Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:26, курсовая работа
Исходные данные:
Методологическая характеристика проблемы излагается студентом с использованием современной научно-практической литературы, интернет ресурсами, а также статьями из газет и журналов.
Вариант 3
Введение 4
Теоретическая и практическая часть 6
Заключение 43
Список использованной литературы 45
(рис.1.3)
В периоды кризиса экономики необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую политику - политику экспансии. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном - снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста (так как увеличится совокупный спрос, что подтолкнет экономику к росту ВВП и снижению безработицы). Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики. Но такой вид политики чреват последствиями: увеличением бюджетного дефицита, который влечет за собой увеличение государственного долга и ускорение темпов инфляции.
В целях снижения темпов
инфляции реализуют сдерживающую фискальную
политику - политику рестрикции. Она
заключается в сокращении государственных
расходов, увеличении налогов или
в сочетании тех и других мер.
В краткосрочном периоде
Качественное отличие дискреционного типа бюджетно-налоговой политики от ее автоматической разновидности состоит в том, что если в первом случае государством делается акцент на комплекс мер по сознательному регулированию совокупного спроса (т.е. проводится политика точной настройки), то в последнем воздействие на спрос осуществляется при опоре на механизмы встроенных в финансовую систему стабилизаторов (реализуется политика строгих правил). [6, с.214]
Встроенные стабилизаторы являются “автоматическими”, поскольку они вступают в действие, когда это необходимо, без специальных действий со стороны Президента, правительства. Они называются стабилизаторами, поскольку помогают увеличить расходы во время спада и сократить их в периоды инфляции. Стабилизаторы стимулируют рост государственных расходов, снижают налоги или воздействуют в периоды спада на оба фактора. Во время подъема, когда личные доходы и цены растут, встроенные стабилизаторы действуют в противоположном направлении, сокращая государственные расходы и увеличивая налоги. К встроенным стабилизаторам относят:1) налоговую систему; 2) систему государственных трансфертных платежей; 3) систему государственных закупок.
Главными инструментами в налоговой системе выступают подоходный налог и НДС. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т - величина налоговых поступлений, t - ставка налога, а Y - величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Необходимо отметить, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат - в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматически сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формирование которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада, когда в стране происходит запредельное падение уровня жизни населения - автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства. Например, в случае нарастания безработицы сокращается потребительский спрос населения, что оказывает негативный мультипликативный эффект на объем производства. И если потерявшие рабочие места люди начинают получать пособие, то направление действия данного мультипликативного эффекта может кардинальным образом измениться. Практическую свою реализацию данный взгляд впервые получил в рамках известного «курса Рузвельта». [7,стр.145]
Система государственных закупок. Особенно, деятельность этого стабилизатора заметна в сельском хозяйстве. Например, цены на зерно падают ниже 5 тысяч рублей за тонну. Государство, чтобы не допустить разорения с/х предприятия, производит закупку зерна. Объемы продукции сократятся на рынке, что приведет к повышению цен на зерно. После повышения цен появляется инфляция, тогда государство продает зерно, чтобы изъять излишнюю денежную массу у населения. Следуя правилам автоматической фискальной политики, чем масштабнее государственные закупки, тем плавне экономические циклы.
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.
Фискальная политика, ориентированная на совокупное предложение. Интересы этого направления бюджетно-налоговой политики представляют сторонники теории экономики предложения. Кейнсианцы всегда утверждали, что сокращение налоговых ставок непременно ведет к образованию бюджетного дефицита, но представители теории экономики предложения говорят, что снижение налогов не всегда приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, даже, наоборот, может их увеличить. Эта концепция была реализована в 70-80х гг XX столетия в рамках программы «рейганомики» в США. Зависимость между налоговыми поступлениями и прогрессивностью налогообложения изучал американский ученый А.Лаффер, который был консультантом президента США Рейгана. Свою теорию он отразил на графике (рис.1.4) «кривая Лаффера»:
(рис.1.4)
На вертикальной оси рис.
1.4 представлены налоговые ставки (r),
на горизонтальной оси - налоговые поступления(T).
При нулевой и100%-й ставках
Кривая Лаффера заключает
в себе большую степень
Манипулирование ставками налога требует большой осторожности. Во-первых, можно не досчитаться большой части налоговых поступлений. Во-вторых, изменения налоговых ставок создают чувство неопределенности у предпринимателей, что не побуждает их к развитию.
Кривая Лаффера демонстрирует стимулирующий эффект снижения налогов. Уменьшение налогового бремени ведет к увеличению сбережений, к росту инвестиций и занятости. В итоге произойдет рост производства и доходов, вследствие чего увеличится объем налоговых поступлений в бюджет.
Для получения ожидаемого
эффекта следует снизить
1.4 Достоинства и недостатки фискальной политики
Подводя итог, можно выделить достоинства и недостатки фискальной политики. К достоинствам следует отнести:
1.Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
2.Отсутствие внешнего лага. Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
3.Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
Недостатки фискальной политики:
1.Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
2. Наличие внутреннего
лага. Внутренний лаг - это период
времени между возникновением
необходимости изменения
3. Неопределенность. Этот
недостаток характерен не
• Проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Это может привести к дестабилизации экономики;
• Проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска.
4. Дефицит бюджета. Противники
кейнсианских методов
2. Фискальная политика в России
2.1 Анализ современной бюджетно-налоговой политики в России и в мире
Наша страна на сегодняшний
день характеризуется недостаточно
эффективным использованием макроэкономических
регуляторов, в том числе бюджетно-
Размер доходной части
бюджета, как известно, в значительной
мере зависит от двух величин - совокупного
объема и структуры налогового бремени,
а также величины налоговой базы,
которая в свою очередь определяется
количеством, размерами и эффективностью
функционирования платежеспособных экономических
субъектов. Поскольку налоговое
бремя в период трансформационных
преобразований превышало возможности
хозяйствующих субъектов, лишая
их стимулов к развитию и воспроизводству,
границы налоговой базы оставались
крайне узкими. Развитие, если и имело
место, то только в рамках теневого
сектора. Налоговая система поощряла
утечку капиталов за рубеж, являясь
существенным (хотя и не единственным)
фактором формирования неблагоприятного
инвестиционного климата.[2,c.