качестве товара, а фирма, пошедшая вторым путем, может чрезмерно завышать цены на продукцию.

Также при выборе оптимальной  стратегии руководство должно определить, в какой сфере будет реализовываться конкурентное преимущество. Будет ли конкуренция направлена на какой-то узкий сегмент экономики, либо она будет нацелена на все секторы. Стоит отметить, что при выборе узкого сегмента, работая в соответствии с его специфическими особенностями, фирма сможет выиграть с точки зрения более низких издержек или более высокой дифференциации, если сравнивать с конкурентами, которые работают на более широком рынке.

Конкурентнособны ли малые  фирмы? Есть ли у них шанс противостоять  крупным фирмам? Многие зарубежные экономисты считают, что малые фирмы  обладают многими положительными качествами, которые не присущи крупным предприятиям.

Какими же недостатками обладают крупные фирмы? Они не могут уследить за всеми своими товарами и рынками  и любые перемены воспринимаются ими как риск. Крупным фирмам очень  сложно ладить с одержимыми людьми, которые очень часто являются инициаторами новых идей. Такие фирмы редко принимают решения о финансировании проекта, который может принести прибыль только через 5-7 лет. Также на крупных фирмах не принято вознаграждение за риск, здесь управленцы одобряют и утверждают не товары, а планы.

Малые фирмы в отличие  от крупным ориентируется в основном на нужды потребителей. Для их дальнейшего выживания им необходимо предлагать рынку что-то новое и действенное. Обычно инициатором таких предложений является один человек, который обладает знаниями и умениями. Немаловажен тот факт, что большинство новых товаров рождается именно на мелких фирмах, такие фирмы способны к перспективным мыслям и решениям.

На начальном этапе  инновационного процесса они имеют  достаточно низкие издержки, так как длительность этого этапа может повлиять на создание и выпуск относительно новой продукции.

Гибкость малых фирм –  это общеизвестный факт, так, например, при неудаче в одной из сфер их деятельности, они быстро могут переключиться на другую. Кроме того, мелкие фирмы обычно сразу работают над несколькими идеями. Другими словами они осуществляют множественный конкурентный подход. 10

И наконец, малые фирмы  умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь один успех сразу может окупить несколько неудач, на крупной же фирме, напротив, все благополучие фирмы может быть прервано одной неудачей.

Когда конкурентная стратегия  и сферы конкуренции обозначены, следует переходить к стратегическому планированию, то есть нужно составить план действий, который будет направлен на достижение целевых установок.

Планирование включает в  себя три этапа:11

      1. Анализ внешней среды, то есть нужно проанализировать политическую и экономическую ситуацию страны, отрасли рынка, спроса, ресурсов.
      2. Оценка возможности или невозможности функционирования фирмы в такой среде. Оценка будущих возможностей фирмы, что обеспечит равновесие запросов и реальных возможностей самой фирмы, выработать стратегию поведения на рынке, обеспечить принятие грамотных управленческих решений.
      3. Выбор вариантов развития фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности  предпринимательской деятельности фирмы дальнего зарубежья и России.

3.1.        Особенности организации предпринимательской  деятельности в США

В США большее распространение  получили единоличные предприятия, представляющие удобства для мелких предприятий. Единоличные предприятия действуют обычно в области розничной торговли и сфере услуг.

Данные предприятия обладают исключительной простотой процедуры  регистрации. Налоговая декларация является их единственным официальным документом. Финансовые записи ведутся исключительно в налоговых целях, то есть не являются обязательными. Однако для некоторых видов предпринимательской деятельности требуется специальное разрешение штата, в котором расположено данное предприятие.

Не менее популярно  в США партнерство, которое является аналогом товарищества в России. В  данной организационной форме партнеры имеют равные права на имущество  предприятия и управление им, если иное не предусмотрено договором, на основе которого и функционирует  партнерство. Участники партнерства  несут солидарную, неограниченную ответственность по обязательствам предприятия.

В 44 штатах из 50 действует  закон о партнерствах от 1914 года, регулирующий общее партнерство. Налоги в данном случае уплачивает не само партнерство, а они вычитаются с доходов предпринимателей, которые входят в состав партнерства. Однако, партнеры обязательно оформляют налоговые декларации, составляют отчет, который устанавливает долю каждого участника в прибылях и убытках предприятия.

Корпорация в США –  это, своего рода, универсальная форма  бизнеса. Ее деятельность строится на основе устава и внутреннего регламента. Это является отличительной особенность американской корпорации от российского акционерного общества, где требуется только устав. Но стоит заметить, что регламент нигде не утверждается, он является внутренним документом предприятия. Малые предприятия освобождаются от налога на прибыль согласно федеральной налоговой системе.

Информация о работе Фирма – как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике