Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:26, курсовая работа
Исходные данные:
Методологическая характеристика проблемы излагается студентом с использованием современной научно-практической литературы, интернет ресурсами, а также статьями из газет и журналов.
Вариант 3
Введение 4
Теоретическая и практическая часть 6
Заключение 43
Список использованной литературы 45
ФГБОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Теоретической экономики, экономического моделирования
и права
Курсовая работа
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему «Фискальная политика РФ»
Кемерово 2013
Содержание курсовой работы
по теме «Фискальной политике РФ»
стр.
Содержание
Вариант
Введение
Теоретическая и практическая
часть
Заключение
Список использованной литературы
Вариант 6.
Тема «Фискальная политика РФ»
Исходные данные:
Методологическая
Фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.
В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, целей, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.
Фискальная (бюджетно-налоговая)
политика государства - самая важная,
так как, я считаю, с ее помощью
правительство может свободно реализовывать
все свои функции и обязательства.
Бюджет играет огромную роль в развитии
и процветании государства, продвижении
научно-технического прогресса (бюджетные
финансирования исследований и разработок),
развитии экономики (особенно не прибыльных,
но социально-значимых отраслей экономики
посредством инвестирования, субсидий
и т.д.), сокращении неравенства населения
(прогрессивная шкала
Полнота бюджета, как правило,
прямо пропорциональна
Экономическая политика проводится государством посредством использования, прежде всего, инструментов фискальной политики, таких как налоги, государственные расходы, трансфертные платежи. С помощью них государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики Российского государства.
Объектом курсовой работы является бюджетно-налоговая политика.
Предметом - особенности функционирования бюджетно-налоговой политики в России.
Задачи данной курсовой работы:
• Рассмотреть теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства;
• Рассмотреть реализацию фискальной политики в период 1990-2012 гг.
• Проанализировать современное состояние бюджетно-налоговой политики в России;
• Выделить проблемы и ошибки.
• Предположить и описать дальнейшие перспективы развития бюджетно-налоговой политики России.
Курсовая работа состоит из исходных данных, введения, теоретической части, заключения, расчётной части, списка используемой литературы. При раскрытии предметной базы применялась учебная и периодическая литература.
1. Теоретические
основы фискальной политики
1.1 Социально-экономическая сущность и цели фискальной политики
Экономическая политика - совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или предопределить их результаты [5, с.274].
В зависимости от области
государственного воздействия на экономические
процессы и способов, инструментов
осуществления государственной
экономической политики различают
разные ее виды. Но единой, общепринятой
классификации видов
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства, направленные на сглаживание экономических циклов и обеспечение экономического роста страны путем манипулирования государственным бюджетом. [6,c.10]
Основными инструментами
осуществления бюджетно-
налоговые ставки;
налоговые льготы, кредиты, каникулы;
объекты обложения, субъекты платежей;
источники налогов;
санкции;
политика ускоренной амортизации.
В качестве бюджетных регуляторов выделяют:
государственные инвестиции;
государственные закупки товаров и услуг;
государственные трансферты;
уровень централизации средств государством;
соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами;
дефицит бюджета;
соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами,
бюджетную классификацию статей доходов и расходов;
социальные программы;
общественные работы.
В соответствии с (рис. 1.1) показаны основные цели фискальной политики.
Кроме того, целями государственной фискальной политики могут выступать: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.
В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:
- фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции) [5, с. 285].
- фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.
фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов [1,с.166].
фискальная политика - это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП [4, с. 271].
Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.
1.2 Инструменты фискальной политики
Основными инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
Государственные закупки - это
способ закупок, осуществляемый государством
для нужд собственного потребления
(закупки оборудования, вооружений)
и в целях обеспечения
Трансфертные платежи - одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. Имеют три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.). Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.
Налог - обязательный, индивидуально
безвозмездный платёж, взимаемый
органами государственной власти различных
уровней с организаций и
Существуют критерии эффективности использования этих инструментов:
1.Величина дефицита бюджета и скорость нарастания государственного долга;
2.Доля бюджетного дефицита, покрываемого за счет монетизации;
3.Уровень развитости налогового администрирования;
4.Уровень выполнения бюджетных обязательств правительства;
5.Объем финансовых ресурсов, используемых на покрытие государственного долга.
Кроме того, нужно отметить,
что критериями выступают результаты
проведенной политики: достигнут
ли экономический рост, повержена
ли инфляция, решена ли проблема занятости…и
т.д. Для нашей страны специфическим
показателем может служить
Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов (автоматическая). [5,с.38]
Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее я рассмотрю их более детально.
1.3 Виды фискальной политики
Различают фискальную политику на (рис.1.2):
(рис.1.2)
Дискреционная фискальная политика рассматривается кейнсианцами как способ нейтрализации рыночного фиаско посредством сознательного манипулирования налогами, государственными расходами и сальдо государственного бюджета. Цель такой правительственной политики заключается в приближении объема ВВП к его потенциальному уровню и обеспечения тем самым стабилизации национальной экономики. [6, стр.192]. Дискреционная политика перекликается с антициклическим регулированием экономики. Главной целью регулирования является достижение стабильного, сбалансированного, равномерно распределенного по волне цикла. Сглаживание циклов происходит за счет политики экспансии, проводимой в период спада, кризиса экономики, и политики рестрикции, осуществляемой на стадии подъема, роста экономики.
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. Виды фискальной политики показаны на (рис.1.3)